Картотека дидактических игр на развитие зрительной памяти
картотека

Очеленкова Регина Сергеевна

Зрительная память - это способность воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своем сознании в тех или иных целях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр на развитие зрительной памяти

1 серия

Название

Цель

«Пуговицы»

развитие зрительной памяти и внимания дошкольников; обучение способам запоминания предметов.

«Собери целое»

развитие зрительной памяти, восприятия.

«Потерявшиеся игрушки»

развитие зрительной памяти, внимания, способности сосредотачиваться.

«Узоры»

развитие зрительной памяти, мелкой моторики.

«Дома»

развитие зрительной памяти, обучение приёмам запоминания.

2 серия

Название

Цель

«Рассеянный кот Фома»

развитие зрительной памяти, усидчивости, сосредоточенности.

«Поможем бабушке Наталье»

развитие зрительной памяти; упражнять детей в составлении целого из отдельных частей.

«Карлсон расшалился»

развитие зрительной краткосрочной памяти.

«Повтори за мной»

увеличение объема памяти.

«Найди такой же»

развитие зрительной образной памяти, внимания.

1. Дидактическая игра «Пуговицы».

Материал: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется. Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется. У каждого играющего должно быть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате.

Описание: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Игра усложняется с увеличением пуговиц.

2. Дидактическая игра «Собери целое».

Материал: разрезные картинки. Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая разрезанная по линиям.

Описание: Предложить ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

3. Дидактическая игра «Потерявшиеся игрушки».

Материал: небольшие игрушки, предметы (фигурки животных). Можно использовать картинки, на которых изображены предметы, животные и пр.

Описание: Игра проводится индивидуально или группой (по очереди). Предлагается два варианта данной игры: простой и усложненный.

Простой вариант: на небольшой стол (поднос) выкладывается несколько игрушек небольшого размера. Ребенок должен рассмотреть игрушки или другие предметы, которые лежат на столе, а затем ему предлагается закрыть на несколько секунд глаза. В это время педагог убирает со стола одну игрушку. Когда ребенок открывает глаза, ему предлагается назвать то, что исчезло со стола.

4. Дидактическая игра «Дома».

Материал: семь домов, вырезанных из картона, семь ключей от домов.

Описание: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий в домах подходит тот или иной ключ». Затем воспитатель убирает ключи и оставляет только дома. Показывает один ключ, и просит запомнить. Ребенок открывает находит дом, в который помещается ранее отображенный ключ.

5. Дидактическая игра «Рассеянный кот Фома»

Материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы.

Описание: ведущий просит ребенка найти все различия между картинками.

6. Дидактическая игра «Поможем бабушке Наталье»

Материал: разрезные картинки ваз.

Описание: Детям объясняют, что бабушке нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает «стирающее» событие: приходит гость. В это время кот – шалун роняет вазы. Бабушка огорчается. Детям предлагается порадовать бабушку, собрать и «склеить» вазы. Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.

7. Дидактическая игра «Узоры»

Материал: карандаш, бумага.

Описание: Я рисую простой узор, например, волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.

Закрепляем: меняем узоры. Например, две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. д.

8. Дидактическая игра «Карлсон расшалился»

Игровой материал: игрушки

Описание: поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.

Усложняем: если ребенок справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу.

9. Дидактическая игра с палочками «Повтори за мной!»

Материал: счетные палочки.

Описание: Ребенку выдают одинаковое количество счетных палочек, цветных соломинок. Дети садятся в круг. Воспитатель выступает в роли ведущего – он выкладывает из палочек произвольную композицию. Дети запоминают композицию. Затем ведущий закрывает листом композицию и предлагает детям такую же фигуру сложить из своих палочек.

10. Дидактическая игра «Найди такой же».

Материал: карты белого цвета по числу детей размером 24х13 см, разделённые на 8 квадратов размером 6,5х6 см; набор из 11 карточек для каждого ребёнка. На 8 основных изображениях нарисованы грибы, шары, яблоки, вишни, кубики, пирамидки, флажки. Каждому основному изображению соответствует 3 дополнительных, отличающихся от него цветом, количеством предметов или их расположением.

Описание: Детям предлагается поиграть в лото и объясняется, что водящий будет показывать карточки, а ребята должны запомнить, что на них нарисовано, и найти такую же картинку. Карточки показывают по одной, а затем проверяют правильность выполнения задания. Если ребёнок верно запомнил картинку, то он закрывает ею пустую клеточку на большой карте. Если ребёнок ошибается, то его просят проанализировать и исправить ошибку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

В картотеке собраны игры на развитие следующих разделов зрительного восприятия: на ориентировку в пространстве, на восприятие сенсорных эталонов, на формирование предметных представлений и т. д....

Комплекс дидактических игр на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста

1. «Кому что нужно для работы» 2. «Создай образ» 3. «Не забудь картинку» 4. «Нарисуй правильно схему»...

Картотека дидактических игр для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений ...

Дидактические игры на развитие зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие зрительной памяти для детей старшего дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Игры для развития зрительной памяти...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ...