«Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Октямова Елена Александровна

Это занятие-исследование. Построено с учётом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
                «Детский сад комбинированного вида № 181»   города Иваново

                 Конспект непосредственно образовательной деятельности

                               с детьми старшего дошкольного возраста.

               Название работы «Познавательно – исследовательская  деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»

                                                                         Автор работы: Октямова  Елена Александровна

место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №181»

должность: воспитатель  

Познавательно – исследовательская  деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства»

НОД

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Развивать интерес к исследовательской деятельности детей. Обогатить и расширить представление детей о свойствах воды, снега, льда.

Задачи.

Образовательные.

Уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменение их свойств. Учить детей анализировать, делать выводы.

Развивающие.

Развивать понимание речи и активизировать словарь, развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.

Воспитательные.

Воспитывать дружелюбие, умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам других.

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми.

Оборудование:  ИКТ(ноутбук),  пластиковые стаканчики,  салфетки, теннисные шарики, камешки, снег, лед, бумажная  капелька, снежинка и льдинка, аудиозапись, лупа.

Словарная работа: прозрачная, плавает, тонет, твердый, рыхлый, мокрый.

3. Содержательная часть:

  1. Конспект занятия (в таблице).

Деятельность воспитателя с указанием номера слайда (при наличии презентации)

Деятельность воспитанника

Этап 1 урока/занятия (Подготовительный этап, его продолжительность)

Цель этапа: создание психологического настроя на занятие и активизация внимания детей.

Цель этапа (ученика): Активизация внимания

Деятельность 1. Дети, посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода? Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? Что делает человек в таком настроении? Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и проговорить: «Доброе утро я вам говорю! Доброе утро. Я вас всех люблю! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся»

Ребята, какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

 

Деятельность 1 Ответы детей: Пасмурная.

Грустное, печальное, тоскливое…  

Скучает, хмурится …

Дети проговаривают вместе с воспитателем.

Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Деятельность 2 Включает фонограмму с шумом дождя. Ребята, что это шумит?

Деятельность 2 Вслушиваются в фонограмму. Дождь.

Этап 2 урока/занятия (название этапа, его продолжительность)

Цель этапа(воспитателя): Познакомить детей со свойствами воды, снега и льда.

2.Продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.

3.Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы.

Цель этапа (ученика): В исследовательской лаборатории «Почемучка» провести исследование о свойствах воды, снега и льда.

Деятельность 3 А из чего состоит дождь?  А из чего состоит вода, вы узнаете, отгадав загадку: 

В ручьях и океанах обитает,
Бывает – в воздухе летает,
Как только надоест летать,
На землю падает опять.

(Слайд 2) Вот какая капелька, ей стало скучно на облачке и она решила спуститься к нам в детский сад, чтобы рассказать  о себе и немного с нами поиграть. Раздает макеты капель просит прикрепить их к магнитной доске.

Деятельность 3 Отвечают на вопросы воспитателя: из воды, из капель.

С помощью магнитов прикрепляют макеты капелек на доску.

Деятельность 4  Хотите поиграть с капелькой? Давайте вспомним правила работы с водой.

Покажите мне стаканчик с водой? Опустите пальчик в воду и скажите, какая она? Какая вода еще бывает? А теперь потрогайте бутылочку с водой. Что вы чувствуете?

 

Какой можно сделать вывод? Какая  бывает вода?

А теперь давайте выльем воду из наших стаканчиков в таз. Посмотрите, что еще лежит на столе?

Возьмите в руки теннисный  шарик и  скажите, какие они легкие или тяжелые? Опустите их в воду. Что происходит?

Какой можно сделать вывод?

Возьмите в руки камешки. Какие они? Опустите камешки в воду. Что с ними случилось?

Какой можно сделать вывод?

(Слайд 3) Ребята, а вы видите камешки  на дне? Почему?

(Слайд 4) Давайте понюхаем воду. Она имеет запах?                                                                        (Слайд5) А теперь давайте попробуем перелить воду из стакана в стакан.

(Слайд6) Молодцы, какой можно сделать вывод? Какая вода?

А кто догадается, как можно придать вкус воде? Что надо сделать?

Ребята, а кто мне скажет, какое сейчас время года?

Назовите мне признаки зимы?

Деятельность 5 (Слайд7)

Посмотрите, что у меня на тарелке?

Молодцы, ребята, а теперь давайте возьмем лупу и посмотрим из чего же состоит снег?

Воспитатель читает загадку.

Когда приходят холода

Кружит она, летает.

Она красива, как звезда,

А на ладошке тает.

(Слайд8,9) Воспитатель раздает детям снежинки, они прицепляют их на доску рядом с капельками.

Деятельность 6

Ребята, а у нас в группе тепло? А на улице?  А что будет со снегом, если мы его оставим в нашей группе, где тепло? А давайте проверим?

 А как вы думаете, какой снег быстрее тает – рыхлый (снежинки) или плотный (снежный комок)?

У меня целый тазик снега. Возьмите себе ложной снег и положите его в тарелку с №1, а теперь возьмите еще снег и слепите из него комочек и положите в тарелку №2.  

А пока  проводим наш эксперимент , мы немного отдохнем.

Физкультминутка (под музыку)

Мы ладошки выставляем,

Ловить снежинки начинаем!

Раз, поймали, два, поймали!

Не устали? Не устали!

Раз, поймали, два, поймали!

И конечно, не устали!

А снежинок много-много!

И растут везде сугробы.

Снег в ладошки наберём

 и лепить снежки начнем!

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом!

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе!

Молодцы, хорошо отдохнули.

А теперь давайте вернемся к нашему эксперименту.

(Слайд10)Что вы видите? Какой снег растаял быстрее?

(Слайд11) Какой можно сделать вывод?

 Вот обратите внимание, весной дворники разваливают снежные сугробы для того, чтобы снег быстрее таял.

Деятельность 7 

Включает фонограмму с хрустом льда. Ребята, что это хрустит?

Он холодный и блестит,

Стукнешь-сразу захрустит.

Из воды свой род берет

Ну, конечно,  это … (Слайд 12)

(Слайд13)Посмотрите на свои ладошки, какие они – мокрые или сухие?

 Возьмите лед в руки и скажите, какой он?

А что стало с ладошками?

Какой можно сделать вывод?

Посмотрите через льдинку?

Какой вывод можно сделать?

(Слайд14)А теперь, ребята, положите кусочки льда на тарелку и попробуем их разбить. Что случилось со льдом?

(Слайд15,16)Давайте сделаем вывод. Какой лед?

Деятельность 8

(Слайд 17) Наше занятие подходит к концу. Ребята, вам интересно было наблюдать за водой, снегом и льдом?

-Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о воде, снеге и льде?

(Слайд18)Ребята, сделайте вывод. Откуда берутся снег и лед?

Деятельность 4

1. Коль с водой имеешь дело,      

Рукава засучим смело.

2. Пролил воду -  не беда:

Тряпка под рукой всегда.

3. Фартук -  друг,  он нам помог

И никто здесь не промок.

Дети одевают фартуки. Воспитатель помогает.

Отвечают на вопросы воспитателя: холодная. Тёплая, горячая.

Дети делают вывод: Вода бывает холодная, тёплая и горячая.

На столе лежат теннисные шарики и камушки.

Шарики лёгкие.

Они легче воды.

Они тяжёлые. Опустились на дно.

Легкие предметы плавают в воде, а тяжелые предметы  в воде  тонут.

                                                              Видим, потому что вода прозрачная.

Она не имеет запаха и обладает текучестью.

Добавить сахарный песок, она будет сладкой, добавить соль -  будет солёной.

Зима. На деревьях нет листьев, стало холодно, падает снег, солнце светит , но не греет, дети играют в             снежки, катаются на лыжах, на коньках, на санках.

Снег.

Дети рассматривают снежинки.

С помощью магнитов прикрепляют макеты снежинок  на доску.

 Тепло. На улице холодно.

Он растает.

Рыхлый.

Дети берут снег рыхлый и снежный комок и раскладывают по тарелкам.

Дети под музыку выполняют движения.

Дети видят, что рыхлый снег в тарелке №1 растаял быстрее, чем в тарелке №2.  Рыхлый снег тает быстрее плотного.

Дети вслушиваются в звук и делают вывод, что это лед.

Дети отвечают, что ладошки сухие. И берут кусочки льда в руки.

Лед холодный и тает в руках.

Дети делают вывод, что лед прозрачный.

Он рассыпался на осколки – кусочки.

Дети делают вывод, что лед прозрачный, хрупкий, бесцветный и тает в тепле.

Вода – прозрачная, без запаха, без вкуса,  обладает текучестью.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действиемтепла превращается в воду.

 Лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Дети делают вывод: Снег и лед образуются из воды. Снег и лед- это замерзшая вода.

Цель этапа: оценка содержания занятия

Мобилизация детей на самооценку.

Цель этапа: Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы.

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях.

Деятельность 9.(Слайд 19,20)  Рефлексия. У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях и экспериментированиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку. 

Посмотрите, ребята, а зима не такое уж грустное время года. Сегодня все ребята были активными и все получают подарки.

Список используемой литературы:

  1. Марина Султанова: Простые опыты с водой. Издательство: Хатбер, 2014 г. Серия: Для дошкольников.
  2. Зарапин, Караваева: Научные опыты с водой. Издательство: Эксмо, 2014г. Серия: Опыты для детей (с пошаговыми фотографиями)
  3. Лэпбук «Вода источник жизни»

Дети выбирают картинки и прикрепляют на магнитную доску в уголок рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Воздух и его свойства».

Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10  Ладушки»,  город Торжок.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности дл...

Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Вода и его свойства»

Открытое занятие по экологии для подготовительной группы на тему: "Вода и его свойства"...

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе Тема «Удивительные свойства воды».

Цель: Овладение детьми новыми способами экспериментирования с водойЗадачи:1. Создать образовательную ситуацию для обеспечения эмоционального подъема и мотивации детей на предстоящую деятельность.2. Ут...

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «Вода и ее свойства»

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека...