План по самообразованию
рабочая программа (средняя группа)

Кабакова Татьяна Александровна

План по самообразованию "Формирование вежливости и  доброты у детей дошкольного возраста по средствам разных форм работы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

В средней группе №1 «Радость»

Воспитатель: Кабакова Татьяна Александровна

Тема: «Формирование вежливости и доброты у детей среднего дошкольного возраста посредствам разнообразных форм работ».

Цель: Раскрыть основные правила общения людей, нормы поведения, которые помогают человеку в самых разных ситуациях. Познакомить детей с вежливыми словами, объяснить, что такое дружба и научить дружить. Изучить понятие гостеприимства и застольного этикета.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень профессионального мастерства и компетентности;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Помочь усвоить дошкольникам первоначальные знания о вежливости и доброте;
  • Формировать и развивать у дошкольников целостность восприятия доброты;
  • Расширять словарный запас детей по правилам этикета;
  • Активизировать взаимодействие с родителями по формированию вежливости у детей.

Актуальность выбранной темы

Актуальность проблемы связана с тем, что на примере подробно развернутых занятий раскроются основные правила общения людей, нормы поведения в детском саду и дома, на улице и в общественных местах, которые помогают человеку а самых разнообразных ситуациях. Актуальность заключается еще и в том, что данная программа отражает темы Добра и Зла, Вежливости и Доброты, речевого этикета, личной гигиены, дружбы, гостеприимства и застольного этикета. Использование классических и современных литературных произведений, множество тематических факультативных минуток, подвижных игр, тренингов, эстафет и пальчиковых гимнастик помогут ребенку освоить понятие Вежливости и Доброты, Добра и Зла.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей вежливости и доброте, личной гигиене, добру и злу. В этом должны принимать участие как родители так и дошкольное учреждение. Эта проблема настолько актуальна в современном мире, что послужила мне основанием для выбор данной темы по самообразованию.

План работы на год

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Взаимодействие с родителями

Сентябрь-Май

Методическая работа

  1. Уроки вежливости и доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/Е.В. Баринова. - 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 253;
  2. Сборник сказок Афанасьева А.Н. – Красноярск,1988.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,1981.
  4. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете, М., 1999.
  5.  Развитие речи детей дошкольного возраста, Пособие для воспитателя детского сада, Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И., 1994.
  6. Сборник русских народных сказок А.Н.Толстой, М., 1982.
  7. Философский энциклопедический словарь. М..2000.

Сентябрь

Знакомство с детьми. Учимся знакомиться и представляться.

Цель: Научить ребенка представляться (имя и фамилия)

  1. Учимся здороваться

Октябрь

  1. Учим слова приветствия.

Цель: Запоминаем слова приветствия:

  • Здравствуйте, а не «здрасте»;
  • Доброе утро;
  • Добрый день;
  • Добрый вечер.
  1. Рассказ о приветствии животных.
  2. Знакомство детей с Миром Доброты и Вежливости.

  1. Обсудить с детьми, хвастаться хорошо или плохо!

Цель: Закрепить понятие, что жаловаться не хорошо.

Е.Б. Баринова «Уроки Вежливости и Доброты». Стр. 8-9

  1. Игра «Прослушивание сердечек».

Цель: «Высказать пожелание детям: Пусть ваши сердца всегда остаются горячими и добрыми, не давайте им остывать, не пускайте в них зло».

Е.Б. Баринова «Уроки Вежливости и Доброты». Стр. 9

  1. Отработка приветствия

  1. Факультативная минутка «Здравствуй небо голубое»
  2. Обсуждение услышанного четверостишия:

– Что лучше, пить таблетки или говорить добрые пожелания?

- Вам же это не тяжело?

- увидите на улице мамину подругу, что скажите? А меня?

Картотека вежливых слов

Чтение стихотворения.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку!

- Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.

И, наверно не пойдет в аптеку,

И, здоровым будет много лет.

Чтение стихотворения

  1. Для чего люди здороваются

Ноябрь

  1. Знакомство детей с миром Доброты и Вежливости.
  2. Приветствие.

Цель: Обратить внимание на четкое и правильное произношение слов приветствий.

  1. Беседа: «Для чего люди здороваются».

Цель: Привить культуру общения.

  1. Беседа – рассуждение о происхождении слов: «Здравствуйте», «Будь здоров», «Живи долго».

Е.Б. Баринова «Уроки Вежливости и Доброты». Стр. 10

  1. Игра: «Инсценированные диалоги мягких игрушек».

Цель: Вспомнить главную тайну Мира, Добра и Вежливости.

Предложить детям проверить умеют ли игрушки здороваться. «Оживить игрушки и показать с ними инсценированные диалоги»

Обобщение: вот оно какое волшебное слово «Здравствуйте». Оно помогает знакомиться, разговаривать и дружить.

«Игра в компьютер».

  1. Знакомство с коробочкой, в которой будут храниться добрые слова.
  2. Подвижная игра «1,2,3 - свою игрушку сбереги».

Е.Б. Баринова «Уроки Вежливости и Доброты». Стр. 12

  1. Ролевая игра здравствуй доброта

  1. Отработка четкого произношения слов приветствий

  1. Беседа с детьми

  1. Физкультминутка «Здравствуй небо голубое»

  1. Инсценировка диалогов.
  • Оценка детей увиденного диалога встреча друзей. Понравилось – похлопать,          Не понравилось – потопать
  • Ответы на вопросы: «Как игрушки поприветствовали друг друга.
  • Игра в компьютер

  1. Совместно опустить в коробочку слово «Здравствуйте»
  2. Подвижная игра «1,2,3 - свою игрушку сбереги»

Чтение стихотворения:

Здесь воробьи не сорятся

И галки не галдят.

Здесь кошки, улыбаясь,

На собак глядят.

«Здравствуйте», «спасибо»

Слышно там и тут.

Весело и дружно

Все у нас живут.

Декабрь

1.        Знакомство с замками и феями (Замок Добра и Зла).

Цель: Дать детям возможность самостоятельно определить, где какой замок, и пояснить почему они так думают.

(- Замок Добра излучает свет и тепло, в нем живет фея Добра. От нее идет тепло потому что она добрая, а сердце доброе и горячее, она всем нравится.

- Замок Зла наполнен мраком и холодом. Там живет фея Зла. Она сестра Снежной королевы, у нее тоже холодное сердце, иногда она летает по улицам и заколдовывает людей, делает их злыми и вредными.)

Беседа с детьми

- Вас мамы учат драться?

- А папы ругаться?

- А бабушки толкаться?

- А почему тогда встречаются дети, которые дерутся, ругаются, толкаются (это фея Зла их заколдовала).

Игра: «Делаем глупые поступки»

- Показать язык

- Дернуть соседа за ухо.

Детям, которые отказались делать глупые поступки похлопать. Их выделить из всех.

  1. «Детки» слова «Здравствуйте»

1.        Беседа о волшебной коробочке, где хранятся вежливые слова

Цель: запомнить и повторить пять ласковых слов.

2.        Знакомство с новыми вежливыми словами «Доброе утро»

Цель: Научить детей новому приветствию «Доброе утро».

3.        Разучивание нового стихотворения «Доброе утро»

Цель: Пополнить словарный запас детей.

Е.Б. Баринова «Уроки Вежливости и Доброты». Стр. 17

4. Показать и прокомментировать приветствие «Добрый день».

Цель: Пополнить словарный запас детей.

5. Знакомстве с новым приветствием «Добрый вечер»

Цель: Показать очередное приветствие, объяснить, когда его применяют.

6. Знакомство с выражением «Доброй ночи»

Цель: Пополнить словарный запас детей. Объяснить детям, что «Доброй ночи» - говорят люди друг другу перед сном. Но это уже не приветствие, а прощание друг с другом перед сном.

7.Занесение новых слов в волшебную коробочку и компьютер.

- Игра, Компьютер-голова.

Обобщение: Приветствуя людей можно желать не только здоровья, но и добра! Если желаешь добра – значит ты добрый!

  1. Физкультминутка «Здравствуй небо голубое»

  1. Пальчиковая гимнастика «Утро»

  1. Разучивание новых стихотворений: «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер».

  1. Игра компьютер.

Чтение стихотворения:

Солнышко ясное встало;

«Доброе утро» - оно мне сказало!

- Добрый день! – тебе сказали;

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Добрый вечер! А что это значит?

Значит, день был но доброму начат,

Значит, день был по доброму прожит,

Он умножит счастливые дни.

Январь

1.        Знакомство с новым словом «Привет»

Цель: Закрепить с детьми правила «Привет» можно говорить только друзьям близким родственникам.

2.        Физкультминутка «Солнышко - лучики»

Цель: Научиться изображать, солнышко и лучики играя в коллективе детей, прислушиваться к просьбам воспитателя.

3.        Игра «Топ-хлоп»

Цель: Научиться определять плохие и хорошие поступки.

- Кричать на друзей;

- Поливать цветы;

- Ковырять вносу;

- Обманывать;

- Не здороваться;

- Помогать маме;

- Кривляться бабушку;

- Делиться игрушками;

- Улыбаться людям;

- Помогать другу;

- Оглядываться на людей;

- Показывать пальцем;

- Вскрикивать с места;

- Собирать игрушки;

- Вставать, когда идет занятие;

- Прятать от друзей игрушки;

- Чистить зубы;

- Кушать грязными руками.

4. Знакомство с новыми словами приветствия: «Рада видеть вас»! «Приветствую вас»!

Цель: Объяснить детям торжественное приветствие, его можно сопровождать специальным жестом: пожатие двух рук над головой.

5. Повторение всех семи слов.

Цель: Объяснить детям, что эти волшебные слова помогают людям общаться, делают нас добрее.

6.Беседа: «Что будет, если все волшебные слова пропадут»?

Цель: Помочь детям осознать, что будут ссоры, обиды и драки, войны.

7.Беседа о Добре и Зле.

Цель: Объяснить детям, что все самое прекрасное, приятное, полезное на земле это «Добро».

Добро, это все, что приносит нам Радость.

1. Посчитать и повторить с детьми слова в волшебной коробочке.

Положить в волшебную коробочку слово «Привет».

2. Игра «Солнышко и лучики»

3. Игра «Топ-хлоп»

4. Обыграть с детьми данную ситуацию.

Занести новую фразу в волшебную коробочку и компьютер.

Разучивание стихотворения «Доброе утро»

«Доброе утро»! скажи, попугай!

Ты нас приветствовать не забывай!

Днем «!Добрый день»! говори нам при встрече,

Вечером вспомни слова «Добрый вечер»!

Февраль

1. Чтение рассказа В. Осиева «Кто наказал его»?

2. Физкультминутка «Мы за руки возьмемся»

Мы за руки возьмемся,

Вот так, вот так.

Мы не будем ссориться,

Будем мы дружить,

Ручками своими

Всех друзей любить.

3. Беседа с детьми: «Где живет доброта»?

 Цель: Привлечь детей к рассуждениям.

Беседа и обсуждение картинок.

Составление рассказов по картинкам.

Добрые – одобряем (хлопаем)

Злые – порицаем (топаем)

  1. Знакомьтесь – Вихрастик!

1. Физкультминутка «Мы по улице шагаем»

2. Подарить детям новое приветствие «Здравие желаю»

Цель: Полонить словарный запас детей

3. Знакомство с новыми словами приветствия: «Рада видеть вас»! «Приветствую Вас»!

Цель: Объяснить детям торжественное приветствие, его можно сопровождать специальным жестом: пожатием двух рук у себя над головой.

4. Повторение всех семи слов приветствий.

Цель: Объяснить детям, что эти волшебные слова помогают нам общаться, делают людей добрее.

5. Беседа «Что будет, если все добрые слова пропадут» (ссоры, обиды, драка, войны).

Цель: Объяснить детям, что вежливые слова очень важны при общении.

6. Беседа о Добре и Зле.

Цель: Объяснить детям, что все самое прекрасное и полезное на земле «Это добро».

ДОБРО – ЭТО ВСЕ ЧТО ПРИНОСИТ НАМ РАДОСТЬ.

7. Знакомство с новым героем (отрицательным) «Вихрастиком». Беседа с детьми о новом персонаже, обращая внимание на его внешний вид (грязный, лохматый, неопрятный).

Цель: Обратить внимание детей на внешний вид, когда идешь в гости и в детский сад.

Игра «Здравие желаю»

Цель привлечь каждого ребенка повторить приветствие, обогащая тем самым словарный запас.

Обыграть с детьми эту ситуацию. Занести новую фразу в компьютер и коробочку вежливых слов. Подсчитать сколько стало новых слов (7 слов)

Март

1. Помочь Вихрастику найти своих родителей и дом.

Цель: Объяснить детям, что каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Дать возможность детям сделать нравственный выбор, помочь Вихрастику исправиться. Взять на воспитание к себе в группу грязнулю Вихрастика.

2. учимся здороваться и знакомиться.

Цель: Повторение изученных слов приветствия и правил знакомств.

3. Беседа о добрых делах.

Цель: Побудить детей перечислить свои хорошие и добрые дела.

4. Наказ Вихрастику

Цель: Побудить детей дать наказ Вихрастику обязательно умываться, переодеваться и причесаться. Обратить внимание детей на их внешний вид.

Игра «Исправь ошибку»

Физкультминутка «Как живешь»?

Игра «Что мы делаем – не скажем». Ребенок жестами показывает:

- гладит кошку

- подметает

- угощают друг друга конфетами

- лепят пирожки

- делают зарядку

- моют окна

- забивают гвозди

- читают книгу

  1. Волшебная сила слова 

Апрель

1. Приветствующие жесты

Цель: Показать и объяснить детям, что здороваться можно и на расстоянии «Жестами»

2. Тренинг со свечой

Цель: Побудить детей сделать вывод, что не стоит жалеть для людей добрых слов и улыбок. Говорите им какие они хорошие и тогда все и вправду подобреют.  

3. Прощальные жесты.

Цель: Познакомить детей с прощальными жестами: взмахи рукой, воздушный поцелуй.

Е.Б. Баринова «Уроки Вежливости и Доброты». Стр. 34.

Игра «Антонимы».

Злой-Добрый

Плаксивый-Веселый

Глупый-Умный

Обман-честность

Обыгрывание миниатюры про зайца и волка.

Е.Б. Баринова «Уроки Вежливости и Доброты». Стр. 33

Май

Открытое мероприятие с присутствием родителей «Путешествие в страну вежливости и доброты».

Участие родителей в итоговом мероприятии «Путешествие в страну вежливости и доброты».

Перспективы на следующий год

  1. Подложить работу по теме «Формирование вежливости и доброты у детей среднего дошкольного возраста посредствам разнообразных форм работ».
  2. Продолжить по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
  3. Изучить новинки методической литературы по воспитанию вежливости и доброты.
  4. В работе с родителями включить беседы – посиделки, организация совместных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...