Главные вкладки

    Технология развития певческих навыков А.Г. Гогоберидзе, В.А Дергунской.
    учебно-методический материал

    Щербакова Юлия Александровна

    Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология развития певческих умений

     (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Детство с музыкой»)

    Цель.   Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста.

    Описание порядка использования (алгоритм применения)  технологии в практической профессиональной деятельности:

    1. Применение  данной  методики на занятиях, развлечениях, праздниках, в  идивидуальной работе с детьми.

    2. В рамках одного занятия сочетание   разных видов деятельности:

    - артикуляционная  гимнастика в форме сказки;

    - игры на развитие речевого и певческого дыхания;

     - развивающие игры с голосом;

     - речевая зарядка.

    Хоровое пение , индивидуальное пение.

    3.Использование музыкально-дидактических игр, обогащающих музыкально-слуховые представления детей.

    4. Осуществление работы над развитием певческих умений в три этапа:

    1 этап – знакомство с новой песней, создание интереса (мотивация).

    2 этап – разучивание песни.

    3 этап – выразительное исполнение песни.

    Результат использования образовательной технологии:

    Дети стали эмоциональны и раскованы на занятиях, праздниках и развлечениях.

         - У детей сформировались певческие навыки: они умеют владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.

        -  В сопровождении музыкального инструмента дети чисто интонируют, развита дикция, артикуляция.  Умеют понимать содержание текста и эмоционально передавать свое отношение к песне.

       - Научились петь различно, начинать и заканчивать музыкальную фразу одновременно, мягко пропевать окончания слов, легко определяют звуковысотное положение мелодии.

     -  Голоса детей приобрели естественно звучание, появилась певучесть, звонкость, высокое, светлое звучание, появилась заинтересованность к индивидуальному исполнению

         Краткое теоретическое обоснование педагогической

                                          технологии

    • Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песен помогает ребенку понять содержание музыки, делая ее менее абстрактной, а музыкальный образ более конкретным. Само исполнение песен является своеобразной  эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь, этому занятию.
    • Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр дыхательного горла в детстве равен диаметру карандаша. Столб воздуха с трудом проходит по такому дыхательному горлу и не может вызвать яркое, сочное, громкое пение.
    • Голосовые связки ребенка очень тонкие   (в 4 раза тоньше, чем у взрослого, и в 2.5 раза короче), богато снабжены сосудами. Они легко ранимы и легко перенапрягаются. Сила звука у дошкольника  (если его заставляют громко петь) достигается не дыханием, как у взрослого, а перенапряжением голосовых связок. Это может привести к кровоизлиянию, образованию на связках узлов.
    • В отличие от дыхания взрослых, которое является диафрагмальным, нижнереберным, произвольным и глубоким, дыхание дошкольника – верхнереберное, поверхностное, автоматическое, жизненное.
    • У ребенка дошкольного возраста развит головной резонатор, поэтому звук при пении характеризуется не яркостью и сочностью, а легкостью, полетностью.
    • Легкое, выразительное пение у ребенка дошкольного возраста обеспечивается развитием группы специальных певческих умений.
    • Певческая дикция – умение правильно произносить в процессе пеня слова и звуковые сочетания.
    • Дыхание – один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникают чистота интонирования, напевность, легкость пения. Для дошкольников характерно не певческое, диафрагмальное дыхание, а поверхностное, рефлекторное. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умения дышать между фразами, экономно расходуя воздух.
    • Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям легкости, мягкости, напевности. Для дошкольника чрезвычайно трудно воссоздать нужное качество звука в пении. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении (без крика и напряжения голосовых связок), с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона детских песен.
    • Чистота интонирования – умение интонационно точного воспроизведения мелодии песни. Развитие данного умения связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию песни возможно только при правильном дыхании и звукообразовании, чистой дикции.
    • Важнейшими условиями развитиями специальных певческих умений являются:

    - наличие у ребенка музыкальных способностей и педагогическая помощь в их развитии;

    - целенаправленная работа музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями  обучения детей пению.

    12.   Развитие певческих умений у детей возможно при последовательной, систематичной работе с ними, которая включает:

    - развитие музыкальных способностей (звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический слух;

    - отбор содержания игровых певческих упражнений;

    - разнообразные игровые и сюрпризные моменты на музыкальных занятиях.

    Реализация педагогической технологии

    «Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

    Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

     В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает

     В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:

    1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

    Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

    2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

    3. Принцип доброжелательности и открытости.

     Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

    После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

     В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

     Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

    Певческая установка (правила пения):

    • сидеть (стоять) ровно;
    • не сутулиться;
    • корпус и шею не напрягать
    • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
    • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
    • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
    • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;
    • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

    На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

     Вокально-хоровые навыки:

    дыхание

    звукообразование

    дикция

    чистота интонирования

    ансамбль

     Работа над песней

    (ее условно можно разделить на несколько этапов)

     1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

    Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:

    • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
    • пояснение непонятных слов;
    • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
    • разгадывание загадок, ребусов;
    • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

    Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

     2 этап – разучивание песни.

    Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

     

    После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

     Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»)

     Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

     3 этап – исполнение песни.

    Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

    Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

     Ожидаемые результаты работы

    Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

    • дети любят петь,
    • научились владеть своим голосом,
    • понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,
    • научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,
    • научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,
    • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

    Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

     

    Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей характер и смысл песни.

     Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

    Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

    Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

    Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

    Развитие певческих навыков у детей подготовительной к школе группы посредством здоровье сберегающих технологий

    Представляю вашему вниманию методическую разработку, которая поможет систематизировать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укреплению психологичкского и физического...

    Технология "Развитие певческих навыков детей среднего возраста"

    За основу взята книга Л.Абелян "Как Рыжик научился петь"...

    Технология развития певческих умений (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Детство с музыкой»)

    laquo;Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Дошкольный возраст – самый благоприятный период для ...

    Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.

    В этом матереале описаны  игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....