Развитие креативности у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте.
статья

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.  Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов и, как следствие развития общества, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативности у детей с недоразвитием речи в дошкольном возрасте.

Одним из оснований развития креативности как общей интегральной способности, является творческая деятельность. В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей – обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития ребенка.

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.  Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов и, как следствие развития общества, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость перехода на решение стратегических задач современного образования, которое заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализовать личные планы. В связи с этим встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта дошкольников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективно.

Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего».

Креативность мышления позволяет выйти за рамки искусственных ограничений, найти нестандартные решения, новые возможности, а значит, добиться успеха, который просто невозможен в рамках стандартов и шаблонов. Креативность можно понимать как умение мыслить вне рамок, вырываться из-под власти шаблонов и правил, видеть ситуацию под другим углом, генерировать идеи, воспринимать альтернативные точки зрения. Креативное мышление созидательно и конструктивно.

Дети, еще «не загнанные» в рамки правил и стандартов, отличаются креативностью, но затем эта способность постепенно утрачивается под влиянием воспитания и социума, навязанной необходимости следовать общепринятым правилам. Привыкнув идти одной и той же проторенной тропой, ум становится ограниченным и неповоротливым, креативное мышление за ненадобностью сменяется шаблонным. Абрахам Маслоу считал, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

В развитии креативности ученые выделяют две фазы, которые соотносятся с двумя возрастными периодами. Развитие первичной креативности, как общей творческой способности происходит в 3-5 лет, когда у ребенка появляется потребность действовать как взрослый, в результате подражания и неосознанного научения.

В процессе длительного исследования креативности П. Торранс сделал выводы, что креативность достигает своего пика в возрасте от 3, 5 до 4, 5 лет. Первый период характеризуется развитием «первичной» креативности. Данный возраст наиболее благоприятен для формирования креативности том, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации, и предпосылкой для этого является сформированность языка, а с другой – не имеет навык социализации. У него еще отсутствуют стереотипы взаимодействия с окружающей средой, а мир загадочный и проблематичен.

До 6 лет происходит спад креативности, связанный с переходом его в латентное состояние. Это объясняется переходом в школу, доминированием понятия нормы, жесткой регламентацией деятельности. Социальное окружение может включать факторы, негативно влияющие на проявление и развитие креативности (конфликты со сверстниками, дискриминация в школе из-за унификации программ, регламентация поведения, отношения учителей). Спад объясняется новыми требованиями и новой ситуацией, в которую попадает ребенок, перестройкой структуры креативности.

Существенно на развитие творческих способностей влияет семья (гармоничность отношений между детьми и родителями, общность интеллектуальных интересов), профессиональный образец, идеал творца. Этот период заканчивается переходом к оригинальному творчеству, «мы имеем дело с личностью, которая уже сформировалась, которая аккумулировала различные социокультурные влияния и переделала их в определенную, хотя и неустойчивую систему отношений с миром».

 Формирование креативности в детстве:

 Творческая деятельность осуществляется в форме игры. В процессе игры происходит эмоциональное преобразование живой и неживой природы в воображаемую действительность, оказывается задействованным весь творческий потенциал личности ребенка. Часть проявляемых творческих способностей получит дальнейшее развитие, другие же способности окажутся реализованными только на этапе детства, потом будут забыты. Большинство художников и музыкантов с мировой известностью демонстрировали высокие результаты творчества уже в 5-6 лет даже при отсутствии внешних стимулов к занятиям.

Воображение в своем развитии опережает интеллект, оно управляется непроизвольным вниманием, благодаря чему увлекает ребенка и развивает постпроизвольное внимание. В процессе созидания ребенок не стремится к результату, но получает удовольствие от самой работы. Содержательные игры - действия с куклами, плюшевыми зверями формируют сопереживание, эмоциональную и нравственную компоненты личности.

Сюжетно-ролевые игры (индивидуальные и коллективные) развивают творческую активность, скорость переключения внимания, импровизацию, сопереживание, идентификацию.

Режиссерские игры, когда роли отданы игрушкам, и фольклорные («прятки», «казаки-разбойники», «лапта») закладывают нормы поведения в обществе и потребности демонстрировать наилучший результат, победить соперника.

Важнейшую для ребенка роль в отражении эмоционально окрашенного отношения к миру и себе играет рисунок, когда отношение к персонажам абсолютно откровенно передается через цвет, размер и тщательность исполнения отдельных черт.

Ф. Вернон отметил некоторые характерные особенности творческого ребенка: раннее обучение чтению как стимул развития воображения, самостоятельность в выборе занятий – свидетельство формирования постпроизвольного внимания и воображения, инициативность, высокая концентрация внимания, хорошая память, эмоциональность и потребность в самовыражении в творчестве.

Близкие ребенку люди могут способствовать развитию задатков и способностей ребенка, выполняя специальные упражнения в игровой форме, поддерживая интерес к творчеству, формируя ценные личностные качества:  соподчинение целей (подготовка подарков к празднику), словесное управление действием (рассказ о своем рисунке), управление поведением, планирование игры, ответственность, эмпатия по отношению к живым существам. [19] 

Развитие творчества у детей с речевой патологией

В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей - обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития дошкольника.

Творческие способности актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для их формирования необходимы следующие условия:

  • отсутствие образца регламентированного поведения;
  • наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
  • создание условий для подражания творческому поведению;
  • социальное подкрепление творческого поведения.

Однако на практике оказывается, что педагоги, будучи нацелены на освоение детьми конкретных технологий, недостаточно ориентированы на развитие самостоятельного творчества ребенка, его фантазии и воображения. В основе развития творческих способностей лежит воображение, которое требует развития. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, создавая на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии.

Развивая воображение с раннего детства,  не только совершенствуется познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируется личность ребенка.

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, большинство психологов выделяют следующие:

• ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

• разрешение и поощрение множества вопросов;

• создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

• стимулирование ответственности и независимости;

• акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

• внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

В то же время, существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей:

• стремление к успеху во что бы то ни стало, недопущение риска;

• конформность, неспособность противостоять давлению других;

• неодобрение исследования, воображения, фантазии;

• жесткие половые стереотипы;

• дифференциация игры и учения: "Учение - это тяжкий труд";

• готовность к изменению точки зрения, собственного мнения;

• преклонение перед авторитетами.

Существует распространенное мнение, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно, лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...