Статья ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Бережная Елена Васильевна

В статье представлены результаты исследования по использованию лэпбука в обучении детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад№35 «Светлячок» комбинированного вида

  г.Новотроицк Оренбургская область.

Статья

ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

D:\ДЕТСКИЙ садик\докумнетация\конкурсные работы\инновационный проект\Новая папка\фото\PA180541.JPG

Автор: воспитатель

Бережная Е.В.

2018

В условиях стандартизации дошкольного образования и необходимости ориентации образовательного процесса на овладение детьми основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности важным является создание партнёрского взаимодействия, в котором ребенок и взрослый одинаково активны и образование происходит в определенном социальном и культурном контексте. В этой связи каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали их возрастным возможностям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Одним из таких средств обучения является лэпбук. Автор и разработчик технологии «Лэпбук» Т. Пироженко изначально применяла её для занятий со своим ребёнком, а затем предложила использовать и в работе с детьми в ДОУ. В дословном переводе с английского языка «лэпбук» означает «Книга на коленях», или как его ещё называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, графиков и диаграмм в любой форме и на любую тему. Эту книгу педагог собирает, склеивает её отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях [1].

Выделяют следующие этапы создания лэпбука:          

  1. Выбор темы. Тема может быть как общей - для младшего возраста («Весна», «Зима» и т.п.), так и более конкретной – для старших дошкольников «Космос», «Перелетные птицы» и т.п.). Часто тема будущего лэпбука определяется после бесед с детьми, иногда они сами подсказывают педагогу, что бы хотели изучить подробнее, чем интересуются. Здесь и начинается совместная деятельность воспитателя и детей. Старшие дошкольники обычно активно участвуют в обсуждении тем и направлений будущего пособия.
  2. Составление плана будущего лэпбука. Необходимо определиться с элементами, подтемами. На этом этапе к работе можно подключить родителей, с учетом их возможностей раздаются задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Своего рода это домашнее задание, где родители вместе с детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подобранная информация соответствовала возрастным, эстетическим и этическим требованиям.
  3. Рисование макета. Это необходимо для дальнейшего оформления лэпбука. Все изготовленные элементы должны быть собраны воедино.
  4. Создание лэпбука в натуральную величину. Согласно макету необходимо изготовить сам лэпбук. Дети старшего дошкольного возраста могут принимать посильное участие в этом процессе: вырезать, приклеивать, складывать элементы в соответствующие кармашки. Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает, бережность, аккуратность, чувство ответственности за собственную работу и развивает эстетический вкус детей.

Этапы создания лэпбука достаточно просты в исполнении и               доступны как педагогам со стажем, так и молодым специалистам.

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

Например, по теме «Космос» для детей младшего дошкольного возраста наполняемость папки может быть следующим: портреты  Ю. А. Гагарина и других космонавтов, фотографии Белки и Стрелки, космонавты в скафандрах, картинки с изображением ракет, разной формы, размера и цвета, «космической еды», пальчиковая гимнастика по теме, звезды разной величины, раскраски. Детям можно предложить собрать картинку ракеты, разрезанную на две части, выложить звезды (ракеты) от самой большой до самой маленькой. Найти две одинаковые ракеты. Подобрать одинаковые по форме летающие тарелки. Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста может включать в себя следующие упражнения: согласование числительных с существительными («Сосчитай-ка» одна красная ракета, …, пять красных ракет, и т. п.), составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин. Собери картинку (собрать картинку, разрезанную на 5–6 частей по диагонали), обведи, дорисуй. Расставь планеты по порядку, собери нашу солнечную систему. Отгадай загадки. «Необычный марсианин» (из разнообразных геометрических фигур, руководствуясь своей фантазией, нужно собрать марсиан). Выложи созвездие (детям предлагается рассмотреть зодиакальное созвездие, посчитать количество звезд и выложить самостоятельно, любое понравившееся, с помощью мозаики).

Можно организовать с детьми сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Путешествие на марс», «Звездочеты». Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада.

Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре. Логопеды могут создавать лэпбук на определенный звук, включив туда всевозможные задания на автоматизацию этого звука: в словах, предложениях и текстах разной степени сложности; задания направленные на формирование звуко-слогового анализа и синтеза, грамматические упражнения, задания, направленные на запоминание графического образа буквы, пальчиковую гимнастику. Есть возможность объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи, по какой-либо лексической теме в одну папку. Инструкторы по физической культуре могут в такой папке расположить информацию о каком-либо виде спорта, спортсменах, олимпийских играх и чемпионах, изображения с упражнениями, которые необходимо выполнить.

Таким образом, работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе) [2].

 Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

-информативен: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. И лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают различного рода поддержку: организационную (экскурсии, походы); техническую (фото, видео); информационную (сбор информации для лэпбука); мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Таким образом, лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Литература

                  1.Блохина Е. Лэпбук – «наколенная книга» /Е. Блохина, Т. Лиханова    // Обруч. – Москва, 2015, № 4. – С. 29-30.

                  2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — М.:Издательство «ЛИНКА_ПРЕСС», 2012.— 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию....

Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста

Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В связи с этим перед нами педагогами встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодейс...

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 уч.г.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Инновационный проект на тему: «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Развитие познавательно-исследовательской активности и интеллекта, развитие адекватной инициативности и самостоятельности детей в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инноваци...

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста».

Данный проект будет интересен воспитателям детского сада и неравнодушным родителям, которые делают всё возможное для всестороннего развития своих детей. Лэпбук - это интерактивная папка, а по-другому ...

Мастер- класс "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста" (текст)

Мастер- класс поможет моим коллегам использовать лэпбук в своей работе....

«Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Тематическое поле - познавательное развитие.Введение.Актуальность проекта. Проблема формирования познавател...