Семинар практикум для воспитателей
методическая разработка (средняя группа)

Русских Екатерина Ивановна

Тема: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами неживой природы.

Форма проведения: семинар-практикум

Цель: Расширить знания о экспериментаторской деятельности детей среднего дошкольного возраста с объектами неживой природы и показать ее значение в познавательной активности детей.

Оборудование: колобок, тазик с водой, вырезанная из цветной бумаги цветок-кувшинка с закрученными лепестками, ягодки винограда, три стакана, бутылка минералки, соломинки, ёмкость с песком, камень, вата.

План семинара-практикума:

1. Теоретический часть. Обсуждение темы развитие познавательной активности. Выявления условий и методов формирования познавательной активности. Определить наиболее достойный метод (Экспериментирование) формирования познавательной активности и раскрыть его. Раздача памяток - консультаций для воспитателей на тему: «Детское экспериментирование с объектами неживой природы как средство развития познавательной активности дошкольников»

 

2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с воспитателями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley_2019g_tekst.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для воспитателей

«Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами неживой природы»

Составили воспитатели МДОУ

центр развития д/с №3:

Ганькова О.А.

Русских Е.И.

Тема: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами неживой природы.

Форма проведения: семинар-практикум

Цель: Расширить знания о экспериментаторской деятельности детей среднего дошкольного возраста с объектами неживой природы и показать ее значение в познавательной активности детей.

Оборудование: колобок, тазик с водой, вырезанная из цветной бумаги цветок-кувшинка с закрученными лепестками, ягодки винограда, три стакана, бутылка минералки, соломинки, ёмкость с песком, камень, вата.

План семинара-практикума:

1. Теоретический часть. Обсуждение темы развитие познавательной активности. Выявления условий и методов формирования познавательной активности. Определить наиболее достойный метод (Экспериментирование) формирования познавательной активности и раскрыть его. Раздача памяток - консультаций для воспитателей на тему: «Детское экспериментирование с объектами неживой природы как средство развития познавательной активности дошкольников»

 

2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с воспитателями.

Ход семинара-практикума:

  1. Теоретическая часть:

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. Педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

  • Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
  • Включение занимательности в содержание занятий;
  • Создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • Вовлечение в выполнение творческих заданий;
  • Интеграция разнообразной деятельности;
  • Организация экспериментирования;
  • Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Методы формирования познавательной активности:

1. Наглядные методы: наблюдение, метод демонстрации, использование ТСО

2. Рассказ детей и воспитателя, чтение, объяснение.

3. Практические и игровые методы: упражнение, игровые методы, экспериментирование, моделирование.

Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Один из видов экспериментирования – это опыты с объектами неживой природы.

Раздаем консультацию «Детское экспериментирование с объектами неживой природы как средство развития познавательной активности дошкольников».

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!» Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении ребенка была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, ребенок уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти ребенка и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у взрослых не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детскую любознательность  в нужное русло.

В «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова - «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …

Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни. 

Виды детского экспериментирования:

По характеру познавательной деятельности детей

  • иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);
  • поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);
  • решение познавательных задач.

По месту в образовательном цикле

  • первичное;
  • повторное;
  • заключительное;
  • итоговое.

По характеру мыслительных операций

  • констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);
  • сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);
  • обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).

По способу применения

  • демонстрационное;
  • фронтальное.

2 Практическая часть.

Уважаемые воспитатели закройте глаза. А теперь медленно открывайте, мы с вами дети, а дети любят сказки. Мы оказались в сказки «Колобок» (Колобок лежит на окошке домика).

Колобок: Сколько можно здесь лежать надо мир открывать. Покачусь, посмотрю, что там за забором.

Воспитатель: Здравствуй, Колобок!

Колобок: Здравствуйте, ребята! (за Колобка говорит воспитатель)

Некогда, мне с вами разговаривать, я качусь мир открывать. ( И покатился Колобок за забор, а за забором  он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Колобок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Возьмите из цветной бумаги цветок-кувшинку с закрученными лепестками к центру при помощи карандаша. А теперь опустите кувшинку  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом Колобок  увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Но вдруг подул сильный ветер, и Колобок испугался и спрятался за большой куст.

Опыт №3.

Возьмите стаканы из предыдущего опыта, опустите в стаканы соломинки и подуйте. Получиться буря в стакане.

Пока Колобок прятался от бури он намок и выкатился на солнышко погреться. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт № 4

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа Колобка, а потом кошки или птицы.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Катился Колобок вокруг пруда, катился и увидел еще одного Колобка. (Большой, круглый камень.) УРА!  Это мой брат!

Опыт № 5

Берем камень и вату и сравниваем. Камень твердый, а вата мягкая.

Устал Колобок и решил вернуться домой, но у него осталось ещё много вопросов без ответов.

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему возникает буря?

4. Почему остались следы на песке?

5. Почему камни твердые?

Детишки закрываем глаза и медленно открываем. Мы опять с вами взрослые. Интересно вам было путешествовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...