Проект "Птицы-наши друзья"
проект (подготовительная группа)

Макшанова Татьяна Анатольевна

Проект "Птицы-наши друзья", краткосрочный (1 месяц), предназначен для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_-_nashi_druzya_.docx133.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Птицы-

наши друзья»

C:\Users\user11\Desktop\image (1).jpg

                           

 Тема: «Птицы»

Руководители  : Макшанова Т.А., Николаева Н.А.

Учреждение: МБДОУ детский сад №110 г.Пенза «Страна чудес»

Группа : подготовительная

Возраст: 6-7 лет.

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 1 месяц

                                         

Актуальность проекта:  
Экологическое образование детей является важным звеном в дошкольном воспитании, потому что именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.  У малышей недостаточно знаний о птицах. Поэтому задача взрослых - воспитывать интерес у детей к живым существам - птицам, желание заботиться о них, дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя на природе.

Цель проекта: формировать представления о птицах, вызвать в детях желание помогать птицам. Дать детям знания о жизни птиц в зимнее время.

Задачи:

- учить детей различать и называть птиц (воробей, синица, ворона, сорока);

- расширять представления об особенностях внешнего вида птиц (размер, окраску, наличие отдельных органов – голова, ноги, хвост, крылья);

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях –подкармливать их;

-воспитывать интерес к природе.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни  птиц.

2. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

3. Развитие у детей любознательности, обогащение и стимулирование эмоциональной отзывчивости, познавательной активности, коммуникативных навыков (интенсивное обогащение словаря).

4. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

5. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

I этап — подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта. 
Подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала. 
Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
Перспективное планирование проекта. 
Сообщение родителям об акции «Кормушка для птиц»

II этап — основной :
Познавательное развитие.

- Беседы об окружающем мире, рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок «У кормушки», «Птицы зимой», «Птицы в городе», «Дети кормят птиц

- Наблюдения за зимующими птицами (снегирь, синица, воробей, ворона) на прогулках;

- Д/и «Вот какая птичка», «Чья тень», «Найди птичке домик», «Какая птичка улетела»;

Беседы:  «Перелетные птицы», НОД «Наши пернатые друзья-птицы»

Рассматривание : иллюстраций о птицах, предметных картинок, книг.

Экспериментирование: исследование птичьего пера, рассматривание птичьих следов.

Дидактические игры : «Четвертый лишний» ,«Найди перелетных и зимующих птиц», «Какой птицы  не стало», «Узнай птицу по силуэту», «Собери картинку», «Береги природу», «Верю-не верю»

Социально – коммуникативное развитие.

Загадывание загадок по теме: «Птицы».

Чтение художественной литературы.

Пословицы и поговорки о птицах.

Стихи о птицах.

- Игра – инсценировка «Столовая для птиц», речевые игры;

- разучивание песни «Села птичка на окошко», «Чики, чики…»

Пальчиковые игры «Солнце золотое», «Птичья кормушка», «Десять птичек стайка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Червячки»;

Художественно – эстетическое развитие.

- Рисование традиционной и нетрадиционной техникой «Вот какие у нас птички»;

- Аппликации, лепка из пластилина, «Птички»;

- конструирование  из бумаги , конструирование «Кормушки для птиц», «Строим домик для птички».

- раскраски «Птицы»

Физическое развитие

- Подвижные игры, стихи с движениями, дыхательная гимнастика;

- Зрительная гимнастика;

- Закаливающие процедуры, физкультминутки.

Речевое развитие

- Артикуляционная гимнастика;

- Чтение потешек, художественных произведений.

III этап —заключительный
Развешивание кормушек, которые сделали родители вместе с детьми, на участке д/с.

Работа с родителями
1. Объявление родителям о проекте и акции «Кормушка для птиц»
2. Советы для родителей «Как сделать кормушку для птиц и чем их кормить» 
3. Консультация для родителей «Как знакомить детей с птицами»

4. Домашние задание родителям:
*совместно с ребенком сделать кормушку. 
*рассматривать зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. 
*читать детям стихи, потешки, загадки о птицах. 
* на прогулках наблюдать за птицами, кормить их. 


Результат:
1. Знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши  пернатые друзья» у детей развивалась связная речь.
4. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
5. Повысился познавательный интерес у детей.

6.Развешаны кормушки.
                                                                                                                                               

Беседа «Перелетные птицы»

Перелетные птицы — птицы, улетающие зимой в теплые края.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых представителях перелетных птиц.

Жаворонок— маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Грач — перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Журавли— крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Кукушка— размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.

Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Скворец -певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Соловей— неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.

Беседа «Встречайте птиц»

Цель: Формирование элементарных представлений о весне; воспитание бережного отношения к птицам.                                                                      

 Ход беседы:  Отгадайте загадку.          

Между веток новый дом,                                                                 

Нет и двери в доме том,                                                               

Только круглое окошко,                                                                     

Не пролезет даже кошка. ( Скворечник )                                                

   Прилетели скворцы .А кто еще прилетел из теплых стран к нам? Для чего нужны домики для птичек? Кто их может построить? Где лучше разместить скворечник? Какую пищу едят птицы? Что нельзя делать возле скворечников? (Шуметь, близко подходить, забирать птенцов.)           

А какая птица поет лучше всех?                                                          

 Кто без ног и без свирели                                                                              

Лучше всех выводит трели,                                                        

Голосистее, нежней?                                                                                

Кто же это? (Соловей.)                                                                                       

Какие места выбирают соловьи для своих гнезд? (Березовые рощи.)

Упражнение «Что бы вы сделали, если бы увидели...».                 ..

выпавшего из гнезда птенца?                                 ...

мальчишку, разоряющего птичье гнездо?

мальчишку с рогаткой в руках?                                                                   

птичку, севшую к вам на подоконник?

Дидактические игры:

Какой птицы не стало.

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

Собери картинку.

Цель: развивать усидчивость, внимание, закрепить представления детей о птицах, их строении, узнавать и называть знакомых птиц, разрезные картинки птиц.

Ход игры: детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей (можно включить элемент соревнования «Кто быстрее соберет?»)

Найди перелетных и зимующих птиц 

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных, активизация словаря.

Материал: картинки перелетных и зимующих птиц.

Ход игры:

Детям предлагается разделить птиц на 2 группы: зимующие и перелетные, назвать их.

Четвёртый лишний

Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Верю – не верю

Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.

• У синицы желтая грудка.

  •  У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?

• У сороки длинный черный хвост.

  • Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало? Ворона питается остатками пищи.
  • У вороны  красная грудка и т.д.
  • Воробей перелетная птица

Узнай птицу по силуэту.

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Материал: силуэты птиц.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Загадки о перелетных птицах.

Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день. (скворец)

Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели?. (соловей)

Гости приходят весной,

А уходят осенью. (перелетные птицы)

Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это. (цапли)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот. (соловей)

Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит. (грач)

В синем небе голосок

Будто крошечный звонок. (жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех. (грач)

Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу. (иволга)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут. (кукушки)

Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица. (грач)

На месте — дворец,

Во дворе — певец. (скворец)

Маленький мальчишка,

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг. (грач)

Пословицы и поговорки.

• где птица ни летает, а свое гнездо знает.

• сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

• лучше синица в руке, чем журавль в небе.

• воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

• соловей берет пением, а человек — умением.

• соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

• лес без птиц и птицы без леса не живут.

• знает птица, что без родины не годится.

• всякая птица своим пером гордится.

• здоровое дерево дятел не долбит.

• всякая птица по-своему поет.

• не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.

• всякая птица своим клювом сыта.

• у каждой пташки — свои замашки.

• вороне соколом не быть.

• вороненку гнездо — родимая хата.

• мала синичка, да коготок остер.

• немного синица ест, пьет, да весело живет.

• сорока весть на хвосте принесла.

• воля птичке дороже золотой клетки.

• кукушка кукует, по дому горюет.

• видно птицу по полету.

• полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

• журавль прилетел и тепло принес.

• журавль летает высоко, да видит далеко.

• не учи орла летать, а соловья петь.

Ознакомление с художественной литературой

1. А. Майков «Ласточка».

2. В. А. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой».

3. В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи».

4. В. Н. Орлов «Ворона», «На зимовку», «Цап-цап-цап»

5. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».

6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

7. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

8. И. Козеева «Журавль – красавка», «Лебеди», «Скопа»

9. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

10. К. Д. Ушинский «Ласточка».

11. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Птичка».

12. П. Воронько «Журавли».

13. Сказка «Гуси-лебеди».                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много."

В 2010 году ГДОУ детский сад № 101 Московского района , которым я руководила до июня 2011 года стал победителем в конкурсе проектов дошкольных образовательных учреждений Московского района Санк...

Досуг к Международному дню друзей для 1, 2 младшей группы "Друзья для Чебурашки"

Данное досуговое занятие направлено на формирования представления детей о дружбе, воспитание нравственных качеств,  культуры общения, дружеских взаимоотношений и  желания поддерживать друзей...

"Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями -много!"

сценарий литературного вечера...

Конспект физкультурного занятия на воздухе для старшей группы На тему: «Правила – твои друзья! Забывать друзей нельзя.»

Совершенствовать навыки ходьбы по гимнастическому бревну; упражнять детей в умении бросать и ловить мяч; знакомить детей с основными правилами дорожного движения, с пешеходным переходом, светофо...

Конспект НОД в старшей группе «Правила дорожного движения – твои друзья! Забывать друзей нельзя!»

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии«Правила дорожного движения – твои друзья! Забывать друзей нельзя!»...

Проект "Без друзей меня чуть - чуть, а с друзьями - много"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение конт...