Мастер-класс с видео-роликом «Что нам стоит дом построить!?» (Детское конструирование как условие становления познавательных способностей дошкольников).
презентация

Высоцкая Анастасия Михайловна

Передача участникам мастер-класса способов, способствующих формированию у дошкольников познавательных действий в ходе детского конструирования.

https://cloud.mail.ru/public/s8xF/GgiibQtem - видео-ролик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_karta_izmenennyy.docx32.28 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Высоцкая Анастасия Михайловна,

Воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек»

Тема:  «Что нам стоит дом построить!?»

(Детское конструирование как условие становления познавательных способностей дошкольников).

Цель: передача участникам мастер-класса способов, способствующих формированию у дошкольников познавательных действий в ходе детского конструирования.

Задачи:

    1. Включить участников мастер-класса в поиск способов решения педагогических задач в соответствии с темой мастер-класса;

2.создать условия для профессионального общения, самореализации и мотивации для роста творческого потенциала участников мастер-класса;

3.помочь зафиксировать и обобщить результаты совместной деятельности участников мастер-класса;

Предполагаемые результаты:

  1. Участники получили опыт  решения педагогических задач по теме  мастер-класса;
  2. Педагоги выявили и зафиксировали  приемы и способы формирования познавательных действий средствами конструирования.

Результат для педагога-мастера: получен опыт представления своих способов, методов работы.

Актуальность:

ФГОСДО предоставляет педагогам большие возможности использования новых педагогических технологий, методик. Системно-деятельностный подход, как важный критерий ФГОС, предполагает чередование практических и умственных действий ребенка, а развитие познавательного интереса является одной из главных задач дошкольного образования в целом.

Конструирование подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей ребенка. Оно позволят ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, позволяет детям учиться, играя, исследовать, обучаться в игре. Конструирование является практической деятельностью детей, которая направлена на получение заранее продуманного продукта, оно отвечает потребностям и интересам ребенка.

Технологическая карта мастер-класса

Этапы мастер-класса. Задачи этапа.  Приемы, способы,  профессиональные позиции на каждом этапе мастер-класса.

Комментарии  к каждому приему, способу: в чем эффективность, какие образовательные  результаты могут достигаться

  1. Организация на деятельность

Действия педагога: игра «Мешок волшебника»-по характеристикам предметов из «мешка» объединиться в команды;

Задачи этапа: создание рабочего настроя на деятельность, включенность в совместное обсуждение, выявление темы мастер-класса, актуализация опыта.

Приемы: внесение материала, постановка задачи, проблемная ситуация; обговаривание правил, выясняющие и уточняющие вопросы, удерживание паузы.

Профессиональные позиции: организатор, режиссер, заинтересованный наблюдатель, партнер, внимательный слушатель, провокатор, помощник, выясняющий организатор.

Формирование умения рассматривать предметы, сравнивать, выделять общее и различное, развивать наблюдательность.

  1. Конструирование на основе модели

Действия педагога: Озвучивание условной  (проблемной) ситуации, установка на совместную деятельность, наблюдение за деятельностью участников, поддержка разворачиваемой деятельности.

Задачи этапа: Формирование у участников умений анализировать и оценивать условия, актуализировать свой опыт,  на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Формирование умений фиксировать свои действия  в процессе деятельности.

Приемы:условная проблемная ситуация, выясняющие вопросы, обговаривание правил, введение  ограничений; организация рефлексии.

Профессиональные позиции:наблюдатель, партнер, помощник, выясняющий организатор.

Формируется умение определять  части целого, соотносить величину (размеры), подбирать необходимый  материал, создавать целое в новом формате.

Развитие воображения.

Развитие умения действовать вместе.

3. Конструирование по теме в соответствии со своим замыслом

Действия педагога: создание условий для деятельности, установка на деятельность,

Задачи этапа: Формирование у участников умений анализировать и оценивать условия, актуализировать свой опыт,  на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. Формирование умений фиксировать свои действия (способы)  в процессе деятельности.

Работа с аудиторией.

Приемы: внесение материалов, постановка проблемной ситуации, выясняющие и уточняющие вопросы, творческое задание, ограничение.

Профессиональные позиции: наблюдатель, выясняющий организатор.

Формируются  умения ставить  перед собой цель, планировать действия по  ее достижению, решать проблемные ситуации, подбирать необходимый материал, реализовывать замысел.

У детей развивается воображение, фантазия, расширяются представления за счет опыта других.

4.Создание условий и организация рефлексии

Рефлексия с участниками мастер-класса проводится с помощью приема «Пирамида эмоций» - педагогам предлагается выбрать свое отношение к мастер-классу и зафиксированным  способам с помощью цветов и построить пирамиду.

5. Итог

Собственная рефлексия  (насколько получилось создать ситуации, которые помогли участникам зафиксировать способы и приемы, обозначить их ценность).

Ссылка:

Сценарный план (ход) мастер - класса

Этапы

мастер-класса

Действия педагога, предполагаемая  практическая деятельность участников мастер – класса

1.Организация

Добрый день  уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться своим опытом совместной деятельности с детьми. И для решения задач мастер-класса мне понадобятся 6 помощников.

Посмотрите на предложенные вам предметы (стул, мягкий модуль, скотч, шишка, коробка из под сока, пачка цветной бумаги).

Как вы думаете, какой вид детской деятельности можно организовать, используя эти предметы, и которая  будет в основе нашей работы в ходе мастер-класса?

(выслушать предположения, показ слайд 1-тема мастер-класса, слайд 2 – цель, задачи)

Тема моего мастер-класса«Детское конструирование как условие становления познавательных способностей дошкольников».

Уважаемые коллеги, давайте поиграем?

Ваша задача объединиться в две команды, с равным количеством участников, основаниями для объединения должны стать характеристики, качества данных предметов (стул, мягкий модуль, коробка из под сока, шишка, скотч, пачка цветной бумаги). Можете приступать (дать время на объединение-30 секунд)

По каким признакам вы объединились в команды? Почему? Есть какие-то предметы, которые можно отнести к обеим командам? (выслушать варианты участников)

Данные предметы можно отнести к двум видам конструирования (слайд – 3). Бросовый материал можно отнести как к техническому, так и к художественному - поскольку в нем может отображаться реальная сторона предмета и образ, воспринятый ребенком.

А теперь давайте выясним, какие приемы использовались педагогом для организации и осуществления данной работы?(Показ - слайд 4)

Как вы считаете, в чем ценность данной «игры», деятельности  для дошкольников?

Как вы думаете, на каком возрасте можно использовать такой способ?

В работе с детьми я использую такой вариант, вы его видите на слайде.

(слайд 5:Игра «Волшебный мешочек»        

  • дети вытягивают (либо показывается) предмет или часть предмета;
  • рассуждают что это, для чего, что можно с этим сделать;
  • действуют по ситуации (объединяются в команды, выявляют закономерности, определяют тему)

Комментарий: Итак, в ходе такой  деятельности у дошкольников происходит формирование умения рассматривать предметы, сравнивать, выделять общее и различия, развивать наблюдательность, договариваться, догадываться о том, что дальше предстоит сделать, выбирать, то, что и как можно делать.

2.Совместная

деятельность

Для дальнейшей нашей деятельности я приготовила некоторые материалы.

Располагайтесь удобно вокруг столов

(Пока участники располагаются - вынести материал: вешалка с платьями)

Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

(выслушиваю предположения)

Но я, как мастер, предлагаю вам условную ситуацию: Один из членов вашей команды собирается в театр. Наряда нет, купить невозможно, есть время сшить самим. Вы можете выбрать модель (указать на вешалку) и материалы. С чего начнете? Что нужно сделать перед тем, как вы начнете шить?

Действуйте! У вас  5 минут (поставить песочные часы)

Команды, время закончилось.

Что вы делали? Как вы это делали?

Возникли ли у вас проблемы в ходе деятельности?

Какие мыслительные процессы происходили в ходе деятельности?

Что было в основе вашего конструирования?

Комментарий: В ходе данного конструирования у детей актуализируется  свой опыт,   происходит формирование умений анализировать объект, на основе этого анализа строить свою практическую деятельность, формируется умение разбирать целое на части, подбирать материал, создавать целое.

С детьми я использую словесные условия или карточки, которые они смогут прочитать. (слайд 6-7)

Совместная

деятельность

Предлагаю вам еще один способ конструктивной деятельности.

Вытяните пожалуйста 1 карточку:

(сконструировать: кабинет дизайнера одежды; комната для фотосессии; кабинет ветеринара; изо-студия)

Давайте постараемся уложиться во времени. У вас3 минуты.

Работа с аудиторией:

Уважаемые зрители, пока наши команды выполняют задание, давайте немного поиграем.

Посмотрите пожалуйста на слайд (слайд 8)

«Чего не хватает?»

Как вы считаете, какие познавательные процессы задействованы в этой игре?

Можно как-то усложнить данную игру?

Как в дальнейшем эта игра может повлиять на детское конструирование?

Комментарий: в ходе данной игры у детей развивается внимание, наблюдательность, логика, дети учатся делать выводы и доказывать их. В дальнейшем, при конструировании, дети точно знают, какие детали им будут необходимы, какие детали несут первостепенную важность, определяют пространственное расположение деталей.

К командам: 2 мин.

Вы готовы? Давайте попробуем догадаться, что конструировала эта команда?

(высказывания участников мастер-класса)

Посмотрите пожалуйста, какой вид конструирования был использован у команды? (команда 1, команда 2)

Какие-то новые  приемы использовались педагогом для организации и осуществления данной работы

Как вы считаете, какие умения формируются у детей в ходе такого  конструирования?

(слайд 9)

Комментарий: Что дает эта деятельность?

Ребенок ставит перед собой цель, планирует ее, решает проблемные ситуации, актуализирует опыт, подбирает необходимый материал, реализует замысел.

С детьми я использую различные тематические картинки, которые мы рассматриваем, выделяем основные моменты: из чего сделано, что есть, какую функцию несет каждая деталь и затем переходим к конструированию (слайд 10)

4.  Создание условий и организация рефлексии

(слайд 11)

Уважаемые коллеги, спасибо за участие, и в завершении нашей встречи, предлагаю вам построить пирамиду эмоций: красный цвет – означает, что мастер-класс пополнил ваши приемы, зеленый – пополнил, но хотелось бы еще что-то понять, желтый цвет – ничего не пополнилось, все понятно. Объекты для пирамиды есть!

5. Итог

Спасибо всем за работу, я увидела, что участники мастер-класса смогли продемонстрировать позиции «детские», «воспитателя», и по результатам рефлексии вижу, что вы имеете на вооружении такие же или свои приемы использования данных видов деятельности, и готовы использовать приемы продемонстрированные здесь, на мастер-классе. (слайд 12)

Я считаю, что обучение детей конструированию имеет большое значение, потому что благодаря конструктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре в конструктор, у ребенка развивается память, мышление, воображение и способность к инициативной самостоятельной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Что нам стоит дом построить!?» Детское конструирование как условие становления познавательных способностей дошкольников Высоцкая Анастасия Михайловна воспитатель МАДОУ №16 «Тополёк» г.Енисейска

Слайд 2

Цель передача участникам мастер-класса способов, способствующих формированию у дошкольников познавательных способностей в ходе детского конструирования. Задачи 1.включить участников мастер-класса в поиск способов решения педагогических задач в соответствии с темой мастер-класса; 2.создать условия для профессионального общения, самореализации и мотивации для роста творческого потенциала участников мастер-класса; 3.помочь зафиксировать и обобщить результаты совместной деятельности участников мастер-класса ;

Слайд 3

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы; -детали конструкторов, которые имеют разные способы крепления; - крупногабаритные модули (блоки) -бумага, картон -природный материал; -бросовый материал

Слайд 4

Приемы 1. Игра. 2. Внесение материалов. 3. Постановка задачи . 4. Обговаривание правил. 5. Выясняющие и уточняющие вопросы. 6. Проблемная ситуация

Слайд 5

Игра «Волшебный мешочек» д ети вытягивают предмет или часть предмета; р ассуждают что это, для чего, что можно с этим сделать; д ействуют по ситуации (объединяются в команды, выявляют закономерности, определяют тему)

Слайд 6

«Построить красный дом из лего - конструктора» «Построить мост через реку для пешеходов» «Сделать машину, у которой 8 колес»

Слайд 7

20

Слайд 9

Приемы 1. Игра. 2. Постановка проблемной ситуации. 3. В ыясняющие и уточняющие вопросы. 4. Творческое задание . 5. Ограничение.

Слайд 11

пополнил, но хотелось бы еще что-то понять ничего не пополнилось, все понятно мастер-класс пополнил ваши приемы

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников....

Мастер класс. Развитие познавательных способностей дошкольников по средством Лего - конструированию

*: Сегодня современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения .Изменения в  дошкольном образовании предполагают, что целью и результатом образовательной деят...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...

Мастер - класс для педагогов «Игровые пособия Б.П. Никитина как условие развития познавательных способностей дошкольников»

Главная особенность развивающих игр Б. П. Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием...