Экспериментирование со снегом.
план-конспект занятия (старшая группа)

Ханмагомедова Альбина Абдулатифовна

  Цель: развивать творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Задачи: Обучающие: Познакомить со свойствами снега (белого цвета, холодный, не имеет запаха, от тепла — тает и превращается в воду); Формировать умение устанавливать простейшие связи между природными явлениями; Активировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега (белый, холодный, рыхлый, грязный); Развивающие: Развивать любознательность, зрительное восприятие, тактильные ощущения, умение связывать увиденное со словом; Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности. Воспитательные: Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов; Воспитывать бережное отношение к природе. Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, заучивание стихотворений и потешек о снежинках. Методы и приёмы: Традиционные: наглядный, словесный, практический, Инновационные: мнемотехника, метод игрового проблемного обучения. Оборудование и материалы: конверт с письмом от «Тетушки Совы», разноцветная ткань (белая, красная, голубая, зелёная, желтая); письмо — мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый квадрат, мороженое, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, перечёркнутый язык); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; на каждого ребенка — по 2 пластиковых стаканчика с холодной и теплой водой, тарелочки, ложки, салфетки, мандарины; воронка — фильтр; магнитная доска, магниты. I. Вводная часть Воспитатель: Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки). — Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками). — Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам) — Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой). — Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа). — Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед). — Здравствуйте! II. Создание проблемной ситуации Воспитатель: Ребята, сегодня утром, в нашу группу пришло письмо от Тетушки Совы. Но без вас я не стала открывать конверт и читать письмо. Давайте прочтем его вместе! Дети: Да! Воспитатель: читает «Здравствуйте, милые дети, пишет вам Тетушка Сова. Дедушка Мороз рассказал мне, что вы очень любознательные и смышленые, любите отгадывать загадки! Поэтому, я решила загадать вам загадку: «Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. Что это?» (Снег) Малыши, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!» Беседа сдетьми: Воспитатель: Когда бывает снег? Дети: Зимой. Воспитатель: А где его можем увидеть? Дети: На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде. Воспитатель: Нравится вам, когда много снега? Дети: Да, нравится. Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Тетушке Сове? Дети: Да Воспитатель: Молодцы! Для того, чтобы помочь Тетушке Сове ответить на вопрос: «А что такое снег?» Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега! 1— ячасть эксперимента III. Основной этап Воспитатель идет вместе с детьми: Мы идём, идём, идём, Много снега мы найдём. Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветная ткань (голубого, белого, красного, зелёного цвета) Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это? Дети: Ткань Воспитатель: Какого она цвета? Дети: Голубого. Воспитатель: Как снег? Дети: Нет, снег белого цвета. Воспитатель: Арина, найди, пожалуйста, на столе ткань белого цвета (находит) Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег? Дети: Да. Воспитатель: Дети, мы узнали, что снег белого цвета. (Показывает детям наглядную модель — «Белый квадрат» условное обозначение цвета снега). Ребята, встанем друг за другом и продолжим наше путешествие под веселую песенку. Дети вместе с воспитателем подходят ко 2 столу, где лежат бумажные снежинки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети: Снежинки. Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают) Какие они? Дети: Белые, бумажные, лёгкие. Давайте с ними поиграем. Дыхательная гимнастика «Снегопад» Мы снежинок наберём, Затем, глубоко вдохнём, Чтоб снежинки полетели, Надо выдохнуть сильнее! (2 раза) Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит из снежинок (показывает детям условное обозначение «Снежинка». Ребята, мы нашли настоящий снег? Дети: Нет. Воспитатель: Ну, что ж пойдём дальше путешествовать. Мы идём, идём, идём, Много снега мы найдём. (Подходят к 3 следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой) Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный? Дети: Холодный Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег. (щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете? Дети: Холодно ручкам! Воспитатель: (снимает салфетку) Что же это? Дети: Снег. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование со снегом и льдом.

Наблюдение за таянием снега и льда. Закрепление знаний детей о природных явлениях. Развитие логического мышления....

Экспериментирование "Свойства снега"

Экспериментирование "Свойства снега"Цель: дать детям представление о состоянии снега при разной температуре.Задачи: познакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, лепится),закрепить знан...

Экспериментирование со снегом и льдом

Экспериментирование со снегом и льдом...

Зимняя прогулка в старшей группе «Светлячок» (с элементами экспериментирования, свойства снега). Конспект№1

Цель: Закрепить знания о зимних явлениях, вызвать положительнее эмоции. Развивать познавательные интересы, желание экспериментировать, делать выводы. Вызвать радость от открытий, развивать мышление, ф...

экспериментирование тема: снег и лед с детьми 4-5лет

опыт экспериментирование снег и лед с детьми 4-5 лет...