Русский народный фольклор
презентация к уроку (подготовительная группа)

Группа Радуга

В рамках мини проекта " Как у наших у ворот" подготовлена презентация " Фольклор". С целью - познакомить детей с русским фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.pptx965.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский фольклор . воспитатель Званская А.А.

Слайд 2

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает . Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку — обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка . «У кота- воркота колыбелька хороша. Я коту- воркоту тихо песенку спою».

Слайд 3

Как только ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его начинают забавлять пестушками – пестуют. Цель их в том, чтобы не только развлечь ребенка, но и активизировать его физические способности. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Потягушечки , подрастушечки , поперек толстушечки ! А ручки-то хватушечки , а ножки-то бегушечки !

Слайд 4

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод . Потешки прекрасный помощник для родителей, они помогают во время игры, массажа , рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки- потешки . Зайчик серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок!

Слайд 5

Просыпалочки : Хорошеньким — хорошок . пригоженьким — пригожок . Стройненьким — стройнячок . А родненьким — родняшок . Тяги-тяги- потягушеньки , на дочку порастушеньки . Ты расти здоровая во все времечко, Как пшенное тестечко . Тяги, тяги, потягушеньки , на детя порастушеньки , Расти, доченька, здоровая , как яблонька садовая. Расти, сынок , словно крепкий дубок. Расти, коса, до пояса , не вырони не волоса. Расти, косынька , до пят - все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся - маму , дочка, слушайся

Слайд 6

Потешки для умывания, купания: Вода текучая , дитя растучее . С гуся вода , с Даши худоба. Водичка вниз , а Дашенька вверх! Ой лады-лады-лады, не боимся мы воды! Чисто умываемся , маме улыбаемся! Водичка, водичка ! Умой мое личико! Чтоб глазки блестели , чтоб щечки краснели, Чтоб смеялся роток , и кусался зубок! Топики, топики , по водичке хлопики , Хлопики ладошками, да босыми ножками!

Слайд 7

Ай, ту-ту, ай, ту-ту , вари кашку круту , Подливай молочка , накорми казачка. Кормилочки : Пошел котик на торжок , купил котик пирожок, Пошел котик на улочку , купил котик булочку. Самому ли есть - либо деточке снесть ? Я и сам укушу , да и деточке снесу. Пышка, лепёшка в печи сидела, На нас глядела , в рот захотела. Ой, качи , качи , качи , в головах-то калачи, В ручках пряники, в ножках яблочки, По бокам конфеточки, золотые веточки.

Слайд 8

Прибаутки – произведения шуточного характера - могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме . Петя-Петя-Петушок, Петя - красный гребешок, По дорожке он пошел и копеечку нашел, Купил себе сапожки, а курочке - сережки ! --- Сорока-белобока жила одиноко, Скакала, скакала, гостей поджидала, Кашку сварила, гостей угостила! Ты, Марья, пеки блины. Рада бы пекчи — да нет муки. Так и так пеки . --- - Иван, скажи моей лошади: «Тпру-у!» - А сам что? - Губы замерзли!

Слайд 9

«Сказка ложь, да в ней намек -Добрым молодцам урок!» - А. С. Пушкин Признаки сказки: - Зачин. - Волшебные предметы. - Сказочные слова и выражения. - Троекратный повтор. - Борьба добра и зла. - Добро побеждает зло. - Концовка.

Слайд 10

Докучные сказки: Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся, вот и сказка вся . --- Встал медведь на колоду – бултых в воду! Уж он в воде мок, мок , уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис , вылез , высох . Встал медведь на колоду … --- Жили-были два брата журавля. Скосили стожок сенца; Положили середи кольца... Не начать ли опять с конца? Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения . Кумулятивные сказки - «Колобок», «Теремок», «Репка» .

Слайд 11

Небылицы - это красочные яркие словесные картинки-перевёртыши , чепуха, которых в жизни не бывает, которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка. Небылицы способствуют развитию чувства юмора. Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила . --- Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек, Свесил ноги на песочек, сунул носик под листочек – спрятался ! На болоте стоит пень, шевелиться ему лень. Шея не ворочается, а посмеяться хочется . ---

Слайд 12

Сатиричекие жанры детского фольклора: Дразнилка – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Дразнилки бывают одновременно и смешными, и обидными. Высмеивают лень, трусость, жадность и другие плохие привычки. Иногда просто привязаны к имени. Федя- медя -требуха, Съел медведя и быка, Съел три короба блинов, Три лукошка пирогов, Две кадушки щей, Полну печь калачей . --- Как у Петьки на носу Свиньи ели колбасу, Ели целых 3 недели, Ели, ели, не доели!

Слайд 13

Поддевка – это умственная игра, кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше.. Учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, постоять за себя. П оддевки , которые относятся к потешному фольклору и представляют собой забавы за счет другого, основанные на игре слов. Поддевки отличаются краткостью и четкостью. Строятся исключительно как диалоги, где следует ожидать быть пойманным («поддетым») на слове.

Слайд 14

- Скажи: двести. - Двести. - Сиди, дурак, на месте . - Скажи : «Овес»! - Овес. - Хвать тебя за нос ! - Скажи: «Ночь»! - Ночь. - Иди прочь! Поддевки: - Скажи: «Ой»! - Ой. - Твоя сестра с бородой! - Скажи: подушка! - Подушка. - Ты скользкая лягушка . « Скажи двести. Двести. Голова в тесте!» - Скажи: «Синица»! - Синица! - Тебе пора жениться! - Скажи: Лизавета. - Лизавета. Вот тебе за это! ( удар по спине). - Где был? - Где был – отсюда не видно .

Слайд 15

На всякую дразнилку- обзывалку найдется отговорка- отвечалка : - Обзывайся , обзывайся, сдачи дам – не сомневайся ! … - Обзывайся, обзывайся, без подружек оставайся! ... - Кто как обзовется – к тому так и вернется! … - Обзывайся , обзывайся, как лягушка раздувайся ! … - Ква-ква , ква-ква - вот и все твои слова!

Слайд 16

Мирилка – небольшой забавный рифмованный стишок,, который дети обычно произносят после ссоры или обиды, для того, чтобы мириться.. Это песенка-просьба о примирении . Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки . Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка. Раз поссорился - мирись, больше с другом не дерись! --- Дай мне руку, дай мне пять – Будем вместе мы опять !

Слайд 17

Детки, помиритесь! Больше не дразнитесь, Не деритесь, не ругайтесь, на друзей не обзывайтесь ! --- Мирись, мирись! Улыбайся , не дерись ! --- Мирись, мирись! Не ругайся, не дерись ! Мизинчик , мизинчик, пойдем в магазинчик , Купим конфетки, чтоб не ругались детки ! Мирилки .

Слайд 18

Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим . Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие. Ну-ка , девицы-красавицы, голосяночка вам нравится?! Тянем-тянем-голосим , а кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы !.. Голосянки , голосяночки , глосим за прянички , за бублички ! Тянем-тянем до черты , у того, кто не дотянет, Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы !. Голосянки : Соберемся на полянке и затянем голосянки ! А кто не дотянет, тот безголосым станет! Эге-гей! Ве -се- ле -е-е-е-е-е-ей !.. ---

Слайд 19

Ехали бояре, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, Кто слово скажет – тот ее и съест ! --- Венчики, венчики, летали бубенчики По траве, по росе, по чужой стороне, Собирали орешки, Медок , сахарок – молчок! --- Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой... Первый скажет и молчит , а второй - всё говорит! Кто нарушит наказ , съест лягушек целый таз! Мы бежим, бежим, бежим, Добежали и молчим! Кто начнет говорить, тому и водить!

Слайд 20

Страшилки - это небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «черная рука», «кровавое пятно», «зеленые глаза», «гроб на колесиках» и т. д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика. Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шепотом. По признанию самих слушателей, они боятся страшилок лишь до определенного возраста; возможно, появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой — с попыткой преодолеть этот страх . Живет старуха : Три глаза, три уха, Страшна, горбата , платье в заплатах! Все слышит, все видит, каждого обидит! Не спрячешься - заберет ! Вот ! - Хочешь правду ты узнать? - Загляни- ка под кровать ! - Что ты видишь? - Там темно! - Это "Черное пятно"! - Загляни туда опять ... ХВАТЬ !

Слайд 21

Страшилки : Ночью страхи страшные по квартире шастают, Смотрят, смотрят, кто не спит , притворяется лежит! Вот на тех наводят страх , что мороз по коже... АХ! --- Барашеньки , крутороженьки По лесам ходили, по дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из лесища глазищами хлоп – хлоп, А козлище из хлевища ножищами топ – топ! В черном доме черный кот В черной комнате живет! Ночью он по дому рыщет, Распустив свои когтищи! Ты его остерегись, Смело крикни: "Ну-ка, брысь!"

Слайд 22

Считалки имеют и различные местные названия: счетки , пересчет, сосчиталки , гадалки, ворожилки . Заря - Заряница , красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Раз, два – не воронь А беги, как огонь! Шел баран по крутым горам, Вырвал травку , положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору

Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Развлечение по русскому народному фольклору в подготовительной группе: «Бабушки- Загадушки».

Развлечение по русскому народному фольклору в подготовительной группе...

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора

"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...