Как подготовить ребёнка к школе
методическая разработка

Нестерова Наталия Геннадиевна

КАК ЖЕ ВОСПИТАТЬ У РЕБЁНКА ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ, ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И ПРИ ЭТОМ НЕ ОТРЫВАТЬ ЕГО ОТ ЧУДЕСНОГО МИРА ДЕТСКОЙ ИГРЫ, ВЕДЬ ДЕТСТВО ПРОХОДИТ ТАК БЫСТРО И УЖЕ НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ В БУДУЩЕМ…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podgotovit_rebyonka_k_shkole.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Нестерова Наталия Геннадиевна

        Формирование предпосылок к учебной деятельности имеет структуру, которая состоит из нескольких компонентов:

1.  Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации.

        Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и дифференцированным восприятием, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями (анализом, обобщением, выделением существенных признаков и закономерностей и т.д.), смысловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мышление ребёнка в основном остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями.

        Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Её специфика, в сравнении с разговорной, состоит в том, что в ней должны соблюдаться нормы литературного языка.

        Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребёнка начальных общеучебных умений, в частности умения выделить учебную задачу, умения вычленить способ действий и последовательность этапов выполнения, умения проконтролировать работу на разных этапах и дать ей оценку. У ребёнка должна быть достаточно выражена познавательная активность.

2. Личностная готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять своё поведение законам детских групп. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью.

        Личностная готовность предполагает также определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка.  К началу обучения в школе у него должна быть хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания). На фоне, которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным).

3. Физическая готовность определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

        Необходимо отметить, что оптимальный возраст начала обучения зависит от индивидуальности ребёнка. Если ребёнок познал приёмы чтения, но не желает упражняться в этом, предложите ему игру «Записки с секретом», где печатными буквами Вы, а затем и он сам, укажете нахождение чего-то интересного. Например, «КОНФЕТА В ВАЗЕ НА СТОЛЕ».

        Счёту надо обучать тоже постепенно. Но, называя цифру, соотнесите её с количеством предметов. Иначе у ребёнка нарушается развитие понятия «число».  Проговаривание цифр скороговоркой не является показателем развития у ребёнка математических умений. В быту, в домашних условиях ребёнок закрепляет счёт, помогая накрывать на стол. Пусть ребёнок считает игрушки, этажи, подъезды. Иногда нужно создавать условия для решения задач («Нас трое, а две ложки. Сколько не хватает?»). Тогда счёт станет для него привычным и понятным.

                Начиная писать или рисовать цифры и буквы, ребёнок может изображать их «зеркально». Не удивляйтесь. Перевёрнутые цифры, буквы сравнивайте с образцами, и у дошкольника постепенно это пройдёт.

Советы родителям

  • Главный совет - будьте внимательны к ребёнку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребёнка, выслушать и ободрить его. Залог успеха - доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела ещё к негативным последствиям.

  •  Заранее проверьте у ребёнка уровень школьной зрелости.

  •  Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), для развития речи (чтение стихов, сказок, беседы).

  •  Поощряйте общение со сверстниками.

  •  Учите ребёнка управлять эмоциями (на примере своего поведения; используя игры и упражнения).

  • Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребёнок хуже воспринимает новую информацию, не идёт на контакт с окружающими).

  •  Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).

КАК ЖЕ ВОСПИТАТЬ У РЕБЁНКА ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ, ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И ПРИ ЭТОМ НЕ ОТРЫВАТЬ ЕГО ОТ ЧУДЕСНОГО МИРА ДЕТСКОЙ ИГРЫ, ВЕДЬ ДЕТСТВО ПРОХОДИТ ТАК БЫСТРО И УЖЕ НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ В БУДУЩЕМ…

  • Прежде всего, любите ребёнка. Маленький человек должен знать, что его любят таким, какой он есть, но это не значит, что родители не хотят помочь ему стать лучше. Ваше желание заниматься с ребёнком, должно быть совершенно искренним – вы с удовольствием с ним общаетесь.
  • Вы должны бать по-настоящему заинтересованы занятиями, ребёнок почувствует, что вам это нужно, и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама (папа, бабушка и т.д.) – это главный человек, и если маме интересно, то и мне тоже. А раз мама так радуется, что я занимаюсь, значит, это действительно здорово!
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. «Вот Петя прекрасно читает, а ты…», «Лена считает до 100, а ты только до 10» и т.д.  Такие сравнения обижают и отбивают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребёнка с ним самим: «Ты рисуешь, гораздо лучше, чем раньше», «Теперь это у тебя получается».
  • Отмечайте небольшие достижения ребёнка, как громадные победы. Похвалить за дело – это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше всё получится.
  • Старайтесь всегда объяснять ребёнку, опираясь на понятные примеры, зачем он выполняет то или иное задание, что он узнает нового. При этом цель работы должна быть ясной и понятной.
  • Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от простого к сложному. Выработка любого навыка идёт постепенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые.
  • Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана самостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребёнку возможность самостоятельных усилий и, следовательно, собственных достижений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить ребёнка к школе.

Консультация для родителей будущих первоклассников....

Как подготовить ребёнка к школе

Советы родителям о подготовке к школе детей...

Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях.

 На сегодняшний момент в нашем Ханты-Мансийском Автономном округе сложилась тяжёлая обстановка, связанная с нехваткой мест в детских садах. И это не удивительно, ведь наш округ стоит на первом месте п...

Рекомендации родителям "Как подготовить ребёнка к школе"

В материале содержатся советы родителям, дети которых идут в 1 класс....

Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к школе?»

Данный материал будет полезен для воспитателей и родетелей детей подготовительной группы....

Как подготовить ребёнка к школе

Как подготовить ребёнка к школе...