Методическая разработка
материал (средняя группа)

Светлана Николаевна Лёвина

Педагогический проект кружковой работы по развитию познавательной активности детей 4-5 лет посредством экспериментирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занимательная физика28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект кружковой работы

по развитию познавательной активности детей 4-5 лет посредством экспериментирования

«Занимательная физика»

(познавательно-исследовательская деятельность)

Пояснительная записка

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

     Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

Таким образом, исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

Цель: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования. 

Задачи:

Познавательные:

  1. Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представлений детей.
  2. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  2. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  3. Развивать  мыслительную  активность,  умение  наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  2. Стимулировать желание детей экспериментировать.
  3. Формировать коммуникативные навыки.

Возраст детей:  дети средней группы ( 4 – 5 лет).

 Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в неделю по 20  минут.

Прогнозируемые результаты работы:

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности. Увеличение объема памяти ребенка,

активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников.

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

Перспективный план

   месяц

           1 неделя

          2 неделя

октябрь

«Пирожки для мишки»

 «Прятки» игры с водой

Ноябрь

 «Сильная газета»

 «Дружба красок»

ЖИВАЯ ПРИРОДА

декабрь

«Что есть у каждого растения» (1 часть)

«Что есть у каждого растения» (2 часть)

январь

«может ли растение жить без воды?»

«Есть ли вода внутри растения?»

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

февраль

«Теплая капелька или поможем колобку умыться»

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

март

«Умная галка» (вода)

«Какие свойства?» (вода, лед, снег)

апрель

«Подводная лодка»
       (воздух, вода)

     «Сухой из воды»
           (воздух)

май

«Живые тени»

«Солнечные зайчики»

ОКТЯБРЬ

Занятие № 1
« Пирожки для мишки»

Цели:

  •  Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
  •  Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  •  Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • Закреплять культурно – гигиенические навыки.

Материал:
Таз с песком, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки, доски для лепки каждому ребенку.

Предварительная работа: 
        Игры с песком и водой; лепка; знакомство с русской народной сказкой « Маша и медведь».

Занятие № 2
« Прятки» - игры с водой.

Цели:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая прозрачная, бесцветная;
  • Подвести к тому, что вода может изменить цвет;
  • Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
  • Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал:
Краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка « Почемучка», игрушки из киндер – сюрприза.

Предварительная работа:
       Рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра « Разноцветные капельки».

НОЯБРЬ

«Занятие № 1
Сильная газета»

Цели:

  • Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление;
  • Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;
  • Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Материал:
Игрушка мышонок – удивленок, линейки, газеты.

Занятие № 2
« Дружба красок»

Цели:

  • Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета;
  • Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета;
  • Способствовать воспитанию любви к сказке, своей кукле, а так же воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус.

Материал:
Гуашь синего, красного и желтого цвета; кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки для промакивания кисточек; куклы бумажные; платья и костюмы для них.

Предварительная работа:
       Чтение сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева; Дидактическая игра «загадай желание»; отрывание лепестков на цветике – семицветике; беседа о дополнительных и основных цветах; свободная деятельность с красками.

ДЕКАБРЬ

Занятие № 1
« Что есть у каждого растения?»
   ( 1 занятие)

Цели:

  • Дать детям знания о строении растений;
  • Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений всех органов.

Материал:
Карточки с нарисованными частями растений; 10 – 12 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, цветами; несколько стаканчиков с водой, в которой находятся побеги растений, пустившие корни; палочка для рыхления почвы.

Занятие № 2
« Что есть у каждого растения»
   ( 2 занятие)

Цели:

  • Обобщить знания детей о строении растений;
  • Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов;
  • Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по их внешнему виду

Материал:
12 комнатных растений с разнообразными стеблями (прямостоячими, короткими и длинными, вьющимися, свисающими), листьями (крупными и мелкими, простыми и сложными, рассеченными и разными по цвету) и цветами; листки бумаги, в нижней части которых нарисованы контуры цветочного горшка; цветные карандаши.

ЯНВАРЬ

Занятие № 1
« Может ли растение жить без воды?»

Цели:

  • Выявить зависимость растения от жидкости;
  • Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды;
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Материал:
Два травенистых растения, два цветка, две веточки от дерева; три стаканчика с водой; три пустых стакана.

Занятие № 2
« Есть ли вода внутри растения?»

Цели:

  • Доказать, что внутри растения есть вода;
  • Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  • Воспитывать аккуратность в работе;
  • Развитие умения детей сравнивать.

Материал:
Ветка дерева; листья комнатного растения – алоэ, бегония, молочай; бумага фильтрованная, промокательная.

ФЕВРАЛЬ

Занятие № 1
«Тёплая капелька, или поможем колобку умыться»

Цели:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
  • Познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной;
  • Закреплять культурно – гигиенические навыки;
  • Развивать чувства взаимовыручки;
  • Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал:
Ёмкости с холодной и горячей водой; ёмкости для смешивания воды; ковшик для набирания воды; тряпочки; дидактическая игрушка « Солнышко».

Предварительная работа:
       Экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра « Холодное – горячее»

Занятие № 2
«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Цели:

  • Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
  • Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
  • Развивать эмпатию, желание помочь другим;
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Материал:
   
Замороженные во льду бусинки; баночки с теплой водой; тарелочки; тряпочки для каждого ребенка.

Предварительная работа:
         Чтение сказки Г. Х. Андерсена « Снежная королева»; Игры со льдом на прогулке; изготовление цветных льдинок.

МАРТ

Занятие № 1
«Умная галка»

Цели:

  • Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы;
  • Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок;
  • Развивать мыслительную активность, умение делать выводы.

Материал:
      Игрушка « Домовёнок Кузя»; банка с водой; кубик; прозрачные стаканы на каждого ребенка; кубики.

Занятие № 2
«Какие свойства?»

Цели:

  • Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявлять особенности из взаимодействия;
  • Способствовать расширению знаний  детей о свойствах воды, льда, снега, активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы;
  • Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал:
Тазик с водой, тазик со снегом, замороженный лёд.

Предварительная работа:

Игры со снегом во время прогулки, рассматривание сосулек, беседа с детьми откуда берутся сосульки.

АПРЕЛЬ

Занятие № 1
«Подводная лодка»

Цели:

  • Обнаружить, что воздух легче воды;
  • Выявить, как воздух вытесняет воду, как выходит из воды;
  • Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе;

Материал:
    Игрушечная подводная лодка, шар, большой шприц без иглы

Предварительная работа:
      Конструирование из бумаги корабликов.

Занятие № 2
«Сухой из воды»

Цели:

  • Определить, что воздух занимает место
  • Повторить свойства воды: прозрачная, безвкусная, бесцветная;
  • Развивать умение сравнивать, делать выводы.

МАЙ

Занятие № 1
«Живые тени»

Цели:

  • Понять как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;
  • Продемонстрировать через перемещение тени движение предмета;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.

Материал:
       теневой театр, настольная лампа, белая штора, игрушки.

Занятие № 2
«Солнечные зайчики»

Цели:

  • Понять, что отражение бывает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете;
  • Научить детей пускать «солнечных зайчиков»;
  • Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времён года;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять её красоту

Материал:
    Зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.

Предварительная работа:
      На прогулке наблюдение за солнцем, за своей тенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...