Экспериментирование со снегом.
план-конспект занятия (старшая группа)

Ханмагомедова Альбина Абдулатифовна

  Цель: развивать творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Задачи: Обучающие: Познакомить со свойствами снега (белого цвета, холодный, не имеет запаха, от тепла — тает и превращается в воду); Формировать умение устанавливать простейшие связи между природными явлениями; Активировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега (белый, холодный, рыхлый, грязный); Развивающие: Развивать любознательность, зрительное восприятие, тактильные ощущения, умение связывать увиденное со словом; Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности. Воспитательные: Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов; Воспитывать бережное отношение к природе. Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, заучивание стихотворений и потешек о снежинках. Методы и приёмы: Традиционные: наглядный, словесный, практический, Инновационные: мнемотехника, метод игрового проблемного обучения. Оборудование и материалы: конверт с письмом от «Тетушки Совы», разноцветная ткань (белая, красная, голубая, зелёная, желтая); письмо — мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый квадрат, мороженое, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, перечёркнутый язык); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; на каждого ребенка — по 2 пластиковых стаканчика с холодной и теплой водой, тарелочки, ложки, салфетки, мандарины; воронка — фильтр; магнитная доска, магниты. I. Вводная часть Воспитатель: Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки). — Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками). — Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам) — Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой). — Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа). — Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед). — Здравствуйте! II. Создание проблемной ситуации Воспитатель: Ребята, сегодня утром, в нашу группу пришло письмо от Тетушки Совы. Но без вас я не стала открывать конверт и читать письмо. Давайте прочтем его вместе! Дети: Да! Воспитатель: читает «Здравствуйте, милые дети, пишет вам Тетушка Сова. Дедушка Мороз рассказал мне, что вы очень любознательные и смышленые, любите отгадывать загадки! Поэтому, я решила загадать вам загадку: «Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. Что это?» (Снег) Малыши, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!» Беседа сдетьми: Воспитатель: Когда бывает снег? Дети: Зимой. Воспитатель: А где его можем увидеть? Дети: На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде. Воспитатель: Нравится вам, когда много снега? Дети: Да, нравится. Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Тетушке Сове? Дети: Да Воспитатель: Молодцы! Для того, чтобы помочь Тетушке Сове ответить на вопрос: «А что такое снег?» Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега! 1— ячасть эксперимента III. Основной этап Воспитатель идет вместе с детьми: Мы идём, идём, идём, Много снега мы найдём. Подходят к первому столу. На столе лежит разноцветная ткань (голубого, белого, красного, зелёного цвета) Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это? Дети: Ткань Воспитатель: Какого она цвета? Дети: Голубого. Воспитатель: Как снег? Дети: Нет, снег белого цвета. Воспитатель: Арина, найди, пожалуйста, на столе ткань белого цвета (находит) Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег? Дети: Да. Воспитатель: Дети, мы узнали, что снег белого цвета. (Показывает детям наглядную модель — «Белый квадрат» условное обозначение цвета снега). Ребята, встанем друг за другом и продолжим наше путешествие под веселую песенку. Дети вместе с воспитателем подходят ко 2 столу, где лежат бумажные снежинки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети: Снежинки. Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают) Какие они? Дети: Белые, бумажные, лёгкие. Давайте с ними поиграем. Дыхательная гимнастика «Снегопад» Мы снежинок наберём, Затем, глубоко вдохнём, Чтоб снежинки полетели, Надо выдохнуть сильнее! (2 раза) Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит из снежинок (показывает детям условное обозначение «Снежинка». Ребята, мы нашли настоящий снег? Дети: Нет. Воспитатель: Ну, что ж пойдём дальше путешествовать. Мы идём, идём, идём, Много снега мы найдём. (Подходят к 3 следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой) Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный? Дети: Холодный Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег. (щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете? Дети: Холодно ручкам! Воспитатель: (снимает салфетку) Что же это? Дети: Снег. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование со снегом и льдом.

Наблюдение за таянием снега и льда. Закрепление знаний детей о природных явлениях. Развитие логического мышления....

Экспериментирование "Свойства снега"

Экспериментирование "Свойства снега"Цель: дать детям представление о состоянии снега при разной температуре.Задачи: познакомить детей со свойствами снега (холодный, белый, лепится),закрепить знан...

Экспериментирование со снегом и льдом

Экспериментирование со снегом и льдом...

Зимняя прогулка в старшей группе «Светлячок» (с элементами экспериментирования, свойства снега). Конспект№1

Цель: Закрепить знания о зимних явлениях, вызвать положительнее эмоции. Развивать познавательные интересы, желание экспериментировать, делать выводы. Вызвать радость от открытий, развивать мышление, ф...

экспериментирование со снегом "Тайны снега"

Опытно–экспериментальная деятельность открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наблюдая за явлениями неживой природы, знакомясь со свойствами снега, малыши получат новые...