Статья по теме : "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста".
статья (средняя группа)

«Творчество – единственный вид деятельности,

 который делает человека человеком»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_sposobnosti.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Творчество – единственный вид деятельности,

 который делает человека человеком»

И.А. Бердяев

Долгое время общество не имело острой практической потребности в психологии творчества. Первые  исследователи, считали, что творчество, есть проявление человеческого духа и не подлежит научному анализу. И только в начале XX века в России появились первые работы в области психологии творчества – это работы последователей психолого-лингвистической концепции А. А. Потебни - работы. Н. Овсянико-Куликовского (1902 и др.) и его ученика Б. А. Лезина (составителя и редактора сборников «Вопросы теории и психологии творчества» П. К. Энгельмейера, М. А. Блоха, И. И. Лапшина, В. М. Бехтерева, В. В. Савича, Ф. Ю. Левинсона-Лессинга и др . К середине XX века возникла  новая потребность в обществе, социальный заказ – обеспечить рациональное управление творчеством,   необходимы были творческие работники, которые способствовали бы развитию научно-технического прогресса в государстве. Таким образом, изучение психологии творчества имело практическое значение и требовала научного исследования.

Изучив литературу по данному вопросу, хочу отметить, что нет единого мнения в определении понятии «творчества». Так по  Рубинштейну С.Л, «творчество — деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д.  «Творчество» в широком смысле, по мнению  Парамоновой Л.А. – это деятельность, направленная на получение  чего-то неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.  Мейлах Б.С., утверждал, что «творчество» - это процесс, В.А. Левин, отметил, что «творчество» - это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью   и т.д.…..

Таким образом, одни ученные рассматривают «творчество» как получение результата – продукт, другие как процесс его получения, или пытаются ответить на вопрос «творчество» - это самостоятельный процесс, или  совокупность других процессов. То есть все, что окружает современного человека – это и есть продукты творчества, то, что казалось чем-то недосягаемым (фантастическим) стало нашей реальностью, стало достоянием нации. М.Г. Ярошевский писал, «творческий процесс принадлежит личности, продукт - культуре».  Однако исследователи сходятся во мнении, что «творчество» играет огромную роль  в жизни человека. Оно проникло во все сферы жизнедеятельности, стало основой прогресса человечества в целом, «творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество», отметил Пономарев Я.А. Согласно его теории  творчество – это механизм развития,  взаимодействие, ведущее к развитию в целом.  Движущей силой человечества  являются творческие личности. Выявление и развитие таких личностей является несущей задачей психологии. 

Одним из направлений исследования  творчества стало исследование детского творчества. Л.С. Выготский называл детское творчество  «натуральным», данное от рождения, природное, которое присуще всем нормально развивающимся детям и считал отсутствие данного патологией, он указывал, что творчество является постоянным спутником детского развития. Отсутствие творчества может быть следствием жесткой системы воспитания писала Николаева Е.И.

Ученые отметили, что детское творчество имеет сенситивный период, от трех и до пяти лет, где проявляется творческая активность детей, и отмечают резкий спад творчества в начальной школе, это связывают с жестким педагогическим воздействием, которое ограничивает развитие творчества (В.А. Сухомлинский, С.Л. Соловейчик); другие же (Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич) считают, что это происходит за счет повышения уровня интеллекта, его направленности на переработку и систематизацию знаний, на освоение норм и правил.

Вместе с тем психологи отмечают, что творчество дошкольников имеет ряд своих особенностей:

-новизна открытий (Е.А. Флерина, Г.В. Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина и др.);

- эмоциональная включенность (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.);

- оригинальность продукта в виде рисунка, конструкций, стихотворения и т.п. (Е.А Флерина, Г.В. Лабунская, М.П. Сакулина и др)

- вариативность мышления;

-легкость включения в практическую деятельность и апробация разных решений (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских,, А.В. запорожец).

Учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей, как отмечал Л.С. Выготский «зона ближайшего развития», то есть, ребенок может существенно продвинуться в развитии с помощью взрослого, опирающегося на потенциальные возможности ребенка.

Вместе с тем ученые выделили факторы, влияющие на развитие творческих способностей:

- раннее начало обучения различным видам деятельности (например, гимнастика, развивающие занятия, плаванье и пр);

- наследственность существуют описанные примеры в научной литературе, где семейные династии играют большую роль в развитии творческих способностей детей, например, семья Бахов;

- среда и стиль семейного воспитания ;

- внутренняя мотивация достижения, заключается в постановке цели и ее достижении;

- готовность к риску при отстаивании нестандартных путей решения задач;

- наличие накопленных знаний;

- свобода в выборе и способах работы;

- добровольная помощь взрослого.

Все выше перечисленные факторы направленны на стимулирование творческой  деятельности  ребенка, однако, есть причины, которые тормозят развитие творчества:

- страх, боязнь неудачи;

- высокая самокритичность;

-лень.

Новые федеральные государственные требования, требуют новые подходы в обучении детей дошкольного возраста. Так, Короткова Н.А. и Михайленко Н.Я.  определили новые ориентиры в содержании дошкольного образования. Короткова Н.А. предлагает от традиционной системы обучения «учебной формы» в образовательной работе перейти к совместно партнерской деятельности, где обучение – это добровольное участие детей, а роль педагога  заключается в координации и  мотивации детей  к данной деятельности, говорит о необходимости гибкого проектирования содержания работы с детьми, учета особенностей группы,  интересов детей.   Лыкова И.А. вместо традиционных занятий предлагает форму творческих проектов, где рассматривается не конкретная тема, а проблема как способ постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;  предлагается вовлекать в проектную деятельность других людей – взрослых; обсуждать проблемы на всех этапах (от разработки до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми; отсутствие единой для всех задачи и критерия оценки результата; проектная деятельность, как форма, дает возможность для каждого участника быть успешным «здесь и сейчас»; обеспечивает успешное освоение изучаемого материала  через индивидуализацию  содержания.

Поэтому одной из задач, которые стоят перед педагогом-дошкольником: не упустить, период развития творческих способностей, помочь ребенку овладеть необходимыми умениями и  навыками, которые способствовали бы развитию творческих способностей, фантазии, не развивать стандартность, шаблонность в мышлении, а развивать креативность.

Был выполнен большой объем работ с использованием различных материалов (бумага, пластилин, природный материал, бросовый материал и пр.), техник выполнения (аппликация, лепка, вышивка, торцевание, папье- маше,   и т.д.), видов  и форм творческой деятельности (беседы, исследование, мастерские и т.д.). Работа строилась на совместной непринужденной партнерской деятельности. Большое внимание уделялось индивидуальным особенностям каждого ребенка. В группе был организован творческий уголок, где в свободном доступе находились все материалы для работы. Главный принцип в работе «не запретить, а научить».

 В результате всей проделанной работы были получены следующие результаты:

 -дети научились видеть в обычных вещах необычные решения;

 - стало развиваться воображение, фантазия;

- активнее формировались навыки ручной умелости;

- в процессе творческой деятельности развивалось логическое мышление, дети самостоятельно планировали  последовательность выполнения предстоящей работы;

- научились  взаимодействовать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми;

- творческая деятельность дала возможность самоутвердиться, самореализоваться детям, что является немаловажным для дошкольного периода;

- дети легко включались в совместную, партнерскую  деятельность;

- коллектив стал сплоченным, дети отзывчивыми.

Таким образом, творческая деятельность дает возможность обогатить практический, социальный, эмоциональный, нравственный опыт детей в наиболее доступной, понятной, увлекательной и содержательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: « Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

ЦЕЛЬ: учить детей выполнять несложные упражнения и танцевальные  движения с предметами и без предметов. Приобщать малышей к необычной для будничных дней обстановке, веселому, радостному настроени...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

В данной презентации описывается   обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...

Статья на тему:Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей дошкольника тесно связано с развитием его познавательных способностей. Такие процессы в дошкольном периоде ребенка интенсивно развиваются. Происходит это благодаря воз...

Сообщение на педагогическом совете в ДОУ на тему " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"

Тема развития творческих способностей ребенка всегда остается актуальной. МБДОУ №5 г.Орла несколько последних лет работает в экспериментальном режиме. Тема МЭП: "Интеграция образовательных областей в ...

Педагогический опыт по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель:Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи:Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и привива...

Статья "Игры на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Игры для развития творческих способностей Составление предложений:Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Нуж...