Проект «Информационная безопасность детей дошкольного возраста»
проект

Персональный сайт педагога

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения и их родителей  в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Современный ребёнок рано знакомится с телевизором и компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за телевизором и компьютером. Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.konyahina_e.v.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА "ДЕТСКИЙ САД № 11 "БЕРЁЗКА

Проект        

«Информационная безопасность

детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель МКДОУ №11 «Березка»

Коняхина Елена Витальевна

Иркутск

2019 г.


ПРОБЛЕМА

Современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Человек уже не представляет жизнь без компьютера, интернета и других цифровых ресурсов.

Дети отдают больше предпочтение компьютерным играм, а не другим видам детской деятельности. Образы с экрана наносят отрицательное воздействие на их психику и его сознание, что приводит к печальным последствиям.

Государственная политика в сфере общего и дополнительного образования до 2020 года предполагает сохранение приоритета нравственного и гражданского воспитания, а так же необходимость позитивной социализации подрастающего поколения.

Указ президента РФ от 28.05.2017 г.» Десятилетие детства». В рамках этого проекта определен  основной план мероприятий до 2020 года, в том числе, также остается приоритетным направлением – информационная безопасность детей.

Вопрос духовно-нравственного воспитания является одним из ключевых позиций ФГОС ДО.

Мир стремительно меняется и образование не всегда находит ответ на вызов современности. Одним из вызовов, является информационная безопасность и их социализация в условиях информационной среды. В связи с этим, был принят закон от 29.12.2010 г. №436-ФЗ  (ред. от 18.12.2018.г) « О защите детей от информации причиняющей вред их  здоровью и развитию».

На данный момент, можно сказать, что информационно - образовательная среда для ребенка считается небезопасной.

Дети проводят много времени за игрой в виртуальном мире, а иногда даже теряют временные рамки.  «Общение с компьютером» шаг за шагом перерастает в психологическую зависимость. Дети все меньше проводят времени в реальном мире. Эмоционально-личностное общение с семьей, друзьями, природой уходит на последний план. У детей происходит дефицит вербального общения, отсюда диагностируется недоразвитие речи, в сочетании с аутистикоподобными нарушениями.

Достижение цивилизации, при безответственном использовании становится фактором риска дезинтеграции и деградации детей, семей и общества.

Современная информационная, глобализированная среда оказывает  негативные влияния на личность ребенка, происходит искажение образцов межличностного общения, и семейных отношений.

«Компьютерный век» породил ряд проблем.  Прежде всего, это снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности. Стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками,  из за низкопробной видеопродукции, Ребенок, не может самостоятельно воспринимать информацию, по причине неразвитости механизмов личностной рефлексии и саморегуляции.

Исходя из исследований психологов, большинство современных мультфильмов, не пропагандируют настоящие человеческие ценности, а формируют неправильную, негативную картину мира. В них мы может наблюдать как скрытую, так и явную пропаганду жестокости, агрессии и насилия.  У детей закладывается неправильное отношение к окружающим, формируется негативное восприятие мира.

Родителей интересует, почему ребенок агрессивный, проявляет злобность, ложь, лень. Все ответы нужно искать в том, какую информацию, ребенок получает через интернет и телевизор.

Более вредным, для детей от 4-9 лет, является телевидение, а затем компьютерные игры. Наиболее доступным местом пользования интернета, является их дом.  До 70 % детей смотрят телевизор, около 50 % играет в компьютерные, и 20 % смотрит фильмы онлайн. Чем старше возраст детей, тем больше они играют в игры, с элементами насилия, и смотрят передачи развлекательного характера. Уменьшается доля детей, которые любят русские мультипликационные фильмы, и их персонажи за нравственные качества.

Как быть, ведь современное общество сейчас практически не может обойтись без компьютерных технологий. Во всем нужен правильный подход, грамотное использование, обучение детей в этой сфере, и в конечном счете интернет может стать инструментом развития ребенка. Именно поэтому, мы взрослые, должны находить новые формы взаимодействия с семьей, сообща, обезопасить детей от возможных воздействий негативной информации, ведь ничто не заменит живое, эмоциональное, человеческое общение.

Взрослому человеку, необходимо критически оценить ситуацию, научиться находить положительное, отсеять отрицательное в сложившейся ситуации. Этому необходимо учить и ребенка.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения и их родителей  в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Современный ребёнок рано знакомится с телевизором и компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за телевизором и компьютером. Но вместе с тем, всеобщая компьютеризация породила ряд проблем.

Для нас, обыденным является картина, когда ребенок, только что учится сидеть, сразу же сажается перед телевизором, и для родителей это стало удобным. Вместо того, чтобы общаться с ребенком, что ему необходимо в первые годы жизни. Он черпает информацию из внешних источников, которые оказывают вред здоровью. У таких детей  не сформировано  самосознание, истощена нервная система, которая при этом еще недостаточно сформирована , в силу физиологических особенностей. Вот поэтому, нужно найти особый подход к обучению и знакомству со средствами СМИ.

Анализ анкетирования, проведенного в нашей группе «Непоседы», показал следующие проблемные точки: - 15 % детей младшего возраста, уже имеют гаджеты, и с легкостью ими пользуются,  18 % детей проводят более 1 часа в день за компьютером или просмотром телевизора, 12% играют в компьютерные игры. Наблюдение за детьми в группе после выходного дня, выявило, которые, провели  большую часть времени перед экраном: эти дети более эмоциональны, вспыльчивы, раздражительны, невнимательны, не активны, сонливы, интерес проявляют лишь тогда, когда им предлагаешь посмотреть мультфильм, а не поиграть с другими детьми. Поэтому мы

Поэтому перед нами взрослыми стоит колоссальная задача, создать такое  образовательное  пространство, которое позволит обеспечить социальное развитие личности воспитанников и их подготовке  к обучению в школе и эффективному участию в общественной жизни в условиях информационного общества.


ЦЕЛЬ:

-создание условий для информирования родителей по вопросам защиты детей, от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

ЗАДАЧИ:

  1. Систематизировать и обобщить опыт работы  педагогов по теме «Информационная безопасность детей дошкольного возраста».
  2. Обеспечить комплексное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, на основе деятельностного подхода в процессе информационной социализации воспитанников.
  3. Обучить родителей навыкам критического осмысления содержание информационной продукции, которой пользуются их дети, умению выявлять информационные угрозы; привлечь к активному содействию по вопросам формирования у детей «информационного иммунитета»; оказание консультативной и методической помощи родителям.
  4. Разработать рекомендации по безопасному взаимодействию с информационной средой детей дошкольного возраста.


ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДОГО ЭТАПА

Этапы проекта:

I.этап. Организационный

Организационный этап включает мероприятия:

-ознакомление с методической научной литературой;

-определение состава рабочей группы педагогов, участвующих в проектной деятельности;

-определение ресурсов, обеспечивающих реализацию проекта, содержание образовательной деятельности на каждом этапе;

II. этап. Практический.

Практический этап реализации плана проекта, включает мероприятия:

-создание предметно-развивающей среды в группе и  в целом, в образовательном учреждении;

-повышение уровня компетенции педагогов по вопросам информационной безопасности дошкольников;

-взаимодействие педагогов с родителями;

-применение педагогами современных образовательных технологий при организации образовательной деятельности ;

III. Заключительный (обобщающий)

Заключительный (обобщающий этап) включает:

-анализ полученных результатов к поставленным целям, задачам , итогам;

-обобщение данных мониторинга;

-презентация;


ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА 

Тип проекта: (коллективный, практико – ориентированный).

Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители;

1 целевая группа – воспитанники ДОУ.

Специально организованная  совместная деятельность педагога и ребенка  (подгруппы детей);

2 целевая группа – педагоги МКДОУ №11 «Березка».

Методическая разработка.  Комплексный подход к обеспечению воспитанников информационной безопасности. Проведение семинаров, лекций. Осуществление мониторинга, контроля проведения в рамках проекта.

3 целевая группа - родители.

Участие родителей,(законных представителей воспитанников).

Повышение уровня компетентности в вопросах обучения и воспитания детей; привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности дошкольного учреждения; Оказание консультативной помощи , анкетирование родителей, оформление  информации для родителей на (стендах, в папках, буклетах).


РИСКИ ПРОЕКТА

1.Недостаточный уровень компетентности педагогов по вопросам информационной защищённости детей дошкольного возраста и способам решения проблемы.

2.Отсутствие поддержки родителей. Разработка системы работы с родителями по вопросам информационной безопасности ребенка дошкольного возраста

3.Разработка серии консультаций для педагогов по вопросам информационной безопасности воспитанников в современном информационном пространстве, несущем определенные угрозы.

4.Неготовность педагогов и родителей к работе в сетевом консультационном пункте. Организация обучения педагогов ИКТ - технологиям. Организация семейных клубов.


РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОЕКТА

1.Сформирована личность воспитанника на этапе дошкольного возраста психологически устойчивая к негативным информационным воздействиям социальной среды.

 2.Создано единое сообщество  единомышленников: педагогов  и родителей  с компетентностно - критическим подходом к информационным угрозам, владеющих умениями конструктивного преобразования негативных информационных воздействий социальной среды.

3.Педагоги реализуют комплексный подход к обеспечению воспитанников информационной безопасности, активно представляют инновационный опыт;


План мероприятий

по обеспечению информационной безопасности детей

Содержание работы

Результат

Дата

Ответствен-е

 Проведение методических мероприятий с педагогами Учреждения:  

- Семинар «Формирование информационного иммунитета у детей дошкольного возраста»

- Круглый стол «Проблемы и пути решения   формирования информационной культуры у родителей»

- Методические недели по проблеме «Информационная безопасность дошкольников как условие успешной социализации» .

Теоретическая

подготовка

педагогов

Обмен опытом

Сентябрь

2019 уч.г

Октябрь

2019 уч.г

Октябрь- ноябрь 2019 уч.г –

Коняхина Е.В

Педагоги групп

Кошкина К.Д

Парфенова Н.И

Разработка методических материалов,

рекомендаций по актуальным аспектам

проекта

Методическая

копилка

Июнь-Сентябрь

201 уч.г

педагоги групп

Самостоятельное изучение проблемы

педагогами  

Материалы по

самообразованию

Сентябрь 19 уч.г-сентябрь 20 уч.г

 

педагоги групп

МКДОУ №11 «Березка» на 2019-2020  учебный год

Работа с воспитанниками

Содержание работы

Результат

Срок

исполнения

Ответствен-е

Проведение занятия в группе старшего дошкольного возраста по теме «Информационная безопасность»

Ознакомление детей с информацией о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве и закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве

Сентябрь

2019 уч.г.

Коняхина Е.В.

- Методическая разработка «Театрализовано  -  музыкальная деятельность как один из эффективных способов социализации воспитанников»

Организация

взаимодействия с

участниками

образовательных

отношений по

проекту

Октябрь

2019 уч.г.

Бабкина В.С.

- Методическая разработка «Роль социально-

драматических игр в  социализации дошкольников»

Ноябрь

2019 уч.г.

Нефедова М.А

Планирование и проведение мероприятий с дошкольниками  по проекту:

«Интернет – это хорошо или плохо?

Конспект занятия

Декабрь 2019 уч.г

Кошкина К.Д, Коняхина Е.В, ст.воспит. Бабина М.В.

Проведение конкурсов рисунков в группах старшего дошкольного возраста по теме «Информационная безопасность»

Ознакомление детей с информацией о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве и закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в интернет- пространстве

Январь 2020 уч.г

воспитатели


        

Взаимодействие с родителями

Содержание работы

Результат

Срок исполнения

Ответствен-е

Проведение родительского собрания «Управление безопасностью детей в Интернете»

Повышение информационной грамотности родителей

Февраль  20 уч.г

Ст.воспит.Бабина М.В , все педагоги

Круглый стол «Какие фильмы смотрят дети»  

Групповые родительские собрания

Март 20 уч.г

Педагоги групп

Оформление информации для родителей. Педагоги (стендах, в папках, буклетах, в газете «Мы вместе»)

- «Полезные сайты для дошкольников»

Буклеты:

1. «Влияние компьютерных игр на зрение ребенка»

2. «Компьютер не заменит семью»

материалов на  собраниях

Памятка

Буклеты

Обновление инфор.материала в  течении всего уч.года

Коняхина Е.В

Кошкина К.Д, Парфенова Н.И

Юрышева Г.А,

Нефедова М.А

Консультации для родителей

«Компьютер в детском саду: спорные вопросы.

ИКТ — информационно коммуникационные технологии»

«Как предотвратить компьютерную

зависимость у ребёнка»

«Ребёнок у телевизора»

«Читаем всей семьёй»

«В какие игры играем с детьми дома»

Психолого-

педагогическая

поддержка

родителей

в  течении всего уч.года

Коняхина Е.В

Бабкина В.С

Парфенова Н.И

Юрышева Г.А,

                        

Содержание работы

Результат

Дата

Ответствен-е

Пополнение центров книги в группах  

Центры

2019-2020 уч.г

Педагоги групп

Оформление атрибутов для литературных игр  

Игры

2019-2020 уч.г

Педагоги групп

Подборка, рекомендуемых для детей

дошкольного возраста мультфильмов в

методическом кабинете

Медиатека

мультфильмов в

группах

2019-2020 уч.г

Педагоги групп

Создание развивающей предметно-пространственной среды

                        

                                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой ласковый и нежный зверь" информационно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста

Цель проекта :Знакомство детей с ролью кошки   в жизни человека.Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребёнок учиться заботиться, ухаживать за...

Проект для старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Подводный мир»

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа  жизни в разных видах деятельности» средний возраст...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Тип проекта: познавательно-творческий Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность:         В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной...

Методический проект «Информационное обеспечение дошкольного образовательного учреждения через создание интерактивных пособий»

Актуальностью данной темы является то, что сегодня предъявляются новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.   Использование информационно - коммуникационных технологий...