ПРОЕКТ «От музыки к движению и речи»
проект (старшая группа)

Каурцева Нина Николаевна

Представленный проект долгосрочный, практико-ориентированный, направленный   на развитие музыкально-ритмических способностей с использованием логопедической ритмики.

Разработка данного проекта ориентируется на его эффективное практическое применение в педагогическом процессе с детьми тяжелыми нарушениями речи.

  Применение методического    комплекса в практике позволяет совершенствовать коррекционный образовательный процесс в целом при взаимодействии педагогов и узких специалистов по реализации задач.   Направление в работе по созданию и реализации проекта осуществляется через систематическую коррекционную работу с детьми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

664528, Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова,

ул. Изумрудная, 8, тел.8(3952)488174

ПРОЕКТ

«От музыки к движению и речи»

Выполнил:

Музыкальный руководитель

Аксаментова Ю.В

Каурцева Н. Н.

(I квалификационная категория)

2021

1.Аннотация проекта

Представленный проект долгосрочный, практико-ориентированный, направленный   на развитие музыкально-ритмических способностей с использованием логопедической ритмики.

Разработка данного проекта ориентируется на его эффективное практическое применение в педагогическом процессе с детьми тяжелыми нарушениями речи.

  Применение методического    комплекса в практике позволяет совершенствовать коррекционный образовательный процесс в целом при взаимодействии педагогов и узких специалистов по реализации задач.   Направление в работе по созданию и реализации проекта осуществляется через систематическую коррекционную работу с детьми.

2.Актуальность педагогического проекта

Дошкольный возраст главный этап в развитии ребенка.  Практика показывает, что детей с тяжелыми нарушениями речи с каждым годом становится больше.  Прослеживается не только нарушение всех сторон речи, но и нарушение фонематического слуха, просодической стороны речи (дыхание, темп, ритм, сила голоса, выразительность), нарушение общей и мелкой моторики. Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности на музыкальных занятиях: разучивание песен (ритмический рисунок, память, восприятие музыки), танцев (координация движений, внимание), в игре на детских шумовых инструментах (слуховое восприятие, контроль исполнения). При нарушении данного характера дети испытывают неуверенность, замкнутость, стеснительность.

Огромная роль в воспитании и развитии детей отводится родителям.  Многие родители закрывают глаза на проблемы (речевые, двигательные) своего ребенка. Испытывают не удобства, стеснение в присутствие других людей за своего ребенка, следует вывод, что родитель не уверен в нем. Не уверенность родителей передается ребенку, и ведет к снижению самооценки.

 Родители глубоко заблуждаются думая, что проблемы могут пройти сами по себе с течением определенного времени. При этом не принимают участия в его развитии, предполагая, что достаточного того, что ребенок посещает группу компенсирующей направленности.

В связи с этим разработан проект «От музыки к движению и речи»

3.Цель и задачи проекта.

         Цель проекта: развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением элементов логоритмических игровых упражнений.

Для достижения данной цели определены задачи:

- разработать комплекс логоритмических игровых упражнений в коррекционно-развивающем образовательном процессе, направленных на развитие музыкально-ритмическую двигательную сферу.

- использовать элементы логоритмических игровых упражнений в музыкальной образовательной деятельности.

 - поощрять инициативу, самостоятельность воспитанников в совместной образовательной деятельности.

Предполагаемые результаты:

 Для воспитанников:

  1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с логоритмическими игровыми упражнениями;
  2. Развитие координации движений в сочетании с музыкой и речью;
  3. Активизация укрепления мышц артикуляционного аппарата;
  4. Проявление творческой активности и чувства
    непосредственности  в повседневной самостоятельной деятельности.

Для педагогов:

  1. Повышение уровня компетентности музыкальной деятельности.
  2. Творческое использование музыкальных упражнений в разных видах детской деятельности.
  3. Целостное воздействие на речевую систему ребенка.
  4. Речевое раскрепощение ребенка, с учетом речевых возможностей.

Для родителей:

  1. Повышение заинтересованности в росте уровня развития правильного произношения слов и звуков в речи.
  2. Повышение музыкальной культуры.
  3. Мотивация родителей на активное сотрудничество.
  4. Повышение статуса семейного воспитания

Объект – процесс развития музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет – комплекс коррекционно-педагогических мероприятий, направленный на развитие музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями  речи старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей работы.
        Ресурсное обеспечение проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год. В работу включены субъекты образовательного процесса: педагоги, дети группы компенсирующей направленности, родители (законные представители).

Информационные ресурсы (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении, знакомство педагогов по реализации проекта).

Кадровые ресурсы (музыкальный руководитель, воспитатели группы, профильные специалисты (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя начальной школы, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе).

Материально-технические ресурсы (развивающая предметно-пространственная среда группы, музыкальный и физкультурный залы, кабинеты специалистов, аудио и видео материалы, мультимедийное оборудование, интерактивный комплекс, наглядное обеспечение, пособия)

Методические ресурсы реализации проекта (разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, создание единого учебно-методического обеспечения   реализации   проекта, методических рекомендаций, проведение обучающих семинаров, практикумов, мастер классов.

Финансовые ресурсы. Работа по реализации проекта не требует дополнительных затрат, выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательного учреждения.

 4. Основное содержание педагогического проекта 

Настоящий педагогический проект решает проблему коррекции и развития музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи. Проект осуществляется на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

Обучение и развитие детей в группе компенсирующей направленности осуществляется:

«Основная образовательная программа ДОУ»

«Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7(8) лет»

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, прослеживаются трудности в развитии музыкально-ритмических способностей. Образовательная деятельность в сфере музыки обеспечивает преодоление трудностей в развитии музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи и повышает эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Содержание проекта направлено на всех участников педагогического процесса:

  • на детей - через использование форм, методов и приёмов для развития музыкально-ритмических способностей;
  • на педагогов - через методическо-просветительскую работу;
  • на родителей - через консультирование, открытые просмотры, совместную деятельность.

 Основная форма работы – организованная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная), совместная и самостоятельная деятельность. Музыкально-двигательные и речевые навыки дают возможность детям проявить свою индивидуальность в различных формах художественной деятельности в меру своих возможностей: развлечения, праздники, конкурсы, концерты.

Достичь положительных результатов с детьми с тяжелыми нарушениями речи можно лишь при создании совместной коррекционно-образовательной среды в образовательном учреждении. Комплексный подход обеспечивает взаимодействие узких специалистов, работающими с детьми: учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физическому развитию.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.
  2. Основной
  3. Заключительный

Подготовительный этап:

  1. Выявление музыкально-ритмических способностей, уровня развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (метод диагностики).
  2.   Создание условий для развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (развивающая предметно-пространственная среда, индивидуальный подход к каждому ребенку, взаимодействие ребенок-педагог-родитель).

3. Разработка учебно-методического комплекса:

  • перспективный план (с педагогами, узкими специалистами, родителями);
  •  комплекс логоритмических игровых упражнений;
  •   сборник фонотеки (ауди-видео записи)

Основной

 С 9 Обучение, формирование и совершенствование у детей с тяжелыми нарушениями речи музыкально-ритмических способностей средствами учебно-методического комплекса во взаимосвязи трех компонентов «музыка-движение-речь».

Образовательная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Проведение музыкальных занятий. (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные с содержанием логоритмических и игровых упражнений (направленные на коррекцию моторных, музыкальных и речевых процессов);
  2. Интегрированные занятии при взаимодействии с узкими специалистами;
  3. Досуговая деятельность в ДОУ;  

Взаимодействие с педагогами образовательного учреждения в коррекционно-педагогической работе по развитию музыкально-ритмических способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи

  1. Педагогический час направленный на ознакомления педагогов ДОУ с понятием и элементами логоритмики.
  2. Мастер класс
  3. Консультация
  4. Оформление информационного стенда
  5. Открытый показ образовательной деятельности

Взаимодействие с родителями в организации коррекционно-развивающего деятельности.

- рекомендации (индивидуальные, групповые);

- привлечении родителей к совместным мероприятиям в ДОУ;

- просмотр открытых мероприятий;

-выступление на родительских собраниях;

 -информация на сайте образовательного учреждения.

Заключительный этап

  1. Создание фото альбома мероприятий   проведенных при реализации проекта.
  2. Презентация проекта- постановочный мюзикл (музыкально-театральная постановка) «От музыки к движению и речи» с участием родителей (законных представителей).

Литература

  1. Судакова Е.А. «Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников».
  2. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки».
  3. Нищева Н.В. Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры».
  4. Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей».
  5. Н.Ю. Костылева. «Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики».
  6. Воронова А.Е. «Логоритмика для детей 5-7 лет».
  7. Мухина А.Я., «Речедвигательная ритмика».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов дошкольного образования на тему: "Оздоровление детей дошкольного возраста через музыку, движение и речь"

Дошкольный возраст-это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, воспитывается личность....

"От музыки до движения и речи"

Методическая разработка для младших дошкольников....

«Развитие речи в музыке и движении»

Известно, что речь и музыкальный язык похожи по своему строению и неразрывно связаны. Речь, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи. Поэтому интегриро...

Здоровьесберегающие технологии как средство развития детей через музыку, движение и речь

Логоритмика относится к одному из видов инновационных здоровьесберегающих  технологий.  Ее задача заключается в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку, текстовое сопро...