Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Субочева Надежда Валерьевна

Проект – «Лаборатория чудес»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 28 муниципального образования

Усть - Лабинский район

   

                                                                                       

Познавательно-исследовательский проект

для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\Дет сад\Downloads\cfc181d3431fa9ff4b622d83bdd9b490_big.jpg

ст. Воронежская

Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Вид проекта: Групповой.        

Участники:   Дети 5 - 7 лет, воспитатели групп, родители.

Продолжительность: Долгосрочный (июня - август, 2021 г.).

Актуальность: В настоящее время необходима иная система организации познавательной деятельности детей, качественно более высокого уровня, ориентированная на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности. Обоснована решающая роль самостоятельной практической исследовательской деятельности ребенка в познании им свойств и связей окружающего мира.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». Актуальность проекта по использованию ИКТ - технологий в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Применение ИКТ - технологий в специально организованной экспериментальной деятельности ребёнка  способствует развитию наглядно-образного мышления,   формированию  у ребёнка дошкольного возраста целостной картины мира. Использование информационных технологий закладывает  у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом  в дальнейшем успешной  учебно-познавательной деятельности.  ИКТ - технологии в совокупности с собственной экспериментально-продуктивной деятельностью формирует структурные компоненты системного мышления. Использование ИКТ - технологий в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ – технологий  в организованной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Информационно коммуникационные технологии расширяют возможности взаимодействия между ребенком и воспитателем и помогают формировать у детей такие умения и навыки, которые им необходимы для полноценной деятельности в XXI веке. Среди таких навыков:

•        самостоятельность и независимость;

•        творчество и способность к инновациям;

•        критическое мышление.

Для воспитания поколения XXI века необходимо использовать новые педагогические методики. Среди них такие как:

•        активное обучение

•        метод проектов

•        личностно ориентированное обучение

•        неформальное обучение

•        метод экспериментов

Мы остановились на методе экспериментов -  метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследование предоставляет ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные при проведении опытов, запоминаются надолго.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Применение ИКТ в образовательной деятельности позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий - обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Исходя из вышесказанного, использование современных информационных

технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности. Такие занятия станут не только развлечением, но и обучением, в ходе которого ребенок познакомится с простыми и доступными для дошкольного возраста законами физики и химии. Таким образом, сочетание традиционных и инновационных методов, позволяет сделать опытно-экспериментальную деятельность детей более интересной, насыщенной, увлекательной

Следовательно, считаю данную проблему актуальной для данного проекта.

Объект исследования.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста с применением ИКТ – технологий.

Предмет исследования: Опытно-экспериментальный  раздел для детей дошкольного возраста  «Физика и химия», «Формирование базовых компетентностей детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире через активное использование макетов».

Цели проекта: Обеспечить нарастание инициативной преобразующей активности дошкольника, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.

Расширять и закреплять знания детей дошкольного возраста об окружающем мире, через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, познавательную активность, формировать знания о науке, профессиях с применение ИКТ - технологий.

Задачи проекта:

Образовательные: Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

 Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света,  магнитное притяжение);

Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);

Развивающие: Ведущая цель обучения опирается на познавательную, развивающую и воспитательную задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и умений, значительно повысить уровень познавательной активности детей дошкольного возраста, воспитать с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. 

Воспитательные: Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит» Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов. Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации. Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Связь с другими видами деятельности:

Организация образовательной деятельности (занятия) из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие), художественно-эстетическое развитие.

Беседы, наблюдения, экспериментирование (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).

Проблема исследования:  Проявление стереотипизации познавательных действий, снижение исследовательской активности, стремление без дополнительных интеллектуальных усилий получить от взрослого готовые ответы на возникающие вопросы.

Проблемные вопросы:

«Как устроена живая и неживая природа?»

«Что такое факторы среды?»

«Как устроен наш мир?»

«Из чего делают макеты?»

«Что такое физические свойства предметов?»

«Что такое химические свойства предметов?»

«Как увидеть химические и физические свойства предметов своими глазами?»

«Что такое звуки?»

«Откуда берется радуга?»

«Что такое опыты и для чего они нужны?»

Содержание проекта

Проект включает три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, определение знаний детей, подготовка пособий.
2-й —
 основной, исследовательский: беседы, наблюдения. Чтение художественной литературы, подвижные, дидактические игры. Продуктивная деятельность. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й —
 обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, подведение итогов недели, организация выставок, организация развлечений.

Формы и методы работы:

- продуктивная деятельность: экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

- чтение художественной литературы;

- театрализованная деятельность и праздники;

- наблюдения в уголке природы и на прогулке;

- разные формы бесед;

- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

- взаимодействие с семьей;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов;

-тематические выставки. 

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- расширить и углубить знания и представления ребенка о магните, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

- воспитать бережное отношение к воде, природе.

Вывод: Происходит формирование целостного мировидения детей средствами опытно - исследовательской деятельности.

Развивается наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать полученные знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.САД-ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...

Познавательно – исследовательский среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "МИР ВОДЫ"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Познавательно – исследовательский. Среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ. ОХРАНА РЕДКИХ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов   животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, друг...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой домашний питомец"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным прочно вошли в нашу жизнь: обще...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...