Рекомендации к проведению игр
методическая разработка

Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроется в скуке, они просто требуют внимания. Развлечь малыша помогут  игры, которые несут в себе колоссальный развивающий эффект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_0.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ:  

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГР

Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроется в скуке, они просто требуют внимания. Развлечь малыша помогут пальчиковые игры, которые несут в себе колоссальный развивающий эффект. О существовании пальчиковых игр для детей известно абсолютно всем мамам. Известная детская игра про сороку – ворону – вот прекрасный пример первой пальчиковой игры, с которой знакомится каждый малыш. Однако, не каждая из них сможет ответить, какое значение они имеют в жизни и развитии их малыша. На самом деле, пальчиковые игры способствует лучшему развитию речи у ребенка. Да-да, именно вождение пальчиком по крохотной ладошке и проговаривание незамысловатого стишка несет для ребенка огромную пользу. Догадывались ли мамы и бабушки об этом, что это непросто веселое развлечение для их чада, когда они вместе считали и загибали пальчики? Педиатры, психологи, логопеды и неврологи утверждают, что пальчиковые игры способствуют развитию психики ребенка, улучшают деятельность головного мозга, расширяют способность малыша работать руками, улучшают речь. Учеными доказано, что уровень речевого развития крохи напрямую связан с уровнем сформированности пальцев рук и мелкой моторики. Замечено, что дети, с которыми не играли в пальчиковые игры в младенчестве, позже начинают говорить, они более замкнуты, и даже хуже адаптируются в коллективе. Ученые существование связи между детской психикой (мозгом) и стимуляцией рук. К примеру, более развита речь у тех деток, у которых хорошо сформирована тонкая координация движения пальцев – стимуляция детской речи при помощи пальчиковых тренировок. С шести месяцев уже можно начинать массажировать по две – три минуты каждый пальчик (фаланги) и кисти ручек. С возрастом, сложность упражнений постепенно возрастает. Итак, благодаря пальчиковым играм ребенок может: научиться управлять ручками и каждым отдельным пальчиком – увеличивается точность движений; развить мелкую моторику и речь; сформировать уверенность в своих силах; обогатить словарный запас; синхронизировать работу правого полушария мозга, отвечающего за образы различных явлений, и левого – логического, позволяющего выражать их словами; подготовить руки к письму – формируются сильные и гибкие пальцы и кисти рук, имеющие хорошую подвижность; развивать способности и научится концентрации внимания. Здесь не существует правил – они рождаются стихийно и подходят детям разного возраста. Это веселое времяпровождение позволяет еще, и развить речь ребенка, его мелкую моторику. Гармоничное и всестороннее развитие личности нуждается в чередовании таких движений, как расслабление и растяжение, сжатие. Сначала дети учатся складывать различные фигуры при помощи правой руки, а позже — левой. Лишь закрепив полученные навыки, переходят к следующему шагу — использование обеих рук.

Стоит предложить годовалому крохе: поиграть маленькими металлическими шариками, перекатывая их между пальчиками; собрать предметы в тарелочку; сложить пирамидку или рамку-вкладыш. Такие игры способствуют развитию силы и ловкости.

После полутора лет можно дать малышу фломастеры, мел или карандаши. Пора знакомиться с усложненными заданиями, цель которых – развить тонкие движения детских пальчиков: разложить предметы по размеру или форме, цвету; перебрать фасоль или крупы; поиграть с водой или песком; снимать или надевать рукавички; нанизать на проволоку макароны-бусины; завязать или развязать шнурок, пояс; застегнуть пуговицы. Отличительна черта пальчиковых игр – сопровождение всех действий стихами, которые завораживают малыша и легки для запоминания. Ритмичность и постоянный порядок слов – вот что очаровывает его. Пальчиковые игры, как способ развития мелкой моторики Развить мелкую моторику помогут такие занятия, в которых участвуют все пальчики, в том числе мизинчик и безымянный, которые редко используются в обычной жизни. Мелкая моторика тесно связана с речевым участком мозга. Пальчиковые игры: стимулируют пространственное мышление и речь, воображение и внимание; позволяют развить эмоциональность и быструю реакцию; делают детскую речь гораздо выразительнее. Чтобы пальчиковая гимнастика приносила пользу, родители должны научить малыша расслаблять ладошку, сжимать, работать пальчиками. Сначала ребенок осваивает работу одной рукой, а затем и двумя. При регулярных занятиях ребенок скорее сможет изменять положение рук, научиться быстро реагировать на различные действия.

Помимо развития моторики, пальчиковые игры сближают кроху и родителей. Малыш чувствует тепло, заботу, любовь мамы, папы и прочих членов семьи, что способствует и его духовному, эмоциональному развитию. Плюс ко всему, заданный стишком ритм, развивает в нем соответствующие чувства, ребенок начинает понимать и чувствовать ритм, такт. На руках находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за важнейшие функции человеческого мозга. Массаж ладошки и пальчиков малыша стимулирует мозговую активность, благотворно влияет на его умственное развитие. Доказано положительное влияние мелкой моторики на развитие внимания и речи, мышления. Кроме того, наблюдается установление более теплых отношений с родителями.

Рекомендации к проведению игр Понравится ли игра крохе? Многое зависит от того, как взрослый ее преподнесет. Приступая к игровым занятиям, нужно настроиться на спокойный лад. Важна бережность и осторожность прикосновений. Когда ребенок начинает непринужденно выполнять движения правой рукой, значит можно переходить к тем же движениям левой рукой. Только после этого рекомендуется разучивать движения обеими руками.

Существует определенный порядок при разучивании игр: Мама проговаривает стишок и показывает движения на себе. Игра показывается взрослым, который манипулирует детской ручкой (пальчиками). Движения выполняются мамой и ребенком синхронно, но проговаривать стих продолжает мама. Малыш выполняет игровые движения самостоятельно, а взрослый произносит стишки. Стихотворение и движения выполняются ребенком. При этом мама может подсказать ему или помочь в чем-то. Чтобы пальчиковые упражнения-игры приносили положительные эмоции малышу, необходимо выполнять их, будучи самому в хорошем расположении духа. Поэтому, если вы хотите, чтобы у ребенка остались лишь положительные ассоциации от пальчиковых игр, соблюдайте во время занятий следующие правила. Перед игрой нужно убедиться, что ручки теплые – растереть ладони или вымыть их в теплой воде. Холодные руки могут оттолкнуть. Нужно отказаться о резких движениях, способных причинить крохе дискомфорт. Стоит убедиться, что крошка знаком с новыми понятиями и персонажами, прежде чем приступить к незнакомой игре. Если возраст ребенка меньше полутора лет, игра должна строиться на принципе пассивной гимнастики пальчиков и ладошек. Деткам постарше (от 1,5 лет) можно предложить совместное выполнение упражнений. Приветствуется щекотание и поглаживание, «бег» пальчиком по спинке или детской ручке, если позволяет сюжет, выразительная мимика. Нужно делать паузы, говорить громче или тише, медленнее или быстрее. Движение должны выполняться без звукового сопровождения, если это возможно. Для начала, будет достаточно двух-трех игр, которые заменяются новыми. Благотворно влияет веселая атмосфера, поощрение малыша, даже если у него не все получается – со временем все получится правильно. Похвала – великая сила! Для ребенка важна поддержка самых близких людей. Игры проводятся везде – в машине, в очереди, на прогулке. Пальчиковые упражнения Самыми полезными для маленьких деток считаются игры, основанные на фольклоре – увлекательном сюжете, содержащем глубокий смысл. Самобытные потешки и песенки пронизаны красотой, они достаточно сложны. За ними скрыт призыв к познанию мира, к пониманию его сути. В их основе лежат действия – развитие сюжета, действие персонажей, решение конфликтных ситуаций. Просматривается удивительное течение жизни. Многие родители придумывают игры сами, разбавив нехитрую детскую песенку парой-тройкой повторяющихся движений ладошкой или пальчиком. Детям нравится копировать взрослых. Вот почему, они с легкостью ухватывают суть игры, стараются повторить слова и движения.

Все пальчиковых игр можно разделить на три категории: Те, которые ориентированы на реакцию или движение – основаны на касаниях, похлопываниях и других движениях рук. Яркий пример – «поймай пальчик» или «ладушки». Сказки – игра, для которой нужен интересный сюжет. Главными героями являются ладони и пальчики. Примером послужат «детки в школе» или «сорока-ворона». Отличный вариант – новая сказка, а ребенок поможет развить ее сюжет. Сделать игру забавнее помогут бумажные колпачки с нарисованными глазками и улыбкой. Четкое проговаривание текста поможет малышу понять, что происходит. Гимнастика для пальчиков – актуальна после занятий. Широко известная «мы писали, мы писали… » хорошо снимает усталость. Необходимо продемонстрировать ребенку каждое движение и дождаться, чтобы он понял их. Игра делает кроху счастливым, дарит ему положительные эмоции. Он радостно присоединяются к игре, для которой нужно всего четыре руки. Играя, важно помнить о чувстве меры. Стоит остановиться, обнаружив первые признаки усталости. И тогда в доме всегда будет звенеть детский смех.

вышесказанному, следует заметить, что пальчиковые игры для детей 1-2 лет — это не простое развлечение, которым можно пренебречь, ссылаясь на то, что такой вид занятости не нравится малышу. Привить любовь к подобным развлечениями – задача каждой любящей мамы, которая должна стремиться к тому, чтобы ребенок рос и развивался гармонично, согласно своего возраста. Пальчиковые игры стимулируют развитие речевого аппарата, правильную артикуляцию, деятельность головного мозга. Уделив время в младенчестве пальчиковым упражнениям, вы обеспечиваете успешное будущее своему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

Пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лексико-грамматических занятиях необходимо делать на грамматическое оформление слов...

Рекомендации по проведению логопедических занятий дома

Правила проведения занятийДля того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных прави...

рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

советы родителям по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...