Проект организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
материал

Стахиева Лариса Ивановна

Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы».

Организация РППС позволяет создавать целостную системообразующую развивающую среду в группах с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей, детей, что способствует реализации методических, технических и информационных  целей  воспитательно-образовательного процесса  и решения задач дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект развивающей среды в ДОУ119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды  

в соответствии с ФГОС ДО

         Составитель:

старший воспитатель

Стахиева Л.И.

Сыктывкар, 2017

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цель проекта

Создание целостной системообразующей развивающей среды в группах ДОУ

Назначение проекта

Улучшение качества образовательного процесса в  группах ДОУ

Нормативно – правовые документы, регулирующие реализацию проекта

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской - Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная  Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

- Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Методические рекомендации

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/ О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

Сроки реализации проекта

Март 2017г — май 2018г

Источники финансирования проекта

Бюджетные и внебюджетные средства, гранды

частники проекта

Педагоги ДОУ, родители

Результаты реализации проекта

  • приведение в РППС в соответствие с ФГОС ДО
  • улучшение качества образовательного процесса;

Согласования по проекту

С учредителем

Введение

Актуальность проекта

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы».

Организация РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в группах с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей, детей. Что способствует реализации методических, технических и информационных  целей  воспитательно-образовательного процесса  и решения задач дошкольной образовательной организации.

Наряду с вышеизложенным существует большая проблема финансирования данного направления деятельности учреждения и приведение РППС в соответствие с ФГОС ДО. Основными источниками финансирования являются внебюджетные средства и доля использования данных средств на организацию РППС в группах ДОО очень незначительна, что не позволяет  на 100%  реализовать ФГОС ДО. В связи с этим важно  в работе по оснащению РППС в группах активизировать родительскую общественность, привлечь сторонние организации, организовать участие коллектива в грандовых мероприятиях.

Проект предназначен

        Для приведения в соответствие  с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольной образовательной организации.

Цель проекта

Создание целостной системообразующей развивающей среды в группах дошкольной образовательной организации (ДОО).

Задачи проекта

  • аудит текущей (существующей) РППС групп;
  • анализ потребностей, разработка и согласование перечня элементов РППС;
  • пополнение РППС групп  и уличных площадок;
  • повышение квалификации педагогов;
  • привлечение родителей, сторонние организации к участию в оснащению РППС групп ДОО;
  • организовать участие коллектива в градовых мероприятиях (подготовка материалов, участие).

Этапы проекта

I этап — подготовительный (проектирование)

  • детальное обследование РППС групп

оценка по показателям:

показатель

критерий

оценка

Педагогические требования

Соответствие ООП ДО

Соответствие - «1 балл»

Не соответствие - «0 баллов»

Эргономические требования

Соответствие возрастным особенностям детей

Соответствие - «1 балл»

Не соответствие - «0 баллов»

Требования безопасности

Соответствие требованиям по обеспечению надёжности и безопасности  использования, такими как санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности

Соответствие - «1 балл»

Не соответствие - «0 баллов»

требования к кадровому  обеспечению

Своевременное прохождение педагогами групп курсов повышения квалификации

Более 50% - «1 балл»

Менее 50% - 0 баллов

II этап — практический

  • создание творческой группы по разработке РППС в группах ДОО;
  • разработка  РППС в группах ДОО:

* ООП ДО;

* характеристики детского коллектива;

* характеристики социума;

* особенностей инфраструктуры ДОУ (расположение, площадь, расположение и природные особенности участков)

  • качественный и количественный анализ рисков и оценка сроков, оценка потребности  в ресурсах для обновления РППС в группах.

III этап — практический  (этап внедрения)

  • обновление РППС в группах ДОО:

* проводятся необходимые закупки;

* привлечение родителей к оснащению РППС в группах ДОО;

IV этап — аналитический (итоговый)

  • анализ реализации проекта.
  • постановка задачи на 2018-2019 у/г по оснащению РППС в группах ДОО.

План мероприятий по реализации проекта

Направления мероприятий

I этап — подготовительный (проектирование)

II этап — практический

III этап — практический ( этап внедрения)

IV этап — аналитический (итоговый)

сроки

Апрель – май 2017г.

Май –декабрь 2017г.

Июнь- май 2018г

Май 2018г.

1. детальное обследование РППС

+

Без финансового обеспечения

-

-

-

2. создание творческой группы по разработке РППС в группах

+

Без финансового обеспечения

-

-

-

3. разработка  РППС

+

Без финансового обеспечения

-

-

-

4. качественный и количественный анализ рисков и оценка сроков, оценка потребности  в ресурсах для обновления РППС

+

Без финансового обеспечения

-

-

-

5. обновление РППС

-

-

+

Финансирование:

- из бюджетных средств –

- из внебюджетных средств

-

6. обучение педагогического коллектива

-

-

Финансирование:

- из бюджетных средств

-

7.  мониторинг обновления РППС

-

-

-

+

Без финансового обеспечения

8. анализ реализации проекта.

-

-

-

+

Без финансового обеспечения

Ожидаемые результаты

Для оценки эффективности Проекта используются целевые показатели и индикаторы, демонстрирующие возможное изменение в результате реализации программных мероприятий.

Задачи  

Показатели

Индикаторы

Май

2017

%

Май

2018г

%

1. аудит текущей (существующей) РППС

Анализ компонентов функционального модуля «игровая»

Оценка количества компонентов на модуль по группам (12 групп)

100

100

2. анализ потребностей, разработка и проекта пополнения РППС

Проект РППС

Доля проектов на ДОУ  

50

100

3. Пополнение РППС

Обновление и пополнение РППС

Доля пополнения и обновления РППС на ДОУ

100

100

4. повышение квалификации педагогов

1. Увеличение количества педагогов, имеющих  первую квалификационную категорию

2. Увеличение числа педагогов,   прошедших  обучение

3. Разработка проектов РППС

4. Реализация проектов по пополнению РППС

1. Доля педагогов групп имеющих первую   квалификационную категорию  

2. Доля педагогов прошедших обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку)  

3. Доля педагогов, участвующих в проектах по разработке РППС

 

Доля педагогов, реализовавших проекты в полном объеме

50

80

80

50

50

90

90

80

5. привлечение родителей, сторонние организации к участию в оснащению РППС

1. Увеличение числа родителей (законных представителей), проявляющих высокую активность  в разработке проектов РППС

2. Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью детей в ДОУ

3. Количество  воспитанников, охваченных платными образовательными услугами  

Доля родителей

Уровень удовлетворенности родителей

Доля воспитанников, охваченных платными образовательными услугами

10

90

50

20

90

60

3. Повысить качество образовательных услуг посредством внедрения современных педагогических технологий  в образовательную деятельность ДОУ (информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, проектных технологий)

1. Количество педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии в образовательной деятельности (здоровьесберегающие,  проектные, информационно-коммуникативные)

2. Количество воспитанников ДОУ (проявляющих творческие способности), охваченные целенаправленной деятельностью по индивидуальным образовательным программам  

3. Количество  воспитанников, получивших высокую оценку личных достижений (победы в конкурсах на городском, республиканском, российском уровнях), от общей численности воспитанников ДОУ

Доля педагогических работников, эффективно использующих технологии в образовательной деятельности от общей численности педагогических работников ДОУ:

- проектная

- здоровьесберегающие

- информационно-коммуникативные

Доля воспитанников (проявляющих творческие способности), охваченных целенаправленной деятельностью по индивидуальным образовательным программам    

Доля воспитанников, получивших высокую оценку личных достижений (победы в конкурсах на городском, республиканском, российском уровнях), от общей численности воспитанников ДОУ

 

60

100

20

10

5

90

100

50

20

10

6. Модернизировать материально-техническую базу ДОО

1. Увеличение количества компьютерной и оргтехники

2. Модернизация развивающей среды ДОУ

Доля оргтехники, используемой в образовательном процессе

2. Количество обновления малых архитектурных форм на площадках ДОУ

3. Обеспеченность  учебно- методическими пособиями для  реализации ООП

40

40

100

60

80

100

5.2. Предполагаемые результаты реализации Программы развития

1. Переход на новые образовательные стандарты дошкольного образования.

2. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников на основе научно обоснованных здоровьесберегающих технологий.

3. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника (поддержка талантливых детей).

4. Создание условий для успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников.

5. Развитие педагогического  потенциала.

6. Совершенствование структуры управления ДОО.

7. Освоение эффективных образовательных технологий в деятельности ДОУ, совершенствование используемых методов обучения и воспитания, которые будут способствовать развитию у дошкольников базовых ключевых компетентностей.

8. Создание условий для медико-психологического сопровождения детей будет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, формированию у них потребности в здоровом образе жизни, социальному и профессиональному самоопределению.

9. Повышение профессионального мастерства педагогов будет способствовать повышению качества обучения и воспитания дошкольников, внедрению личностно-ориентированного образования, что в конечном итоге приведет к созданию оптимальной модели общеобразовательного процесса, способствующего максимальному раскрытию творческого потенциала педагогов и воспитанников, сохранению и укреплению их здоровья.

10. Проведение диагностических и мониторинговых исследований образовательного процесса позволит своевременно выявлять и устранять недостатки и сбои в организации управленческой, педагогической и учебно-воспитательной деятельности.

11. Укрепление материально-технической базы ДОУ будет способствовать эффективной реализации данной программы.

Самооценка проекта

        Проект возможен к реализации в условиях функционирования ДОУ в любых условиях.

        Новизна проект заключается во внедрении перечня оборудования РППС в соответствии с ФГОС ДО, методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

        Для ДОУ данный проект значим, так как необходимо обновить  содержание образования с учетом ФГОС ДО и улучшить качество образовательного процесса. А сделать это без совершенствования методической работы в ДОУ невозможно.

Риски проекта

  • отсутствие финансирования проекта с бюджетных средств;
  • низкий уровень мотивированности родителей на участие в оснащении РППС;
  • низкий уровень мотивационной готовности педагогов использовать ресурсы РППС.

Результаты  детального обследования развивающей предметно-пространственной среды групп на 01.06.2017г.

  • оценка по показателям:

показатель

критерий

оценка

Педагогические требования

Соответствие ООП ДО

1 балл

Эргономические требования

Соответствие возрастным особенностям детей

1 балл

Требования безопасности

Соответствие требованиям по обеспечению надёжности и безопасности  использования, такими как санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности

1 балл

требования к кадровому  обеспечению

Своевременное прохождение педагогами  курсов повышения квалификации

1 балл

Оценка показателей на 01.06.2017г.

Задачи  

Показатели

Индикаторы

прогноз

Факт май 2017г

1. аудит текущей (существующей) РППС

Анализ компонентов функционального модуля «игровая»

Оценка количества компонентов на модуль по группам (12 групп)

100

100 (приложение 1)

2. анализ потребностей, разработка и проекта пополнения РППС

Проект РППС

Доля проектов на ДОУ  

100

100 (проекты по пополнению РППС на групповых площадках (потребность приложение 2)

3. Пополнение РППС

Обновление и пополнение РППС

Доля пополнения и обновления РППС на ДОУ

100

Приложение 3

4. повышение квалификации педагогов

1. Увеличение количества педагогов, имеющих  первую квалификационную категорию

2. Увеличение числа педагогов,   прошедших  обучение по внедрению ФГОС ДО

3. Разработка проектов РППС

4. Реализация проектов по пополнению РППС

1. Доля педагогов групп имеющих первую   квалификационную категорию  

2. Доля педагогов прошедших обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку)  

3. Доля педагогов, участвующих в проектах по разработке РППС

 

Доля педагогов, реализовавших проекты в полном объеме

50

80

80

50

62

100

100 (разработано проектов по пополнению РППС на групповых площадках)

92% (11 площадок)

5. привлечение родителей, сторонние организации к участию в оснащению РППС

1. Увеличение числа родителей (законных представителей), проявляющих высокую активность  в разработке проектов РППС

2. Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью детей в ДОУ

3. Количество  воспитанников, охваченных платными образовательными услугами  

Доля родителей

Уровень удовлетворенности родителей

Доля воспитанников, охваченных платными образовательными услугами

10

90

50

15

97

83

3. Повысить качество образовательных услуг посредством внедрения современных педагогических технологий  в образовательную деятельность ДОУ (информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, проектных технологий)

1. Количество педагогических работников, эффективно использующих современные образовательные технологии в образовательной деятельности (здоровьесберегающие,  проектные, информационно-коммуникативные)

2. Количество воспитанников ДОУ (проявляющих творческие способности), охваченные целенаправленной деятельностью по индивидуальным образовательным программам  

3. Количество  воспитанников, получивших высокую оценку личных достижений (победы в конкурсах на городском, республиканском, российском уровнях), от общей численности воспитанников ДОУ

Доля педагогических работников, эффективно использующих технологии в образовательной деятельности от общей численности педагогических работников ДОУ:

- проектная

- здоровьесберегающие

- информационно-коммуникативные

Доля воспитанников (проявляющих творческие способности), охваченных целенаправленной деятельностью по индивидуальным образовательным программам    

Доля воспитанников, получивших высокую оценку личных достижений (победы в конкурсах на городском, республиканском, российском уровнях), от общей численности воспитанников ДОУ

 

60

100

20

10

5

100

100

40

56

5

6. Модернизировать материально-техническую базу ДОО

1. Увеличение количества компьютерной и оргтехники

2. Модернизация развивающей среды ДОУ

1. Доля оргтехники, используемой в образовательном процессе

2. Количество обновления малых архитектурных форм на площадках ДОУ

3. Обеспеченность  учебно- методическими пособиями для  реализации ООП

40

40

100

59

80

100

План на 2017/2018 у/г

- разработка проектов по пополнению РППС в группах и на площадке до 01.10.2017г.

- пополнение РППС (привлечение родителей и сторонние организации, нетрадиционные материалы) до 01.11 2017г

- пополнение РППС на площадках  до 01.06.2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проект об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

С введением  ФГОС дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. ФГОС - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, стандарт качества полноценой ...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

ПРОЕКТ "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" в подготовительной к школе группе ТНР

ПРОЕКТ"Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"                            ...