Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС»
проект

Михайлова Марина Хальфануровна

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_wecompress.com_.docx800.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 366

Проект

«Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС»

Воспитатель: Михайлова М.Х.

Екатеринбург 2019 г.

Актуальность проекта.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Предполагаемые результаты:

Таким образом, созданная окружающая предметно - развивающая среда в группе должна играть большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. У детей будет формироваться эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его. Окружающая предметная среда будет обогащать детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждать к активной творческой самостоятельной деятельности, способствовать интеллектуальному и социальному развитию дошкольников.

В соответствии с рассмотренными принципами в нашей группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, где прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Социально - коммуникативное развитие.

Центр «Сюжетно – ролевой игры».

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребёнком социального опыта является семья, именно там ребёнок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребёнка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Использую разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Салон красоты», «Больница».

Необходимо пополнить уголок одеждой для кукол, пополнить ассортимент в «Магазине», добавить парикмахерских принадлежностей, атрибуты для переодеваний.

Центр «Безопасности»

 

Центр ПДД создан для ознакомления с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. Он оснащён атрибутами, игрушками, дидактическими играми и дидактическим материалом отражающим пожарную и бытовую безопасность, безопасность на дорогах.

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_162822.jpg

Центр «Дежурства».

Большое значение в развитии личностных качеств ребёнка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурит, и там находятся специальные фартучки и колпачки для дежурства, а так же фотографии детей.

Центр «Шахматист»

 

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_164331.jpg

Познавательное развитие

Центр «Конструирования»

В Центре конструирования в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_162759.jpg

Центр «Познание».

В центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный, наглядный и раздаточный материал.

Игры: «Учись, считать», «Цвет», «Форма». «Размер», «Числа и цифры».

Дидактические игры: «Сложи фигуру», «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Детям о времени», «Числовой ряд».

Развивающие игры: «Блоки Дьенеша» и схемы к ним, «Палочки Кюизенера» и схемы к ним, счётные палочки, «Сложи узор» и т. д.

Игры на плоскостное моделирование, пазлы, парные картинки, вкладыши.

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_163045.jpg

 Центр «Нравственно-патриотический»

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, Свердловской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. Оформлены стенгазеты «Я люблю Екатеринбург», «Я живу в России».

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_162703.jpg

                                                 C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_162717.jpg

Центр «Природы».

В центре природы имеется: календарь природы и погоды, а так же плакат «Живая география», передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

Книги о растениях и животных разных климатических зон, о живой и неживой природе.

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_163909.jpg

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_163948.jpg

Центр «Экспериментирования».

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится оборудование для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы, а так же разные виды материалов: технический, бросовый, утилизированный и т. д. Оформлена картотека опытов с разными веществами и опорные схемы для проведения опытов.

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_163922.jpg

Речевое развитие.

Центр «Речевой игры»

В центре речевого развития имеются игры на развитие грамматического строя речи, формирования словаря.

Игры на развитие словаря и грамматического строя речи: «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке».

Игры на развитие связной речи: «Расскажи сказку», «Что сначала, что потом», иллюстрации к сказкам, алгоритм для составления описательного рассказа.

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_163053.jpg

Центр «Библиотека»

В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и тематике. Привлекаем внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомим с писателями и их произведениями.

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_164020.jpg

Художественно – эстетическое развитие.

Центр «Музыки и театра»

Здесь размещены ширма, разные виды театров, музыкальные инструменты, дидактические пособия и дидактические игры музыкальной направленности; маски, «уголок ряжения» для театрализованных представлений. Представлена подборка дисков с детскими песнями и сказками, магнитофон.

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_164235.jpg

Центр «ИЗО»

Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В Центре ИЗО для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу В распоряжении детей мелки, акварель, раскраски, кисточки разной величины, карандаши цветные и простые, картон, бумага разной фактуры, губки разных размеров, ножницы, палитры, доски для лепки, пластилин, трафареты.

C:\Users\Настюха\Desktop\IMG_20191123_163634.jpg

Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ.

Физическое развитие.

Центр «Физкультурный»

Физкультурный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: игры с мячом, метание в цель и т. п.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе:

-Содержательно-насыщенная

-Полифункциональная

-Трансформируемая

- Вариативная

- Доступная

-Безопасная

Насыщенность среды обеспечивает игровую, познавательную. исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Полифункциональность материалов нашей группы дает возможность разнообразного использования различных составляющих.

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от их возможностей.

Вариативность среды группы обеспечивают наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразные материалы и игрушки для свободного выбора детьми, появление новых предметов.

В группе доступная среда для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправные и сохранные материалы и оборудование.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе....

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проект об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС и ООПДО

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-...

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудов...

ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

С введением  ФГОС дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. ФГОС - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, стандарт качества полноценой ...

ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" в подготовительной к школе группе ТНР

ПРОЕКТ"Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"                            ...