Возможности кружковой деятельности для формирования функций движения кистей рук через художественно – эстетических способности детей с нарушениями развития.
консультация (подготовительная группа)

Толстопятова Олеся Александровна

«Человек, развитый эстетически с малых лет, ко всему в мире относится как к живому и ценному самим фактором своего существования» — С. Г. Лупан.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности кружковой деятельности для формирования функций движения кистей рук через художественно – эстетических способности детей с нарушениями развития.

«Человек, развитый эстетически с малых лет, ко всему в мире относится как к живому и ценному самим фактором своего существования» — С. Г. Лупан.

Ключевая роль воспитания и развития ребенка с нарушениями в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата), не только лежит на родителях, но и роль детского сада является основным создателем условий для формирования гармоничной развитой личности, обладающей творческими способностями к самовыражению.

В последнее время педагогами стала наблюдаться такая тенденция, у детей слабо развиты навыки самообслуживания, не уверенно пользуются столовыми приборами, неправильно держат карандаш, у них возникали затруднения при выполнении работ по аппликации, лепке, рисованию. На занятиях дети испытывают затруднения при работе с ножницами, медленно вырезают полоски, фигуры по контуру. Многие малыши плохо говорят, слабо развиты функции речи, отсутствует усидчивость и внимание, имеются нарушения в координации движений.

Сделать выводы несложно, у детей слабо развита мелкая и крупная моторика рук, которая тесно связана с речевыми функциями.

 Немецкий философ И. Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Исследования современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук. Ослабевание мышц рук, вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.

Развитие человеческого общества оказались тесно связанными с деятельностью рук, с творческими способностями личности человека и с его речевыми функциями

Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития, как речевых, так и творческих способностей у детей не удаётся. Именно мелкие мышцы рук способствуют развитие изобразительных и творческих умений, так и развития речи.

Для того чтобы с раннего дошкольного возраста период у ребёнка плавно перешел в более старший, требует особого внимания родителей и педагогов. Педагог заранее должен выработать и разработать комплексные подходы к выбору методов и приемов художественно-творческих способностей детей. Подобрать и изучить для себя современные и вариативные средства и ресурсы, предметно-развивающая среда, указать базисные знания, умения и навыки детей.

Как писал К. Г. Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи».

Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с нарушениями в развитии  (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен.

Такие дети являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, сенсорику.

Настоящая работа доказывает опытным путем возможность развития творчества  у детей с нарушениями развития через систему кружковой работы, проводимой планово, системно, с учетом специфики физиолого-психических особенностей детей с нарушением интеллекта, и достаточный уровень эффективности данного коррекционно-развивающего воздействия.

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Практика работы с детьми показывает, что рациональная организация  кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.

Кружки для детей могут быть самыми разнообразными. Однако прежде всего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогли детям с интелектуальным нарушением развиваться  всесторонне.

В детских садах существуют разные по форме и виду кружки. Такие как например:

- "Мукосолька"- кружок по тестопластике;

- "Маленькие фантазеры"- кружок по аппликации;

-"Умелые руки"-кружок по художественному моделированию и конструированию;

- "Квиллинг"- кружок по бумагопластике;

- "Ниточки- иголочки" -кружок вышивки и шитья;

- "Страна пластилиния" и др.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что в моей группе комбинированной напрвленности есть дети с разными нарушениями в развитиии, а развивать руку ребенка просто необходимо, передо мной встаёт задача обхватить всех детей и увлечь в чём то всестороннем. Идеей может послужить организация кружка художественной направленности: “Создаём новое из давно забытого ”- целью которого станет обьединение разных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с природным материалом, бумагой, разными видами круп и с теми ненужными предметами, о которых давно забыли и они  пришли в негодность и др.

В моей группе уже ведётся подготовительная работа для создания такого кружка. Мы с помощью различного материала совместно с детьми изготавливаем различные поделки, организовывем выствки, привлекая родителей. Тем самым пополняем и украшаем интересными идеями и поделками нашу группу. Дети с удовольствием пробуют всё новое и необычное, ведь через продуктивные виды труда, в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Занятия кружка лучше проводить во второй половине дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей.  

Работу по данному направлению строить на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

(В. А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ...

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов.  Практико-значимая работа.  На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕ...

" Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста"

Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста....

Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии

Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.Поощрение твор...

Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Опыт педагога по теме: « художественно – эстетический развитие детей дошкольного возраста» Статья: Развитие художественно – эстетический способностей детей через использование нетрадиционных техник...

Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через развитие их творческих и художественно-эстетических способностей...