Мастер-класс для воспитателей "Экспериментирование"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Киселева Ольга Александровна

Цель мастер-класса: 

Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.

Задачи:  

Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной  деятельности  детей.

Ход мастер класса

Хочу начать свое выступление с китайской пословицы:

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

   Дети очень любят экспериментировать. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Один раз в неделю у нас в группе я провожу кружок по экспериментальной и исследовательской деятельности на бюджетной основе «Чудеса своими руками». Внимание на экран.

За три месяца работы кружка мы с детьми провели множество опытов и экспериментов.

Дети узнали и сами попробовали свойства песка и почвы.

Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев. В почве содержатся песок, глина, различный природный мусор. В почве есть воздух. Выяснили, что в почве есть влага.

Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых.  Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. Сухим песком можно рисовать. Познакомились со свойствами мокрого песка. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, зато он может принимать любую нужную форму. Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Фильтром для песка стала самая обыкновенная губка. Дети с интересом наблюдали, как проходя через губку, песок остается на губке, а вода становится чистой, прозрачной.

Свойства воздуха.

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут веером возле своего лица. Делаем вывод: воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

Для проведения следующего опыта нам понадобится стакан и таз с водой. Медленно опускаем в таз с водой стакан. Вода не заполняет стакан, а только часть, потому что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А вот еще опыт с бутылкой. Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Имеет ли воздух форму? Выясняя это, мы надували воздушные шары.

Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Имеет ли воздух вес?

При этом исследовании мы в таз с водой опустили ластик и резиновый мячик. Ластик утонул сразу, мячик не тонул, т.к. внутри мячика находится воздух. Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воздух есть и внутри нас.

Для следующего опыта нам понадобился стакан с водой и трубочка. Опустили в стакан с водой трубочку и подули в нее.

Выяснили, что воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Имеет ли воздух запах?

Продолжая исследования, мы убедились, что собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Свойствам воды мы уделили особое внимание.

Выяснили, что у воды нет формы, вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Воду наливали в разные сосуды, вспомнили лужи после дождя на асфальте.

У воды нет цвета, она прозрачная. Затронули вопросы экологии, представили, что было бы если бы вода в водоемах была мутная, непрозрачная. В такой воде не смогут жить и развиваться животный и растительный мир. Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!

У воды нет запаха, но она может приобретать запах другого вещества.

Вода не имеет вкуса. В воду добавляли лимон, сахар, соль. Пробовали ее на вкус.

Когда добавляли в воду соль и сахар заметили, что вещества хорошо растворялись. А это значит, Вода- Растворитель.

Познакомились с тремя состояниями воды: жидким, твердым и парообразным. Рассмотрели и исследовали эти состояния в природе.

Одно из замечательных свойств воды мы наблюдаем зимой на реке, на озере или на пруду. Мы видим там лёд, то есть твёрдую воду. Подо льдом ─ жидкая вода. Надо льдом ─ водяной пар, он всегда есть в воздухе.

Что же здесь необычного? А вот что. Вода ─ единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно во всех трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Опыт № 1

Воспитатель: Нам понадобится 5 спичек.  Надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

ВоспитательВолокна дерева впитывают влагу. Дерево набухает, его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

Опыт № 2

«Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

ВоспитательВ чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Опыт № 3

«Стакан на гармошке»

Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?... Сложите листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь поставь третий стакан сверху… Он держится!

Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

Опыт № 4

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.

Опыт №5

«Надуваем воздушный шар».

Нам понадобится:

- 1 чайная ложка пищевой соды, сок лимона, 3 столовые ложки уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

 Проведение:

1)    Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2)    В отдельной посуде смешаем сок лимона и 3 столовые ложки уксуса и вливаем в бутылку через воронку.

3)    Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

-Посмотрите, что за волшебство происходит! Шарик сам надувается!

Объяснение:

Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом вступает в химическую реакцию и выделяют углекислый газ, тем самым создают давление, которое надувает воздушный шар. Разве не чудо?!

Обсуждение экспериментов с воспитателями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному.  Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился  и вы будете вместе детьми проводить такие же  и другие экспериментирования с различными материалами.

Спасибо за внимание.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley_eksperimentirovanie.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №17 «ПЧЕЛКА»

Конспект мастер-класса

Для воспитателей.

Экспериментирование.
Тема: «Кружок «Чудеса своими руками»

(Подготовительная группа)

        

        

Составила:

Воспитатель

Киселева Ольга Александровна

                                                                  п. Володарского

2021г.

Цель мастер-класса: 

Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.

Задачи:  

Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной  деятельности  детей.

Ход мастер класса

Хочу начать свое выступление с китайской пословицы:

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

   Дети очень любят экспериментировать. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Один раз в неделю у нас в группе я провожу кружок по экспериментальной и исследовательской деятельности на бюджетной основе «Чудеса своими руками». Внимание на экран.

За три месяца работы кружка мы с детьми провели множество опытов и экспериментов.

Дети узнали и сами попробовали свойства песка и почвы. 

Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев. В почве содержатся песок, глина, различный природный мусор. В почве есть воздух. Выяснили, что в почве есть влага.

Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых.  Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. Сухим песком можно рисовать. Познакомились со свойствами мокрого песка. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, зато он может принимать любую нужную форму. Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Фильтром для песка стала самая обыкновенная губка. Дети с интересом наблюдали, как проходя через губку, песок остается на губке, а вода становится чистой, прозрачной.

Свойства воздуха.

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут веером возле своего лица. Делаем вывод: воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

Для проведения следующего опыта нам понадобится стакан и таз с водой. Медленно опускаем в таз с водой стакан. Вода не заполняет стакан, а только часть, потому что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А вот еще опыт с бутылкой. Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Имеет ли воздух форму? Выясняя это, мы надували воздушные шары.

Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Имеет ли воздух вес?

При этом исследовании мы в таз с водой опустили ластик и резиновый мячик. Ластик утонул сразу, мячик не тонул, т.к. внутри мячика находится воздух. Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воздух есть и внутри нас.

Для следующего опыта нам понадобился стакан с водой и трубочка. Опустили в стакан с водой трубочку и подули в нее.

Выяснили, что воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Имеет ли воздух запах?

Продолжая исследования, мы убедились, что собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Свойствам воды мы уделили особое внимание.

Выяснили, что у воды нет формы, вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Воду наливали в разные сосуды, вспомнили лужи после дождя на асфальте.

У воды нет цвета, она прозрачная. Затронули вопросы экологии, представили, что было бы если бы вода в водоемах была мутная, непрозрачная. В такой воде не смогут жить и развиваться животный и растительный мир. Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!

У воды нет запаха, но она может приобретать запах другого вещества.

Вода не имеет вкуса. В воду добавляли лимон, сахар, соль. Пробовали ее на вкус.

Когда добавляли в воду соль и сахар заметили, что вещества хорошо растворялись. А это значит, Вода- Растворитель.

Познакомились с тремя состояниями воды: жидким, твердым и парообразным. Рассмотрели и исследовали эти состояния в природе.

Одно из замечательных свойств воды мы наблюдаем зимой на реке, на озере или на пруду. Мы видим там лёд, то есть твёрдую воду. Подо льдом ─ жидкая вода. Надо льдом ─ водяной пар, он всегда есть в воздухе.

Что же здесь необычного? А вот что. Вода ─ единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться одновременно во всех трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Опыт № 1

Воспитатель: Нам понадобится 5 спичек.  Надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

ВоспитательВолокна дерева впитывают влагу. Дерево набухает, его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

Опыт № 2

«Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

ВоспитательВ чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Опыт № 3

«Стакан на гармошке»

Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?... Сложите листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь поставь третий стакан сверху… Он держится!

Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

Опыт № 4

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.

Опыт №5

«Надуваем воздушный шар».

Нам понадобится:

- 1 чайная ложка пищевой соды, сок лимона, 3 столовые ложки уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

 Проведение:

1)    Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2)    В отдельной посуде смешаем сок лимона и 3 столовые ложки уксуса и вливаем в бутылку через воронку.

3)    Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

-Посмотрите, что за волшебство происходит! Шарик сам надувается!

Объяснение:

Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом вступает в химическую реакцию и выделяют углекислый газ, тем самым создают давление, которое надувает воздушный шар. Разве не чудо?!

Обсуждение экспериментов с воспитателями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному.  Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился  и вы будете вместе детьми проводить такие же  и другие экспериментирования с различными материалами.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...