Проект "Времена года"
проект (старшая группа)

Курбатова Наталья Анатольевна

Долгосрочный проект "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vremena_goda.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Времена года»

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители

Сроки проекта: сентябрь - май

Актуальность:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

На основе знаний о происходящих изменениях в природе в разные времена года, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. 

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования особые требования предъявляются к профессиональной деятельности педагогов, в том числе и по вопросам ознакомления дошкольников с природой с учетом регионального компонента.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена:

- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.

- важностью проблемы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе в условиях введения ФГОС ДО

Предмет исследования: сезонные изменения в природе

Предполагаемый результат:

Формирование у детей целостного образа окружающего мира в рамках проекта «Времена года»

Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности ребёнка.

Создание продуктов детской творческой деятельности

Создание дидактических игр и пособий на тему «Времена года», рекомендаций по их использованию для родителей и специалистов детского сада.

Цель: формировать знания и умения видеть и понимать красоту природы в разное время года

Задачи:

Формирование у детей интереса и желания изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные виды деятельности.

Формирование представлений о труде людей в различные времена года (посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, уборка улиц и т.д.)

Обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация и т.д.)

Воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года.

Воспитание потребности внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.

Основной этап:

Проведение цикла занятий, экскурсий.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

Открытое занятие.

Оформление календаря природы.

Оформление фотовыставки.

Оформление выставки рисунков посвященная родному краю.

Перспективный план

Сентябрь-октябрь-ноябрь

Рассматривание цветов на клумбе.  Цель: Уточнение и углубление знаний о садовых цветах. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями.

Экскурсия в осенний парк.

Цель: отметить дальнейшие изменения осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян). Воспитывать интерес к экскурсии, любовь к природе

Рассматривание сюжетных картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Цель: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана

Чтение художественной литературы, стихов, загадок. Цели: развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. Формирование умения внимательно и заинтересованно слушать рассказы, сказки, стихи, запоминать загадки. А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»,С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»,А. Фет «Еще вчера на солнце млея», В.Бианки «Сентябрь», А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат», И. Бунина «Листопад».

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень».

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Беседа «Наступила осень». Цель: уточнить знания детей о признаках наступления осени в живой и неживой природе, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.

Дидактическая игры «Что? Где растет?», «Насекомые», «Земля, вода, воздух, огонь», «Что это значит?», «Третий лишний», «Да или нет». Цель: закреплять знания детей об осенних приметах, умение классифицировать и называть насекомых, птиц, животных.

Подвижные игры «Песенка стрекозы», «К названному дереву беги», «Голуби и ястреб». Цель: совершенствовать координацию движений, умение находить растение по названию

 Занятия по ИЗО:

- Рисование «Осеннее дерево». Цель: продолжать знакомить с разными видами деревьев. Учить рисовать ствол с расходящимися ветками, рисовать листья разными способами.

- Аппликация коллективная «Грибы на лесной полянке». Цель: продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую композицию.

- Лепка «Осенний натюрморт». Цель: формировать умение создавать объемные композиции

- Рисование с натуры «Осенние листья». Цель: учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев.

- Аппликация симметричная «Листочки на окошке». Цель: вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков для интерьера группы.

- Музыкальное развлечение «Осенняя пора». Цель: Закреплять и расширять знания детей об осенних явлениях средствами музыки, поэзии, подвижных и развивающих игр.

Выполнение поделок из природного материала на конкурс «Осенний фейерверк»

Заучить приметы про осень

Декабрь-январь-февраль:

Вечер загадок о Зиме. Цель: через отгадывание загадок побуждать детей к наблюдениям, размышлениям, познанию (Приложение № 5)

Поделки из снега: «Змейка», «Лабиринт».

Цели: 1) Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к прогулке через двигательную, игровую, познавательную деятельность;

2) Воспитать доброжелательность и желание помогать ближнему

Экскурсия в зимний парк. Цель: закреплять знания детей о характерных особенностях природы зимой, научить видеть красоту природы в зимнее время

Выставка открыток с зимними пейзажами. Цель: знакомить детей с искусством «зимних» пейзажей, закреплять знания о сезонных изменениях в природе

Игры-забавы с санками Цель: подвижные игры и игры-забавы зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость, приносят пользу  их здоровью. «Собери кегли», «Гонки на санках», «Сбей цель», «Санный круг», «На ровном месте».

Прослушивание аудиозаписей: П. Чайковский «Декабрь – святки», «Времена года», В. Шаинский - «Снежинки». Цель: развитие у детей интереса и любви к музыке.

Прослушивание аудиозаписей литературных произведений: П.Бажов «Серебряное копытце». Цель: формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитание чуткости к художественному слову.

Заучивание стихов С. Есенин «Береза» Цель: воспитания у детей любви к художественному слову, развивать умение воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворение.

Подвижные игры: «Льдинки», «Ветер и мороз». Цель: развивать быстрый бег, боковой галоп, поскоки.

Занятия по ИЗО:

- Аппликация «Снеговики в шапочках и шарфиках». Цель: Побуждать детей к декоративному оформлению созданного образа.

- Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги «Снегири и яблочки». Цель: показать детям возможность лепки птиц из ваты (П

- Рисование «Зима». Цель: учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

- Рисование «Большие и маленькие ели». Цель: учить детей располагать изображения на широкой полосе. Развивать эстетические чувства, образные представления.

- Рисование «Снежинка». Цель: формировать умение рисовать узор на бумаге в форме розеты. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение, радость от своего рисунка.

- Лепка «Зайчик». Цель: закреплять умение детей лепить животных, передавая форму, строение и величину частей, учить передавать простые движения фигуры.

- Рисование «Зимние забавы». Цель: учить создавать коллективную сюжетную композицию из сделанных фигурок, цилиндрической формы.

- Лепка «Снегурочка» Цель: учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Труд на участке. Цель: воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе детей, уметь договариваться, начатое дело доводить до конца.  Дети собирают снег в кучи. Нагребают снег для построек. Чистят дорожки.

Взаимодействие с семьей:

Привлечь родителей к изготовлению новогодних костюмов.

Разучивание стихов о зиме с детьми

Беседы о зиме.

Рассматривание иллюстраций по прочитанному произведению

Март-апрель-май

Дидактическая игра «Времена года». Цель: закреплять представления детей о последовательности изменений в природе весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам

Беседа на тему «За что мы любим весну?». Цель: закреплять знание о весенних явлениях природы, уточнять и расширять представления об изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны, умение активно участвовать в беседе.

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе. Цель: формировать представления о весне, как о пробуждении природы, развивать умения замечать новые изменения в природе.

Занятия по ИЗО:

- Рисование гуашью «Ледоход на реке». Цель: расширять знания детей о ледоходе.

- Лепка «Весенний ковер» - плетение из жгутиков. Цель: продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения.

- Аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники». Цель: учить детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах. Составлять аппликативный цветок из отдельных элементов. Воспитывать бережное отношение к природе

Взаимодействие с семьей:

Наглядная информация для родителей о весне

Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Июнь-июль-август

Разучивание песен о лете. «В траве сидел кузнечик», «Белые кораблики». «Песенка о лете». Цель: развитие песенного музыкального вкуса.

Рассказывание из опыта «Как мы провели лето». Цель: закреплять у детей представления о явлениях природы и деятельности детей в летний период

Занятия по ИЗО:

- Рисование «Картинка про лето». Цель: продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Развивать творческую активность. Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

- Рисование в технике монотипия «Бабочка». Цель: учить детей рисовать на мокром листе бумаги

- Аппликация «Летние цветы». Цель: познакомить с цветами. Уметь отгадывать загадки, развивать эстетическое восприятие, упражнять в вырезывании разнообразными приемами. Беседа на тему «Лето в народном календаре». Цель: Знакомить детей с летними народными приметами

Наблюдение за солнцем, небом, «Солнечными зайчиками», насекомыми, дождем, ветром, птицами. Цель: формировать у детей умение сравнивать осенние, зимние и летние явления природы, развивать способность анализировать характерные изменения в живой и неживой природе в летний период времени.

Взаимодействие с семьей:

1. Посещение леса. Цель: привлекать к отдыху на природе. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями.

2.Знакомство детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

3.  Подвижные игры. Цель: поощрение самостоятельной организации знакомых подвижных игр детей вместе с родителями.

Заключение

Во время проведения занятий, наблюдений в природе у детей сформировались представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Дети научились наблюдать за сезонными изменениями.  Осень - дети познакомились с тем, как некоторые животные готовятся к зиме. На улице становится холодно, листья желтеют, часто идут дожди.

Зима - научились наблюдать за особенностями зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильный ветер).

Весна - наблюдаем за весенними изменениями в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, появляются первоцветы).

Лето - дети узнают о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Природа расцветает.

Родители принимали участие в осеннем конкурсе, разучивали стихи по временам года, готовили костюмы к праздникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....