СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья

Шмарова Татьяна Владимировна

    Среди развивающих средств, наиболее соответствующих психофизическому и возрастному состоянию дошкольника, особое место занимает сказка и ее комплексное использование в образовательном процессе с детьми. Особенно она актуальна в работе с дошкольниками младшей группы. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка, учим малыша сопереживать, формируем основы правильного поведения и общения, развиваем фантазию, воображение, связную речь, мышление, память, творческий потенциал.      Задача воспитателя оказать психолого-педагогическое сопровождение дошкольника в этом сложном процессе, участвовать в театральной игре вместе с ребенком, показывая ему на собственном примере, что необходимо быть смелым, чутким, искренним, добрым.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

 

Т.В. Шмарова, воспитатель МБОУ гимназия «УВК №1»

структурное подразделение- детский сад, город Воронеж

     Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в ДОО в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса. Поэтому к числу важнейших задач в работе с дошкольниками относится всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, социально-личностное, развитие физических качеств и навыков.

    Среди развивающих средств, наиболее соответствующих психофизическому и возрастному состоянию дошкольника, особое место занимает сказка и ее комплексное использование в образовательном процессе с детьми. Особенно она актуальна в работе с дошкольниками младшей группы. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка, учим малыша сопереживать, формируем основы правильного поведения и общения, развиваем фантазию, воображение, связную речь, мышление, память, творческий потенциал.

     Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний.

    Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

     Работая с младшими дошкольниками, мы не только читаем и рассказываем сказки, но и показываем их с помощью театральной деятельности. В результате ребенок находится не просто в роли наблюдателя, а активного героя, который совершает реальные поступки, мыслит и чувствует. В этом смысл сказка оказывает терапевтическое действие, так как ребенок может отреагировать в метафорической форме свои эмоции, страхи.

     Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театрализация сказки. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.       Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников.

     Задача воспитателя оказать психолого-педагогическое сопровождение дошкольника в этом сложном процессе, участвовать в театральной игре вместе с ребенком, показывая ему на собственном примере, что необходимо быть смелым, чутким, искренним, добрым. Этот ценный опыт ребенок позже перенесет на реальные отношения с окружающими людьми. Оказывая большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные его личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для ребенка жизненный опыт. Она помогает сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребенка контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой сферы.

     Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями и явлениями. Умственное развитие детей от 3-х до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их, даже если он их не видит. Дошкольник начинает строить модели действительности, и делает он это с помощью сказки.

    В своей работе мы используем разные формы представления сказки, ориентируясь на возрастные особенности дошкольников. Это могут быть:

       -Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь)

     - Сказка-картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук)

     - Сказка-импровизация (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации)

     - Сказки на песке и др.

     Фонд сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски. Иногда, утренний прием проводится с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.

     Дети очень любят преобразовывать сказки. Поэтому со сказкой можно работать и нетрадиционными способами: предлагать изменить ситуацию (сценарий), изменить или переделать внешний образ героя, предложить придумать новое завершение сказки или поступка персонажа и др. Это увлекает дошкольников, мотивирует их быть активными в игровом событии, а значит стимулирует их всестороннее развитие.

     Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические представления и нравственные ценности, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике. Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому питает ум, учит мыслить и чувствовать.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 2019. - 536 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

Нетрадиционные методы работы с детьми, как одно из направлений развития личности дошкольника в условиях реализации ФГОС в ДО.

Нетрадиционные методы работы с детьми, как одно из направлений развития личности дошкольника в условиях реализации ФГОС в ДО....

Игра как средство образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...

Роль семьи и детского сада в социализации личности дошкольника в условиях реализации ФГОС

В статье рассматривается область "Социализация" и какие задачи она содержит в социализации личности ребенка, в соответствии с ФГОС. Также раскрыт процесс социализации детей дошкольного возра...