Наблюдения ( познавательно-исследовательская деятельность)
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека наблюдений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon наблюдения68 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения в природе

Осень

Необходимо учить детей определять состояние погоды с помощью наводящих вопросов и делать выводы (осенью холодно, идут дожди, надо одеваться теплее и т.д.)

Учить замечать связь между явлениями природы: идет дождь – земля мокрая, светит солнце – лужи высохли.

Обращать внимание детей:

  • На небо (ясное, голубое, чистое, покрыто тучами), учить подмечать изменения в цвете.
  • На появление желтых листьев после первых заморозков.
  • Исчезновение насекомых.
  • «Полеты» жучков на паутинках.
  • Птиц стало меньше, улетели скворцы, ласточки.
  • Зимующие птицы все чаще ищут, что поесть рядом с жильем человека.
  • На красоту березы в «золотом наряде» и различие окраски деревьев и кустарников.
  • Листопад.
  • На ранние сумерки.
  • На звезды и луну в разных фазах.

Предлагать детям:

  • Осмотреть цветники и огород, вспомнить, что мы сажали, как ухаживали.
  • Подготовить грядки и цветники к зиме.
  • Походить по «осеннему ковру», вспомнить стихи и песни про осень.
  • Собрать осенний букет из листьев и плодов рябины.
  • Собрать листья, семена ясеня, каштана, клена для ручного труда.
  • Вспомнить, как люди готовятся к зиме (сбор урожая, заготовки и т.д.).
  • Послушать музыку «Времена года».
  • Рассмотреть иллюстрации – что сначала, что потом.

Зима

Проводятся ежедневные наблюдения за погодой: дается ее словесная характеристика, анализ. Развивая наблюдательность и речевую активность, следует обратить внимание:

  • Как скрипит снег под ногами в морозную погоду.
  • На птиц, прилетающих на участок, на кормушку, за их повадками вспомнить названия.
  • Как хлопьями падает снег.
  • Как летят, порхают снежинки в свете фонарей.
  • Как красиво вокруг после снегопада, как величественно стоят деревья в снежном убранстве.
  • Что снежинки тают быстрей на руке, чем на варежке. Почему?
  • На красоту природы в ясный солнечный день.
  • На пар дыхания.
  • На деревья и кустарники. Рассказать, что зимой «они спят», нельзя ломать ветки и т.д.
  • В конце зимы на яркость солнца и снега (невозможность смотреть).
  • Появление сосулек, капель. Из чего сделаны сосульки? Какой они формы? Когда сосулька тает?
  • Изменение долготы дня в начале и конце зимы.
  • На оттепель, как солнце стало пригревать.
  • Ветер, метель.
  • Рассматривание веток тополя, ели, березы.

Предлагать детям:

  • Померить высоту сугробов в начале, середине, конце зимы.
  • Перед прогулкой продумать, как одеться и что взять с собой.
  • «Укрыть» деревья и кусты снежком как одеялом.
  • Провести опыты со снегом, закрепить свойства снега, льда и воды.
  • Сделать цветные льдинки для украшения участка.
  • Уточнить, как появился лед? Развивать логическое мышление.
  • Ответить на вопрос, куда деваются в метель и в сильный мороз птицы.
  • Ежедневно подкармливать птиц, обращать внимание, как они ждут еду, на вновь прилетающих птиц, сравнить и описать внешний вид, посчитать «гостей».
  • Помочь расчистить дорожки.
  • Сделать постройки из мокрого снега, поиграть в снежки.
  • После метели обойти участок, найти сугробы, ответить на вопрос: «кто их намел?»
  • Наблюдение за обитателями уголка природы, посадка лука, овса.
  • Уход за комнатными растениями, отметить, что зимой они тоже не растут.

Весна

Продолжать с детьми ежедневно анализировать погоду, выделяя характерные для весны признаки. Развивать наблюдательность, умение высказывать увиденное словами.

Обращать внимание детей:

  • На увеличение дня.
  • На оставшиеся сосульки. Если разбить, что мы услышим? Почему с нее капает вода:
  • На лужи в течение суток.
  • На весеннее небо, отметить его красоту, полюбоваться узором веток на голубом фоне.
  • На непостоянство погоды.
  • Вспомнить стихи Ф. Тютчева, побеседовать об образном показе времен года.
  • На прилет скворцов.
  • На «ремонт» воронами гнезда.
  • Появление и рост молодой травы.
  • Первоцветов.
  • Как набухают почки и распускаются листочки на деревьях и кустах.
  • Сравнить мать-и-мачеху и одуванчики, чем отличаются и похожи.
  • Влияние погоды на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья, птицы не могут летать и т.д.).
  • На первую грозу.
  • На цветение деревьев.

Предлагать детям:

  • Игры с водой (запруды, попускать лодочки).
  • Понаблюдать за поведением птиц (щебет, купание, веселые игры).
  • Поискать приметы весны в природе.
  • Учить анализировать ситуацию, делать выводы.
  • Поискать, где дольше сохранился снег.
  • Вспомнить, что мы сажали в прошлом году, названия.
  • Поискать насекомых, рассмотреть их, уточнить внешний вид, пользу.
  • Рассмотреть первоцветы, развивать умение любоваться красотой, учить бережно к ним относиться (это «первая еда» – нектар после зимы для пчел, бабочек, шмелей).
  • Поработать на участке, цветнике, на огороде. Воспитывать желание трудиться, любоваться результатами своего труда.

Лето

        Продолжать с детьми ежедневные наблюдения за погодой, обращая внимание:

  • На утреннюю прохладу.
  • На росу.
  • На теплый летний дождь, уточнить, как он нужен растениям.
  • На дождевых червей после дождя.
  • Пение птиц, учить различать синицу, скворца.
  • За перелетами бабочек.
  • На развитие и цветение цветов на клумбах, на лужайках.
  • На гусениц.
  • Работу муравьев.
  • Постепенное превращение цветов рябины в ягоды.
  • Как краснеют ягоды вишни, боярышника.
  • Где быстрее сохнет дорожка после дождя, почему?
  • На тень от деревьев и людей, длину и перемещение.
  • Как ворона учит птенца летать искать пищу.
  • На поведение питомцев на прогулке в траве.
  • На то, что солнце днем очень печет, нельзя загорать и ходить без головного убора.

Детям предлагаются:

  • Игры с песком, уточнить, что из мокрого песка лучше получаются постройки.
  • Провести опыты, где быстрее убегает вода (на земле, в песке, на асфальте).
  • Понаблюдать за работой в цветнике и на огороде, зачем это делают.
  • Выполнить небольшие поручения (выбросить сорняки, принести ведерко песка на дорожку, полить растения).
  • Собрать небольшой букет и украсить группу.
  • Рассмотреть иллюстрации с ягодами и грибами, уточнить внешний вид и знания об ядовитых грибах и ягодах.
  • Рассматривание иллюстраций о временах года, уточнение характерных особенностей каждого времени года.

Наблюдения в природе с детьми старшего

 дошкольного возраста

Осень

Ежедневно проводятся наблюдения за сезонными изменениями природы, погодой.

Вопросы: Какое сейчас небо? Что на нем есть? Что можно сказать про погоду? Дует ли сейчас ветер? Как вы узнали, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? (ветреная, тихая). Холодно сегодня или тепло? Что на вас одето? Как можно сказать про такую погоду: сегодня холодней, чем вчера.

Необходимо обращать внимание детей:

  • На начало осени.
  • Появление первых желтых листьев.
  • Утренний холод.
  • Сокращение долготы дня.
  • Поведение насекомых (днем еще можно увидеть, утром и вечером прячутся).
  • На красивый пейзаж.
  • На краски заката «красный закат – к ветру».
  • Что у кошек и собак шесть стала гуще, вспомнить, у каких животных даже меняется цвет.
  • Появление первых зимних явлений (лед, иней).
  • На луну, найти, показать «пятна», объяснить, что на луне есть горы, рассказать про луноходы.
  • Как ветер срывает семена деревьев и разносит их (сеет) далеко от дерева, рассмотреть плоды клена (двухкрылатка).

Предлагается детям:

  • Самим без вопросов рассказать о погоде (похвалить за хорошее словесное определение).
  • Найти признаки прошедшего дождя, ветра.
  • Рассмотреть березку, определить количество желтых листьев, каких больше.
  • Обойти участок, рассмотреть и назвать деревья и кустарники.
  • Обнаружить признаки начавшейся осени.
  • Заготовить листья и семена деревьев и кустарников для гербария, ручного труда.
  • Отыскать места зимовки насекомых.
  • Сравнить, как изменилась природа в сентябре и октябре и т.д.
  • Сравнить расцвечивание деревьев.
  • Обсудить с детьми вопросы организации подкормки птиц.
  • Послушать «Времена года».
  • Нарисовать пейзаж, характерный для осени.
  • Рассмотреть иллюстрации картины.

Зима

Обращать  внимание воспитанников:

  • На силу и направление ветра, предложить послушать, как сильный ветер свистит и завывает.
  • На вьюгу, метель, поземку, вспомнить пословицы и поговорки.
  • На красоту природы после снегопада, усиление мороза.
  • На поведение птиц в разную погоду.
  • На самые короткие дни в году с 21 по 25 декабря.
  • На березу в инее.
  • На признаки холодной погоды: дым поднимается столбом, деревья в инее, закаты солнца, безоблачное небо, скрип снега.
  • На красоту звездного неба, полет самолета, фаза луны (старая и ранняя).
  • На тяжелую работу дворников, снегоуборочных машин (водители всю ночь чистят дороги…)
  • На узоры морозов на стеклах окон, на наружной или внутренней стороне, почему?
  • На ясное синее небо через ветки деревьев.
  • На изменчивую февральскую погоду.

Детям предлагается :

  • Ежедневно кормить птиц.
  • Рассмотреть ель на участке, чем похожа - не похожа на другие деревья, как различить: ель, сосну, лиственницу? Чем ель отличается от игрушечной елки?
  • Провести цикл наблюдений, сколько лет елке (количество крестовин плюс один), ель очищает воздух от бактерий.
  • Найти следы, обсудить их направление, где лучше видно.
  • Опыты со снегом, водой, льдом.
  • Наблюдение за птицами, особенности поедания корма, внешний вид.
  • Опыты с водой и паром, что бывает с паром при охлаждении.
  • Провести наблюдение за развитием: лука-репки, в банках при различных условиях.
  • Измерить снегомером глубины снежного покрова в декабре, январе, феврале, отмечать количество мерных делений.

Весна

Продолжать с детьми систематические наблюдения за погодой:

  • За солнцем (яркое, с каждым днем все теплее).
  • За появлением сосулек, с какой стороны больше и почему?
  • За неустойчивостью погоды.
  • За изменением снега под воздействием солнца и тепла.
  • Увеличением долготы дня. 21 марта – день весеннего равноденствия.
  • За почвой, различие просыхания, почему?
  • За началом сокодвижения у деревьев, отметить, как вскоре набухнут почки.
  • За разнообразием цветущих деревьев.
  • За прилетом перелетных птиц.
  • За хлопотами птиц и жизнью насекомых.
  • За изменениями в природе перед грозой.

Предлагать детям :

  • Собрать воду с капель.
  • Помочь весне, разбросать снег, отметить, где он тает быстрее и почему?
  • Цикл наблюдений за таянием снега. Как растут сосульки? Откуда берется капель, и как она звенит? Откуда берутся ручьи, и как они журчат?
  • Устроить «огород» на окне, посадить корнеплоды и овощные семена, проследить рост растений от семени, какую роль играют условия.
  • Провести наблюдения за ростом и развитием мать-и-мачехи.
  • Цикл наблюдения за божьей коровкой.
  • Принять активное участие в весенних работах.
  • Рассказать, почему говорят: «весна–красна, чудес полна».

Лето

С детьми  необходимо продолжать систематические наблюдения за погодой, обращая внимание:

  • На движение теней, в полдень почти нет.
  • На растения огорода, цветника: утром и вечером подняты, а днем поникшие.
  • На поведение одуванчиков перед дождем.
  • Летний дождь, какой он (крупный, теплый, косой).
  • На красоту заката.
  • На прелесть летнего вечера.
  • На разнообразие трав на лугу, газоне.
  • На аромат цветов, скошенной травы.
  • Как хлопотливо осматривают все цветы.
  • Поведение насекомых.
  • Пение птиц.
  • На грозу, молнию, гром.
  • На природу после грозы. На появление радуги.

Предлагать детям:

  • Поискать разные деревья, рассмотреть листья, кору, ветки.
  • Рассмотреть травы.
  • Уточнить знание о луговых травах.
  • Посмотреть, как косят траву.
  • Навестить муравьев, одних из самых полезных насекомых.
  • Рассмотреть грибы, уточнить: съедобные, ядовитые, правила сбора.
  • Работа на огороде и цветнике, прополка и поливка.
  • Найти на елке новые молодые веточки, объяснить, как их узнали.
  • Вспомнить, какие изменения произошли в природе летом, сравнить с другими временами года.
  • Подумать, почему у большинства животных детеныши появляются весной или в начале лета?
  • Составить 10 правил друзей природы (не рви, не ломай, не бросай…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...