Статья "Организация наблюдений в детском саду"
статья

Гаранина Дарья Николаевна

     Одним из важных направлений развития в дошкольном образовании является познавательное  развитие.   Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей,  любознательности и познавательной мотивации; развития воображения и творческой активности;  формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах  окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  об особенностях природы.      Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков,  а определяется как  процесс развития интеллектуально ‑ творческого потенциала личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_nablyudeniy.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Организация наблюдений с детьми в детском саду

     Одним из важных направлений развития в дошкольном образовании является познавательное  развитие.   Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей,  любознательности и познавательной мотивации; развития воображения и творческой активности;  формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах  окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  об особенностях природы.      Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков,  а определяется как  процесс развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка.

Познавательная деятельность осуществляется  в различных формах работы с детьми:  экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование,  путешествие по карте, во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии,  решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, увлечения,  игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры.

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или  менее длительное  и планомерное, активное восприятие детьми объектов и  явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование  представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление  свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин  изменения и развития  объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом  воспитании детей является основным.  Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основные представления, накопленные детьми в дошкольном  возрасте - это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Для успешного достижения 

поставленной цели педагог продумывает и использует специальные приемы, организующие  активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты  между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, воспитатель  должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее  многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Наблюдение может  проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач,  стоящих перед воспитателем.

Подготовка к наблюдению.

Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по  экологическому воспитанию детей, задачи (содержание умений и навыков в соответствии  с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для  восприятия.

1.Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема представлений на  “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с  разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного  времени.

2.Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть  максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об  объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.

3.Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов  природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и  завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного  утомления.

4.Структура наблюдения. Три структурных компонента начало, основная часть,  конец. Начало собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые  воспитателем словесные и действенные, вызывающие легкие положительные  эмоции). Основная часть использование приемов, обеспечивающих детьми  самостоятельно полученной сенсорной информации.

Организация наблюдений.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей,  с  подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает 

интерес к природе или общественным явлениям и т.д. Окружающая жизнь и природа дают 

возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

1. Подбор объекта для наблюдения:

а) предметы и явления неживой природы: глина, песок, вода, снег, день/ночь, солнце, звезды, луна, дождь, гроза, ветер и др.;

б) растения огорода (морковь, свекла, лук, редис, помидоры, огурцы, укроп и др.), парка и леса (ель, сосна, лиственница, береза, тополь, рябина, ольха, осина, орешник и др.); плодового сада и ягодника (яблоня, груша, вишня, слива, смородина и др.); растения поля (рожь, ячмень, картофель); растения луга (клевер, ромашка, мятлик, пастушья сумка и др.);

в) домашние животные и птицы, дикие животные близлежащей местности, птицы (синица, скворец, грач и др.), полезные земноводные и пресмыкающиеся (лягушка, жаба, ящерица), рыбы, полезные и вредные насекомые (пчела, божья коровка, лесной рыжий муравей, майский жук, муха и др.);

г) труд взрослых и детей в природе.

2. Определение цели и задач наблюдения.

Осуществляется в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Воспитатель намечает, какие новые знания и навыки получат дети в результате наблюдения, какие представления будут уточнены и закреплены. Наряду с образовательными задачами педагогом определяются воспитательные задачи.

3. Выбор методических приемов.

Воспитатель определяет, какие методические приемы он будет использовать в процессе проведения наблюдения. К ним относятся: вопросы (основной методический прием), сравнение, игровые приемы, практические задания.

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными  отрезками: зима, весна, лето, осень. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная  активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Таким  образом, в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

Виды наблюдений:

1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.

2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить  о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

4.Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.

5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом  взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой  деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в  том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца  средней группы дети ходят на экскурсии (ферму, магазин).

Наблюдение, как прием используется с младшего возраста. С приметами начинают знакомить со средней группы.

Роль педагога.

Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии,которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует  воспроизвести весь, цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится  заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей: «Как у  нас выросли бобы» или «Что происходило с  деревьями в разные сезоны».

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. Устанавливать факты;

2. Формировать связи между частями объекта;

3. Накапливать  представления у детей;

4. Проводить сопоставления;

5.Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и  проведенным ранее.

Наблюдение, как форма работы с детьми и как прием, используется в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, во время прогулки, экскурсии,  для решения проблемных ситуаций.

В процессе познавательно исследовательской деятельности у детей формируются такие социально-нормативные возрастные характеристики, как:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуетсяпричинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения  явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения в детском саду

Разработка сезонных наблюдений в детском саду....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Экологические наблюдения в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду...

Наблюдения в детском саду. Зима.

Существует одна из форм познания окружающего мира -  наблюдение. Познавательное занятие не требует устойчивого внимания.  Оно включает в работу: восприятие, мышление и речь. Наблюдения ...

«Об организации педагогических наблюдений в детском саду».

Учитывая многообразие программ, используемых на сегодняшний день в ДОУ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.3.2.3.) отмечено, что при реализации Программы...

Зимние наблюдения в детском саду

Познавательные прогулки зимой для дошкольников 4-6 летКарточка 1Тема: СнежинкиЦельУчить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок -...