Статья: ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГРУПП МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти детей.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в ДОО является экологизация образовательной развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации образовательной развивающей среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

С точки зрения экологического образования образовательная развивающая среда во второй младшей группе ДОО должна способствовать:

-познавательному развитию детей (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природными материалами, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы);

-эколого-эстетическому развитию(привлечение внимания детей к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);

-формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за растениями);

-экологизации различных видов деятельности детей(создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изобразительной деятельности).

Для повседневного общения детей с природой в группе создаются условия: оформляется уголок природы, где дети получают возможность наблюдать за растениями, получают первые элементарные трудовые навыки по уходу за растениями: с помощью воспитателей дети поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют семена цветов, сажают лук.

Главная особенность уголка природы - его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года.

Из комнатных растений в уголке природы младшей группы нужно иметь в первую очередь красиво и обильно цветущие растения, например бегонию вечно цветущую, фуксию, герань и др., а также растения с пестрой и яркой окраской листьев, с ярко выраженными частями (стебель, лист, цветок) и растения с плотными, широкими листьями, которые легко вытирать, например, небольшой фикус, аралию и др. Растения должны быть в хорошем состоянии, чтобы привлекать своим внешним видом детей.

В уголке природы должно быть организовано место для труда, отведено место для хранения лейки, тряпочки, палочки для рыхления почвы, должно быть отведено место, где можно повесить специальные фартуки, которые дети могут использовать во время ухода за растениями.

В уголке природы вместо аквариума с рыбками, который теперь по санитарным нормам запрещен в группах, необходимо оформить макет аквариума, сделать и подвесить рыбок в нем для рассматривания детьми. Рыбок можно сделать из бросового материала или из картона. У рыбок должны отчетливо просматриваться туловище, голова, плавники и хвост.

В уголке должен быть оформлен календарь природы. Во второй младшей группе – это должно быть панно со сменным изображением времени года, карточки с изображением явлений природы. Карточки должны быть съёмные и легко крепиться к основе календаря природы. Можно для крепления использовать двустороннюю липкую ленту.

В уголке природы должна находиться картонная кукла в одежде по сезону. Одежда также может быть съемной или кукол можно сделать несколько.

А также календарь наблюдений за птицами. Во второй младшей группе он должен выглядеть в виде картонного панно, на котором изображена кормушка, и разноцветных фигурок птиц, которые должны крепиться к кормушке и быть съемными. Дети должны фиксировать на календаре увиденных во время прогулки птиц.

Необходимо продумать, где будет расположен уголок природы. Он должен быть не на проходе и не рядом с зоной подвижных игр, ближе к окну, так как растениям нужен свет.

Помимо уголка природы важным условием успешной работы с детьми является наличие дидактического материала, пособий, игрушек.

Всем известно, что игра – любимое занятие для дошкольников. Для того, чтобы обогатить экологические знания младших дошкольников, необходимо иметь в группе дидактические игры экологического содержания. Такие игры должны давать детям дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношениях человека с природой. Игры можно сделать своими руками, дидактический материал сложить в картонные коробки. Хранить игры в доступном для детей месте.

Необходимо иметь муляжи фруктов и овощей для рассматривания.

На подоконнике можно разбить мини-огород, где вместе с детьми можно посадить лук и проводить наблюдения. Весной вместе с детьми можно посеять семена растений для высадки на клумбы.

В уголке природы можно оформить макет «Бабушкин дворик», в котором расположить деревянный домик, забор и фигурки домашних животных.

Дети с увлечением будут играть фигурками животных, обыгрывать различные ситуации. Игры будут содействовать обогащению знаний детей о домашних животных и их детёнышах, у них появится интерес к окружающему миру. В процессе игр будет происходить воспитание таких чувств, как забота о животных, любовь к ним.

В уголке природы должно быть отведено место для экспериментирования, в центре которого можно поставить стол «Вода-песок». Должны быть в наличии тазы или емкости с водой, песком, а также игровое оборудование: песочные игрушки: совки, формочки, ведерки, сито; плавающие игрушки: утки, рыбки, кораблики; различный природный материал: ракушки, шишки, камешки; тряпочки, губки, воронки.

Непосредственный контакт с природными материалами развивает у детей мышление, память, речь, тактильные ощущения, мелкую моторику, обогащает знаниями о свойствах и качествах предметов. Все это необходимо для элементарных опытов, расширения понятий об окружающей среде, развития у детей любознательности, познавательной активности.

В уголке природы можно организовать мини-музей воздуха, в котором могут храниться предметы, имеющие отношение к воздуху. Например, вертушка, мельница, трубочки для коктейлей, веер, воздушные шары, мыльные пузыри и т. д. Можно сделать игровое оборудование с использованием бутылочек с разными наполнителями: шариками из пенопласта, нарезанными из фольги кусочками и трубочек для коктейлей, вставленных в крышку бутылочек. Детям очень интересно использовать эти предметы и пособия в играх, самостоятельной деятельности. Они на собственном примере, опыте узнают о свойствах воздуха, начинают понимать, что все живое нуждается в дыхании, воздух находится вокруг нас.

Не менее важно иметь в группах художественную и научно-популярную литературу, для этого можно создать библиотеку сказок, стихов, рассказов о природе.

В наших силах воспитать экологически грамотного, культурного человека будущего. Создание, экологизация образовательной развивающей среды в группе детского сада должны способствовать формированию правильного отношения каждого ребенка к окружающей природе, миру в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portal_1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти детей.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в ДОО является экологизация образовательной развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации образовательной развивающей среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

С точки зрения экологического образования образовательная развивающая среда во второй младшей группе ДОО должна способствовать:

-познавательному развитию детей (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природными материалами, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы);

-эколого-эстетическому развитию(привлечение внимания детей к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);

-формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за растениями);

-экологизации различных видов деятельности детей(создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изобразительной деятельности).

Для повседневного общения детей с природой в группе создаются условия: оформляется уголок природы, где дети получают возможность наблюдать за растениями, получают первые элементарные трудовые навыки по уходу за растениями: с помощью воспитателей дети поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют семена цветов, сажают лук.

Главная особенность уголка природы - его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года.

Из комнатных растений в уголке природы младшей группы нужно иметь в первую очередь красиво и обильно цветущие растения, например бегонию вечно цветущую, фуксию, герань и др., а также растения с пестрой и яркой окраской листьев, с ярко выраженными частями (стебель, лист, цветок) и растения с плотными, широкими листьями, которые легко вытирать, например, небольшой фикус, аралию и др. Растения должны быть в хорошем состоянии, чтобы привлекать своим внешним видом детей.

В уголке природы должно быть организовано место для труда, отведено место для хранения лейки, тряпочки, палочки для рыхления почвы, должно быть отведено место, где можно повесить специальные фартуки, которые дети могут использовать во время ухода за растениями.

В уголке природы вместо аквариума с рыбками, который теперь по санитарным нормам запрещен в группах, необходимо оформить макет аквариума, сделать и подвесить рыбок в нем для рассматривания детьми. Рыбок можно сделать из бросового материала или из картона. У рыбок должны отчетливо просматриваться туловище, голова, плавники и хвост.

В уголке должен быть оформлен календарь природы. Во второй младшей группе – это должно быть панно со сменным изображением времени года, карточки с изображением явлений природы. Карточки должны быть съёмные и легко крепиться к основе календаря природы. Можно для крепления использовать двустороннюю липкую ленту.

В уголке природы должна находиться картонная кукла в одежде по сезону. Одежда также может быть съемной или кукол можно сделать несколько.

А также календарь наблюдений за птицами. Во второй младшей группе он должен выглядеть в виде картонного панно, на котором изображена кормушка, и разноцветных фигурок птиц, которые должны крепиться к кормушке и быть съемными. Дети должны фиксировать на календаре увиденных во время прогулки птиц.

Необходимо продумать, где будет расположен уголок природы. Он должен быть не на проходе и не рядом с зоной подвижных игр, ближе к окну, так как растениям нужен свет.

Помимо уголка природы важным условием успешной работы с детьми является наличие дидактического материала, пособий, игрушек.

Всем известно, что игра – любимое занятие для дошкольников. Для того, чтобы обогатить экологические знания младших дошкольников, необходимо иметь в группе дидактические игры экологического содержания. Такие игры должны давать детям дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношениях человека с природой. Игры можно сделать своими руками, дидактический материал сложить в картонные коробки. Хранить игры в доступном для детей месте.

Необходимо иметь муляжи фруктов и овощей для рассматривания.

На подоконнике можно разбить мини-огород, где вместе с детьми можно посадить лук и проводить наблюдения. Весной вместе с детьми можно посеять семена растений для высадки на клумбы.

В уголке природы можно оформить макет «Бабушкин дворик», в котором расположить деревянный домик, забор и фигурки домашних животных.

Дети с увлечением будут играть фигурками животных, обыгрывать различные ситуации. Игры будут содействовать обогащению знаний детей о домашних животных и их детёнышах, у них появится интерес к окружающему миру. В процессе игр будет происходить воспитание таких чувств, как забота о животных, любовь к ним.

В уголке природы должно быть отведено место для экспериментирования, в центре которого можно поставить стол «Вода-песок». Должны быть в наличии тазы или емкости с водой, песком, а также игровое оборудование: песочные игрушки: совки, формочки, ведерки, сито; плавающие игрушки: утки, рыбки, кораблики; различный природный материал: ракушки, шишки, камешки; тряпочки, губки, воронки.

Непосредственный контакт с природными материалами развивает у детей мышление, память, речь, тактильные ощущения, мелкую моторику, обогащает знаниями о свойствах и качествах предметов. Все это необходимо для элементарных опытов, расширения понятий об окружающей среде, развития у детей любознательности, познавательной активности.

В уголке природы можно организовать мини-музей воздуха, в котором могут храниться предметы, имеющие отношение к воздуху. Например, вертушка, мельница, трубочки для коктейлей, веер, воздушные шары, мыльные пузыри и т. д. Можно сделать игровое оборудование с использованием бутылочек с разными наполнителями: шариками из пенопласта, нарезанными из фольги кусочками и трубочек для коктейлей, вставленных в крышку бутылочек. Детям очень интересно использовать эти предметы и пособия в играх, самостоятельной деятельности. Они на собственном примере, опыте узнают о свойствах воздуха, начинают понимать, что все живое нуждается в дыхании, воздух находится вокруг нас.

Не менее важно иметь в группах художественную и научно-популярную литературу, для этого можно создать библиотеку сказок, стихов, рассказов о природе.

В наших силах воспитать экологически грамотного, культурного человека будущего. Создание, экологизация образовательной развивающей среды в группе детского сада должны способствовать формированию правильного отношения каждого ребенка к окружающей природе, миру в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательного процессе в группах младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка      Примерная циклограмма образовательной деятельности с детьми помогает нам, педагогам, реализовать содержание через планирование разнообразных в...

Консультация для воспитателей: Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста

Ребёнок- великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятель...

Непосредственно-образовательная деятельность в группе младшего дошкольного возраста Тема: «Строим дом» (с использованием блоков Дьенеша)

Непосредственно-образовательная деятельность в группе младшего дошкольного возрастаТема: «Строим дом» (с использованием блоков Дьенеша)...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе младшего дошкольного возраста

Тема. «Ягодки для снегиря» (в рамках тематической недели о зимующих птицах)Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе знакомства  детей с зимующей птицей - снегирь.Задачи:создат...

Комплексно - тематическое планирование образовательной работы в группе младшего дошкольного возраста дошкольного возраста с 2-3 лет

В составе творческой группы воспитателей МКДОУ д/с № 425 работала по направлению комплексно - тематическое планирование образовательной работы с детьми....

Статья. "Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно-эстетической образовательной области ФГОС ДО"

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей р...

Семинар "Предметно-пространственная развивающая среда в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС"

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....