Формирование координации движений кистей и пальцев рук, посредством пальчиковых упражнений.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Владимировна Краснова

Формирование координации движений кистей и пальцев рук, посредством пальчиковых упражнений

 

       В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее». 

        В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности.  Большую часть работы можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, сортировке фруктов, овощей. Дошкольники носят универсальную одежду: куртки, толстовки, футболки, где не надо застёгивать пуговицы. Туфли, ботинки, сапоги, на липучках. Без завязок шапки. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. Как мы знаем ручная умелость, и мелкая моторика даёт возможность личностного развития ребёнка: целеустремлённости, независимости, самостоятельности, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности.

      А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка. Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка: навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние участки головного мозга.

      Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения:

1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами.  Макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком, можно нанизывать на тонкий шнурок или леску и т. д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

- рисование карандашами, а не красками или фломастерами, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.

-мозаика, пазлыконструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

-застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

- « Пальчиковые шаги» - это упражнения, которые способствуют развитию речи, памяти, вниманию, зрительно-пространственному восприятию, а также подготовят руку к письму.

      Здесь заложен  основной принцип дидактики от простого к сложному. Количество упражнений, их сложность, варьируется от индивидуальных особенностей детей. 

  Этапы работы:

  Первый - знакомство с ритмом стишка, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения.   Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе на страницах пособия.

Второй - знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, необходимо начать работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки.                    

Третий - одновременные движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполага­ет работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки, работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.

 Четвертый - наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук. На левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец.       

 Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упраж­нения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных воз­можностей функционирования головного мозга ребенка.

     Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики.

Опираясь на методическое пособие «Пальчиковые шаги»разработанной педагогом Еленой Юрьевной Тимофеевой можно сделать  «сенсорные дорожки. Для этого можно  использовать  различные виды материалов (фетр, пуговицы, бисер, бусины, атласные ленты, другие материалы для рукоделия и крупы). Распечатывается пособие и на дорожки наклеивается материал.

 

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование координации движений кистей и пальцев рук, посредством пальчиковых упражнений

 

       В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее». 

        В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности.  Большую часть работы можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, сортировке фруктов, овощей. Дошкольники носят универсальную одежду: куртки, толстовки, футболки, где не надо застёгивать пуговицы. Туфли, ботинки, сапоги, на липучках. Без завязок шапки. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. Как мы знаем ручная умелость, и мелкая моторика даёт возможность личностного развития ребёнка: целеустремлённости, независимости, самостоятельности, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности.

      А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка. Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка: навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние участки головного мозга.

      Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения:

1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами.  Макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком, можно нанизывать на тонкий шнурок или леску и т. д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

- рисование карандашами, а не красками или фломастерами, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.

-мозаика, пазлыконструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

-застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

- « Пальчиковые шаги» - это упражнения, которые способствуют развитию речи, памяти, вниманию, зрительно-пространственному восприятию, а также подготовят руку к письму.

                    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e028a6f88a6f1f4296fdf6b14e562275-l&n=13 https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e24/0013bd33-a8dd1564/hello_html_10ddbb31.jpg

      Здесь заложен  основной принцип дидактики от простого к сложному. Количество упражнений, их сложность, варьируется от индивидуальных особенностей детей. 

  Этапы работы:

  Первый - знакомство с ритмом стишка, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения.   Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе на страницах пособия.

Второй - знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, необходимо начать работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки.

                     C:\Users\Ольга\Documents\Оля Труженник\фото\IMG_20200317_161609.jpg  C:\Users\Ольга\Documents\Оля Труженник\фото\IMG_20200317_160505.jpg

Третий - одновременные движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки, работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.

                                          C:\Users\Ольга\Documents\Оля Труженник\фото\IMG_20200317_161019.jpg

Четвертый - наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук. На левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец.        

 Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

     Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики.

Опираясь на методическое пособие «Пальчиковые шаги»разработанной педагогом Еленой Юрьевной Тимофеевой можно сделать  «сенсорные дорожки. Для этого можно  использовать  различные виды материалов (фетр, пуговицы, бисер, бусины, атласные ленты, другие материалы для рукоделия и крупы). Распечатывается пособие и на дорожки наклеивается материал.

DSC_0145     DSC_0368

                           DSC_0356

      А также  изготовить, пособие, используя фетр. Пришиваются пуговицы, тесьма, бусины и т.д. Получаются  дорожки, по которым пальчикам весело шагать.

https://cs5.livemaster.ru/storage/4e/05/bf7c9bebd8f4ae9ba8334198cahz--kukly-i-igrushki-nabor-sensornyh-dorozhek-i-kukly-dlya-palchi.jpg          https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1668445/28c50b94-1fd9-46ca-8bd0-ec0942cdfd33/s1200

      Перед началом работы необходимо взрослому попробовать, поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. 

«Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Ежедневная  работа в данном направлении позволяет достичь  положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка дидактических игры и упражнений, направленные на развитие точности, целенаправленности и согласованности движений кистей и пальцев рук.

Подборка дидактических  игры  и  упражнений,  направленные  на  развитие  точности,  целенаправленности  и  согласованности  движений  кисте...

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возрастаДошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координацион...

Мастер-класс для педагогов«Пластилинография, как одно из направлений работы с дошкольниками, способствующее развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук»

Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук на обычном листе картона расцветают сказочные цветы, оживают насекомые, ...

Система формирования моторных навыков кистей и пальцев рук при подготовке к обучению письму детей 6 - 7 летнего возраста.

В данной статье представленны мониторинг моторных навыков дошкольников, система формирования мелкой моторики как подготовительный этап обучения письму в школе, работа с родителями по данной теме. Публ...

Мастер-класс для педагогов "Развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"

Мастер-класс для педагогов "Развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук с использованием нестандартного оборудования"...

Игры на развитие движений кистей и пальцев рук

Предлагаются игры на развитие движений кистей и пальцев рук для использования на логопедических занятиях (развитие мелкой моторики)....

Возможности кружковой деятельности для формирования функций движения кистей рук через художественно – эстетических способности детей с нарушениями развития.

laquo;Человек, развитый эстетически с малых лет, ко всему в мире относится как к живому и ценному самим фактором своего существования» — С. Г. Лупан....