ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
проект (старшая группа)

Перова Елена Анатольевна

С введением  ФГОС дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. ФГОС - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, стандарт качества полноценой творческой жизни детей и взрослых. В отличие от других стандартов, ФГОС  не является основой для оценки соответствия требованиям образовательной деятельности и подготовки обчающихся. Важным критерием деятельности дошкольной организации является созданная предметно - пространственная развивающая среда. К созданию ППРС Стандарт выдвигает определённые требования. Данный проект разработан с учётом требований Стандарта и принципов построения развивающей среды для полноценного развития и коррекции детей группы компенсирующей направленности.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rpps.docx140.3 КБ
Файл proekt.pptx199.48 КБ

Предварительный просмотр:


Тип проекта: информационно – исследовательский, практико – ориентированный, познавательно – творческий.

Вид проекта: внутренний, групповой

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Продолжительность проекта: долгосрочный

Этапы реализации проекта

I этап Организационно – подготовительный

Актуальность проекта:

На сегодняшний день всё дошкольное образование перешло на работу по ФГОС. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. К таким требованиям относятся и требования к развивающей предметно – пространственной среде. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях требуется преобразование и обновление образовательного потенциала пространства не только в самом учреждении, но в первую очередь в группах. Развивающая предметно – пространственная среда, опирающаяся на основные принципы и обеспечивающая максимальную реализацию дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития, сможет в полной мере решить задачи, обозначенные в Стандарте.  

Цель проекта:

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сохранению уникальности и самоценности детства с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта:

  1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации, развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей.
  2. Разработать модель РППС, отвечающую всем требованиям ФГОС.
  3. При создании модели РППС учитывать особенности развития и здоровья детей группы.
  4. Обеспечить сотрудничество детей и взрослых для создания комфортной РППС в группе.
  5. Развивать у родителей интерес к жизни детей в группе.

Планируемый результат

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст

окружающее пространство, способствующее гармоничному развитию и воспитанию детей, их интеллектуальному и социальному развитию.

 Позволит организовать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -  пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Особенности общей организации РППС

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.

Важнейшим условием реализации основной адаптированной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей среды.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,

оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и

укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  • различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного

образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Адекватно организованная развивающая предметно – пространственная среда:

  • стимулирует у детей развитие уверенности в себе
  • обеспечивает успешную социализацию
  • обеспечивает полноценное и всестороннее развитие детей в соответствии с возрастом и их здоровьем, и коррекции недостатков их развития;

Принципы построения РППС

Предметно – пространственная развивающаяся среда в группе строится с учётом основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы и формирование познавательны интересов и действий в различных видах деятельности. А также организация РППС должна быть направлена на решение задач, обозначенных в ФГОС:

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

ФГОС определил требования к развивающей предметно – пространственной среде.  

ППРС должна быть

  • содержательно – насыщенной,
  • трансформируемой,
  • полифункциональной,
  • вариативной,
  • доступной
  •  безопасной.

В соответствии с вышеперечисленными принципами и требованиями ФГОС развивающая предметно – пространственная среда, создаётся с учётом целостности образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организация пространства РППС должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Для этого всё пространство группы условно делится на три зоны:

  • Зона умеренной активности 
  • «Центр познания»,
  • «Центр книги»,
  • «Центр речи»,
  • «Уголок уединения»,
  • «Центр природы»,
  • «Центр занимательной математики»,
  • «Центр патриотического воспитания».
  • Зона средней активности
  • «Центр конструирования»
  • «Центр экспериментирования»
  • «Центр социально – эмоционального развития»
  • «Центр творчества»
  • Центр безопасности»
  • Зона повышенной активности
  • «Физкультурно – оздоровительный центр»
  • «Центр музыки»
  • «Центр театра»
  • «Центр игры»
  • «Центр дежурства»

II этап: Основной

ЗОНА УМЕРЕННОЙ АКТИВНОСТИ

Название центра

Интегрируемые образовательные области

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

Задачи

«Центр познания»

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам учебного года
  • Фланелеграф
  • Магнитные доски
  • Научно – популярная литература (энциклопедии) для детей о предметах, о космосе.
  • Дидактические и развивающие игры:
  • на развитие психических процессов
  • по ознакомлению с окружающим миром
  • Разрезные картинки, пазлы, кубики
  • Игры «Домино», «Лото», «Мазайки»
  • Игры – головоломки
  • Вкладыши, пирамидки
  • Дидактические пособия «Неделя», «Части суток», «Круглый год»
  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий;
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

«Центр речи»

  • Речевое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Дидактические и развивающие игры по:
  • ЗКР
  •  формированию словаря,
  • грамматическому строю речи
  • связной речи
  • подготовке к обучению грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Картинки с последовательно развивающимся действием
  • Картотека диалогов
  • Картотека рассказов для пересказа
  • Схемы для составления описательных рассказов
  • Алфавит
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение нормами речи.

«Центр занимательной математики»

  • Познавательное развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Дидактические и развивающие математические игры
  • Головоломки: Танграмм, Клумбово яйцо, Сложи узор, Уникуб
  • Логико – математические игры Воскобовича
  • Пирамидки
  • Блоки Дьеныша
  • Палочки Кюизенера
  • Счётный материал
  • Счётные палочки
  • Счёты
  • Песочные часы
  • Наборы цифр
  • Макеты часов
  • Числовые домики на состав числа
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

«Центр книги»

  • Речевое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественная литература
  • Картотека стихов
  • Аудиозаписи сказок, рассказов
  • Портреты детских писателей
  • Портреты художников – иллюстраторов
  • Альбомы с репродукциями иллюстраций к сказкам
  • Картотеки пословиц, скороговорок, загадок, небылиц
  • Правила поведения в книжном уголке
  • Книжки – малышки, сделанные руками детей и взрослых
  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

«Уголок уединения»

  • Социально -  коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Ширмы
  • Книги
  • Настольные игры
  • Бумага для рисования
  • Раскраски
  • Цветные карандаши
  • Мягкая мебель
  • Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия ребёнка;
  • Поддержка индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

«Центр природы»

  • Познавательное развитие
  • Социально – коммуникативное
  • Художественно –
  • эстетическое
  • Книги и энциклопедии о животных, растениях, природных явлениях и т.п.
  • Комнатные растения с паспартами, соответствующие возрасту
  • Инвентарь для ухода за растениями
  • Схемы развития растений, ухода за растениями
  • Дидактический материал «Как растёт живое»
  • Календарь наблюдений за погодой
  • Календарь природы
  • Дневники наблюдений за природными объектами (для зарисовки наблюдений)
  • Открытки, картинки с объектами природы (живыми и неживыми)
  • Муляжи овощей и фруктов
  • Гербарий «Деревья нашего сада»
  • Дидактические и развивающие игры природоведческого характера
  • Дидактические игры о правилах поведения человека в природе
  • Картинки, отражающие текущее время года
  • Схемы, отражающие цепи питания
  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано.

«Центр патриотического воспитания»

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Речевое развитие

  • Книги, картинки, альбомы с фотографиями об истории и достопримечательных местах города
  • Раскраски о городе и стране
  • Игры настольно – печатные, дидактические, развивающие, пазлы об истории и достопримечательностях родного города
  • Дидактический материал, картинки, альбомы о России
  • Карта России
  • Дидактический материал «народы России»
  • Книги, энциклопедии, о России, народах, населяющих нашу страну
  • Куклы в национальных костюмах
  • Глобус
  • Альбомы, картинки о народах и странах мира.
  • Альбом о ВО войне и героях войны
  • Альбом фотографий «История нашего района»
  • Изображения герба и флага России и Санкт – Петербурга
  • Аудиозапись гимна России и Санкт – Петербурга
  • Картотека игр разных народов
  • Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
  • Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира

ЗОНА СРЕДНЕЙ АКТИВНОСТИ

Название центра

Интегрируемые образовательные области

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

Задачи

«Центр экспериментирования»

  • Познавательное развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
  • Картотеки с описанием опытов
  •  Журнал опытов для зарисовки результатов
  • Книги познавательного характера
  • Тематические альбомы
  • Коллекции
  • Лупы, магниты, песочные часы
  • Предметы из различных материалов для игры с песком и водой
  • Наборы форм, колбы, стаканчики
  • Бросовый и природный материал
  • Увеличительные стёкла
  • Различные материалы для знакомства со свойствами (дерево, металл, ткань, пластмасса, бумага, песок, земля, глина, камни и др.)
  • Фонарик 

  • Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета), восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда;
  • Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения;
  • Формирование первичных представлений о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной

«Центр конструирования»

  • Познавательное развитие
  • Социально – коммуникативное
  • Физическое развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Наборы конструкторов настольных: лего, магнитные, юный конструктор и др.
  • Наборы конструкторов крупных напольных
  • Наборы строительные мелкие и крупные (деревянный, пластмассовый, мягкий)
  • Образцы построек
  • Наборы игрушек, машинок для обыгрывания построек
  • Природный материал
  • Бросовый материал
  • Альбомы с образцами поделок
  • Схемы для поделок оригами

  • Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;
  • Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;

«Центр социально – эмоционального развития»

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Дидактические игры на развитие коммуникативных навыков
  • Картинки, альбомы с картинками на нравственную тему
  • Книги по нравственному воспитанию
  • Правила группы
  • Правила поведения за столом
  • Альбомы с фотографиями детей группы, их игр;
  • Альбомы с семейными фотографиями, генеалогическими деревьями, герб и девиз семьи;
  • Название, герб и девиз группы
  • Картинки и альбомы о мужчинах и женщинах, мальчиках и девочках;
  • Альбом о профессиях взрослых для женщин и мужчин
  • Дидактический материал «Права ребёнка»
  • Уголок «Моё настроение»
  • Уголок «Наши успехи»
  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
  • воспитание моральных и нравственных качеств ребенка;
  • Формирование образа «Я»;
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • Формирование гендерной, семейной принадлежности;

«Центр безопасности»

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Физическое развитие
  • Дидактический материал о безопасности в природе, дома, на улице.
  • Книги и альбомы для самостоятельного рассматривания
  • Картинки по ПДД
  • Макет проезжей части
  • Образцы дорожных знаков
  • Настольные игры «Дорожный пазл» с набором маленьких машин
  • Дидактические и настольные игры по ПДД и ОБЖ
  • Дидактический материал по валеологии и оказанию первой помощи
  • Раскраски
  • Макет микрорайона, в котором расположен детский сад
  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;

«Центр творчества»

  • Художественно – эстетическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Физическое развитие
  • Книги по искусству
  • Альбомы с репродукциями картин известных художников: И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.
  • Портреты художников
  • Дидактические игры по художественно – эстетическому развитию
  • Предметы народных промыслов: матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда и др.
  • Альбомы с картинками предметов народного творчества
  • Альбом с образцами рисунков (предметных, сюжетных)
  • Краски
  • Кисточки
  • Стаканчики для воды
  • Карандаши цветные
  • Мелки восковые
  • Бумага для рисования
  • Книги по обучению рисованию
  • Обводки
  • Заготовки для рисования (вазы, листочки, предметы одежды и др.)
  • Готовые формы для выкладывания сюжетов, узоров.
  • Пластилин
  • Образцы для лепки
  • Дидактические игры
  • Ёмкости для рисования песком, манной крупой
  • Цветная бумага, картон
  • Клеевые карандаши
  • Ножницы
  • Лоскуты ткани
  • Место для выставки детских работ

  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
  • Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на произведения искусства, умение видеть красоту окружающего мира.
  • Приобщение детей к народному искусству.
  • Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

ЗОНА ПОВЫШЕННОЙ АКТИВНОСТИ

Название центра

Интегрируемые образовательные области

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

Задачи

«Центр игры»

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Сюжетно – ролевые игры:
  • Семья
  • Магазин
  • Поликлиника
  • Больница
  • Парикмахерская
  • Зоопарк
  • Строительство
  • Кафе
  • Путешествие
  • Моряки
  • Космонавты
  • Игрушки для игр: животные, куклы, машины, телефоны, сумочки и др.
  • Алгоритмы развёртывания игры.

  • Совершенствовать и расширять игровые замыслы детей;
  • Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
  • Развивать умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

«Центр театра»

  • Художественно – эстетическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Разные виды театра
  • настольный
  • театр картинок
  • на фланелеграфе
  • теневой
  • пальчиковый
  • би-ба-бо и др.
  • Элементы костюмов для драматизаций
  • Элементы декораций для настольного театра и для драматизаций
  • Ширмы настольные
  • Игры настольно – печатные по сказкам
  • Альбомы с детскими иллюстрациями к сказкам

  • Продолжать развивать интерес к театрализованной игре;
  • Способствовать формированию умения создавать творческие группы для разыгрывания небольших сценок, сказок и др.;
  • Формировать художественно - речевые исполнительские навыки в пересказе и драматизации сказок;
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей;
  • Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли;
  • Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

«Центр музыки»

  • Художественно – эстетическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Набор игрушек - музыкальных инструментов
  • Музыкальные инструменты – самоделки (шумелки)
  • Аудиозаписи детских песен, музыкальных произведений
  • Портреты композиторов
  • Магнитофон
  • Картинки с изображением музыкальных инструментов
  • Картинки к песням, разучиваемых на музыкальных занятиях

  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности;
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении;

Центр дежурства

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Стенд для уголка дежурства
  • Картинки или фотографии детей для обозначения очерёдности дежурства
  • Фартуки, колпачки (косынки)
  • Алгоритм выполнения трудовых действий дежурных

  • Воспитывать положительное отношение к труду;
  • Формировать умения и навыки необходимые в разных видах труда;
  • Воспитывать ответственность и самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
  • Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных.

Физкультурно – оздоровительный центр

  • Физическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие

  • Атрибуты для проведения индивидуальной работы по развитию основных движений:
  • обручи,
  • верёвка,
  • скакалки,
  • мешочки для метания,
  • кегли и др.
  • Атрибуты для спортивных игр:
  • мячи,
  • клюшки,
  • ракетки для бадминтона
  • кольцебросы
  • «Городки»
  • Шашки
  • «Футбол» (настольный)
  • Атрибуты для подвижных игр
  • Дидактические игры о спорте
  • Картинки с видами спорта, олимпийских игр
  • Подборка

песен и стихов о спорте

музыкальных гимнастик

  • Дидактические игры по валеологии
  • Книги о здоровье
  • Энциклопедии о строении человека
  • Дидактические игры «Хорошо – плохо», «Полезно – неполезно» и т.п.
  • Картотеки
  • пальчиковых игр
  • физкультминуток.
  • бодрящей гимнастики
  • дыхательной гимнастики
  • гимнастики для глаз
  • Массажные мячики
  • Сухие бассейны (для рук)
  • Пособия для профилактики плоскостопия

  • Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях;
  • воспитание интереса и любви к спорту;
  • Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни: об особенностях функционирования и целостности человеческого организма;

III этап: Заключительный (выводы)

Таким образом: правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она будет изменяться и дополняться в соответствии с меняющимися интересами детей.

     Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным). В РППС должны быть включены предметы для совместной деятельности ребёнка со взрослым (педагогом).

     Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об

окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

     Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны оказывать негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка:

  • провоцировать ребёнка на агрессивные действия;
  • вызывать у него проявление жестокости, насилия;
  • вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам;
  • провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к

расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

     Предметное содержание РППС должны иметь качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:

  • полифункциональность -  это возможность ребёнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
  • применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого

качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;

  • развивающие свойства элементов РППС – это качество обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития;
  • дидактическая ценность - это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребёнка;
  • эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые

средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщения его к миру искусств.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика – Синтез 2016 г.)
  3. Н.Н. Гладышева, Е.В. Мазанова, С.Н. Писаренко, С.Н. Новокрещёнова, Е.Л. Татаурова «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» старшая группа». (изд. «Учитель» Волгоград)
  4. О.А. Карабанова, Е.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для

педагогических работников дошкольных образовательных организаций и

родителей детей дошкольного возраста (М.: Федеральный институт развития образования, 2014.)

  1. Интернет – ресурсы: https://uchitelya.com/pedagogika/135409-proekt-organizaciya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy.html


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО" Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 комбинированного вида Приморского района Санкт - Петербурга Автор: Перова Елена Анатольевна

Слайд 2

Тип проекта: информационно – исследовательский, практико – ориентированный, познавательно – творческий. Вид проекта: внутренний, групповой Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети. Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОУ Продолжительность проекта: долгосрочный

Слайд 3

Организационно подготовительный этап: изучение методической литературы по данной теме; обследование и оценка имеющейся РППС; формирование проблемы; цели и задачи проекта. Основной этап - практическая реализация проекта: создание предметно - развивающей среды; отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы Заключительный этап: подведение итогов; презентация проекта для демонстрации педагогам ДОУ Этапы реализации проекта

Слайд 4

I этап Организационно – подготовительный Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сохранению уникальности и самоценности детства с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 5

Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации, развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей. Разработать модель РППС, отвечающую всем требованиям ФГОС. При создании модели РППС учитывать особенности развития и здоровья детей группы. Обеспечить сотрудничество детей и взрослых для создания комфортной РППС в группе. Развивать у родителей интерес к жизни детей в группе. Задачи проекта:

Слайд 6

Планируемый результат Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, способствующее гармоничному развитию и воспитанию детей, их интеллектуальному и социальному развитию. Позволит организовать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей .

Слайд 7

Требования к развивающей предметно – пространственной среде РППС должна быть: содержательно – насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной

Слайд 8

• социально-коммуникативное развитие • познавательное развитие • речевое развитие • художественно-эстетическое развитие • физическое развитие В соответствии с вышеперечисленными принципами и требованиями ФГОС развивающая предметно – пространственная среда, создаётся с учётом целостности образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях:

Слайд 9

Всё пространство группы условно делится на три зоны: Зона умеренной активности «Центр познания», «Центр книги», «Центр речи», «Уголок уединения», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания ». Зона средней активности «Центр конструирования» «Центр экспериментирования» «Центр социально – эмоционального развития» «Центр творчества» Центр безопасности » Зона повышенной активности « Физкультурно – оздоровительный центр» «Центр музыки» «Центр театра» «Центр игры» «Центр дежурства »

Слайд 10

II этап: Основной На этом этапе идёт наполнение развивающей предметно – пространственной среды пособиями, оборудованием, материалами, играми, игрушками, соответствующими возрасту детей, уровню их развития, гендерной принадлежности. Пособия , игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать детскую поисково-исследовательскую деятельность . Все элементы РППС должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Слайд 11

III этап: Заключительный (выводы) Правильно организованная РППС стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она будет изменяться и дополняться в соответствии с меняющимися интересами детей.

Слайд 12

Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика – Синтез 2016 г.) 3. Н.Н. Гладышева, Е.В. Мазанова, С.Н. Писаренко, С.Н. Новокрещёнова , Е.Л. Татаурова «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» старшая группа». (изд. «Учитель» Волгоград) 4. О.А. Карабанова, Е.Ф. Алиева, О.Р. Радионова , П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста (М.: Федеральный институт развития образования, 2014.) 5. Интернет – ресурсы: https://uchitelya.com/pedagogika/135409-proekt-organizaciya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО - основного механизма реализации ФГОС ДО

    Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государст...

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проект об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудов...