Педагогический проект "В мире профессий"
проект (младшая группа)

Наталья Викторовна Филимонова

Цель проекта: формировать у детей конкретно-наглядные представления о мире профессий (младший воспитатель, повар, врач, медицинская сестра, водитель, продавец, дворник).

Задачи проекта:

познакомить детей с различными профессиями взрослых;

- формировать у ребят трудовые действия;

- ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых;

- расширение и активизация словаря по теме;

- развитие зрительного внимания и восприятия;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii_1gr.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области





Педагогический проект

«В мире профессий»

(группа раннего возраста №1)


Подготовила воспитатель:

Филимонова Н.В.


2019-2020 учебный год

Актуальность

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Профессиональные ориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

1. дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

2. сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

3. предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Цель проекта: формировать у детей конкретно-наглядные представления о мире профессий (младший воспитатель, повар, врач, медицинская сестра, водитель, продавец, дворник).

Задачи проекта:

познакомить детей с различными профессиями взрослых;

- формировать у ребят трудовые действия;

- ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых;

- расширение и активизация словаря по теме;

- развитие зрительного внимания и восприятия;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей.

Тип проекта:

долгосрочный, практико-ориентированный.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Формы и методы работы с дошкольниками:

наблюдения во время целевых прогулок;

- рассказы воспитателей и родителей;

- непосредственно образовательная деятельность;

- игры, праздники и развлечения.

Алгоритм ознакомления с профессией.

1. Название профессии

2. Место работы

3. Материал для труда

4. Форменная одежда

5. Орудия труда

6. Трудовые действия

7. Личностные качества

8. Результат труда

9. Польза труда для общества.

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации

1. Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, шофер, строитель, младший воспитатель.

2. Понимание детьми значимости этих профессий;

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;

4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых;

5. Создание лэпбука «Профессии»;

6. Организация фотовыставки «Профессия моих родителей».

Участники проекта: дети группы раннего возраста №1, воспитатели и родители.

Продолжительность: проект рассчитан на один учебный год.

1 этап. Подготовительный.

Пополнить уголок «семья» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты, продукты.

Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты.

Внести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?».

Пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», К.Чуковский «Айболит».

Оформить папку со стихами «Профессии».

Внести в группу картины «Врач», «Повар», «Продавец», «Шофер», «Младший воспитатель».

Добавить в уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые машины, трактор, руль, фуражку.

Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.

2 этап. Реализация проекта

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала.

II этап (практический): реализация тематического плана, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей по изготовлению презентации «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта (итоговое занятие).

Результат реализации проекта

У ребят сформируется первоначальное представление о профессиях, таких как: повар, продавец, врач, водитель, младший воспитатель.

Продукт проекта:

  • организация фотовыставки «Профессии моих родителей»
  • создание лепбука «Профессии»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Октябрь

Знакомство с трудом младшего воспитателя.

Цель:

1)Формировать представления о содержании труда младшего воспитателя и назначении соответствующего инвентаря;

2) Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Рассматривание картинок и фотографий о труде.

Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Мойдодыр», «Я теперь большая» (И. Демьянов)

С/р. игры с комплектом «столовая».

Д/и «Найди ошибку».

Лепка «Тарелочки для ребят».

Рисование: «Фартучек для Кати».

Трудовая деятельность « Мы помощники» (девочки – «Стирка платочков», мальчики – «Мытье мячей»).

Предложить родителям прочитать дома детям произведение К. Чуковского «Федорино горе». Побеседовать о необходимости содержать в порядке свои вещи и игрушки. Привлекать к оказанию посильной помощи дома.

Ноябрь

«Кто нам варит вкусный суп

из картошки и из круп?»

Знакомство с профессией повар.

Цель:

1.Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают.

2.Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.

Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?».

Наблюдение за работой повара.

Рисование «Красивые тарелочки».

Лепка: «Угощение для кукол».

Игра инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола).

Конструирование: « Построим столовую для зверей».

Д/и «Подбери посуду для куклы», «Угостим нашу Катю».

С/р. игра « Кухня в моем доме»

Предложить родителям прочитать детям произведение С. Капутикяна «Машенька обедает», побеседовать по содержанию.

Декабрь

«Врач – служитель медицины

Победит любую хворь!»

Знакомство с профессией врача.

Цель:

1.Уточнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия.

2.Расширить словарный запас медицинскими терминологиями.

Рассматривание иллюстраций в книжках, рассказывание коротких стихов.

Чтение художественной литературы: «Катя в яслях» (З. Александрова)

Беседа: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» (Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.)

Лепка «Поможем доктору Айболиту, вылечить зверей».

С/р игра «Больница».

Д/и «Таня заболела» (использование медицинских инструментов), «На приеме у врача».

Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А. Кардашовой «Наш доктор», побеседовать по содержанию.

Предложить родителям пополнить уголок ряженья костюмами врача и/или медицинской сестры.

Январь

«Медицинская сестра —

Символ света и добра»

Знакомство с профессией медицинская сестра.

Цель:

1.Развивать у детей наблюдательность.

2.Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

Экскурсия в кабинет медсестры.

Наблюдение за трудом медицинской сестры.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Медицинский кабинет».

Беседа: «Чтоб здоровье нам беречь, надо витамины есть» (закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины).

Чтение художественной литературы: «Мне грустно, я сижу больной» (И. Токмакова), «Детский сад» (О. Высоцкая).

С/р. игры с игровым комплектом игрушек «Медицинский кабинет».

Д/и: «Что нужно для работы медсестры», «Что в мешочке лежит», «Полезно – вредно».

Лепка: «Полезные продукты: овощи и фрукты».

Конструирование: «Построим больницу для зверей».

Пополнить уголок с/р игр атрибутами для игры «Больница».

Февраль

«Работа водитель

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!..»

Знакомство с профессией водитель.

Цель:

1.Формировать представление о людях труда – профессия водителя.

2.Дать представление детям о транспорте (грузовом, пассажирском)

3.Воспитывать интерес к труду водителя.

Наблюдение за работой водителя.

Рассмотреть альбом «Транспорт».

Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофёр»; А. Барто «Грузовик», «Самолёт построим сами».

Инсценировка настольного театра кукол «Поезд отправляется в путь».

Конструирование: «Гараж для машины». «Мы водители».

Аппликация: «Разные машины едут по дороге».

П/ и «Ловкий шофер», «Машины и пешеходы»

Поговорить о правилах безопасного поведения на улице.

Прочитать детям С. Михалкова «Шла по улице машина», С. Маршак «Кораблик»

Март

«В магазине возле касс,

продавец встречает нас»

Знакомство с профессией продавец.

Цель:

1.Формировать представления о профессии продавца;

2.Воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.

Д/и «Овощной магазин», «Суп или компот».

С/р. игра « Магазин».

Чтение художественной литературы Н. Кнушевицкая «Продавец».

Раскрашивание раскрасок «Профессии».

Рисование: Что мама купила в магазине, нарисуй».

Организация фотовыставки «Профессия моих родителей».

Апрель

«Кто с утра у нас не спит,

Кто метёлкою скрипит?»

Знакомство с трудом дворника детского сада.

Цель:

1.Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре.

2.Воспитывать желание помочь дворнику.

3.Развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке.

Наблюдение за работой дворника в детском саду.

Рассматривание иллюстрации (рисунки) в книжках орудия труда дворника.

Чтение стихов из сборника «Детский сад».

С/р. игры «Дворник» с игровым комплектом игрушек для групповой комнаты.

Аппликация из готовых геометрических фигур: «Лопата», «Тележка».

Физкультминутка «Поможем дворнику убрать участок».

Д/и «Кому это надо?», Инструменты».

Побеседовать с детьми о труде взрослых в семье.

Рассмотреть садовые инструменты.

Май. Итоговое занятие (с родителями)

«Все профессии нужны, все профессии важны»





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «В мире профессий»

Представленный проект поможет расширить представления у детей о разных видах труда взрослых;- познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об о...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Педагогический проект "В мире профессий" (старший дошкольный возраст)

Данный материал познакомит дошкольников с профессиями людей, работающих в детском саду....

Педагогический проект «В мире профессий» (для воспитанников 2-3 лет)

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и пр...

Презентация педагогического проекта «В мире профессий» (для воспитанников 2-3 лет)

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. От уровня знаний дошко...