Методическая разработка на тему «Традиционные формы деятельности в народном творчестве»
методическая разработка (средняя группа)

Общественное значение устного народного творчества, его познавательная, воспитательная и художественная ценность. Детский фольклор: специфика, история собирания и изучения, деление на жанры и принцип, положенный в основу классификации. Значение детского фольклора в народной «педагогике», семейном воспитании и развитии начал художественного творчества.

Сказка, загадки, песни – все это является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение № 16

Красносельского района г. Санкт-Петербург

Методическая разработка на тему

«Традиционные формы деятельности в народном творчестве»

Выполнила: воспитатель первой категории

 Воронина Фаина Александровна
в   группе № 3  на 2020-2021уч.

2021 г.

Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.

Задачи:

1.Показать взаимосвязь народного декоративно - прикладного искусства с русским народным фольклором.

2.Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

3.Приобщать детей к истоком, русской национальной культуры, традициям.

4.Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках.

5.Формировать исторический кругозор через различные виды деятельности.

6. «Погрузить» детей в мир народных праздников и обрядов.

7.Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в совместной деятельности.

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Сентябрь

Мастер-класс по изготовлению композиции «Осенний букет».

Чтение русской народной сказки«Репка»

«Там, где дружат – живут, не тужат»

Разучивание стихов про Осень.

Разучивание песни «Мыши водят хоровод..»

Д\И «Сложи картинку» Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

Рисование«Осенние листочки»

Аппликация «Грибная поляна»

Цель: Формировать умение составлять узор, учить подбирать краски.

Русская народная игра

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »

Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами.

Организация среды

Выставить в уголке чтения Книги по теме «Осень-кладовая здоровья».

Формы работы с родителями

Оформление папки- передвижки: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Октябрь

Дид.ира«Собери самовар из частей». Цель: учить собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу.

С.р.и «Бабушкин сундучок»

Цель: Воспитывать уважение к родителям, бабушкам, семейным традициям.

Разучивание стихов «Матрешкиныпотешки» Цель: Формировать образность речи.

Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых.

Внесение в изо уголок коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки,  предметов из резного дерева.

Аппликация «Матрешка»

Цель: Развивать навыки наклеивания одинаковых элементов из бумаги.

Лепка. Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов- короткие и узкие) и замыкать в кольцо. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику.

внесение в музыкальный уголок записей русских народных колыбельных песен.

Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства.

Организация среды

Выставка изделий «Народное творчество».

Формы работы с родителями

Привлечение родителей к оформлению альбома  «Стихи, потешки –  помощники в воспитании детей».

Цель: привлечь родителей к совместной  деятельности, активизация творчества родителей; пополнить знания родителей о необходимости читать с детьми стихи и потешки.

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Ноябрь

Д.Игра  «Найди лишнее»

Цель: учить находить предметы определенного промысла.

«Посиделки в горнице». Цель: Познакомить  детей ос тем, как жили русские люди; о быте и традициях. 

Чтение и театрализация сказки «Вершки и корешки»

Цель: Закрепить знания об овощах.

Беседа «Наши заготовки»

Цель: учить понимать значимость осенних заготовок.

Проведение праздника «Осень в гости к нам пришла»

Цель: Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей.

Мастерская кукольника «Куклы- обереги»

Аппликация «Капустка»

Цель: Развитие мелкой моторики, умение работать в группе.

Разучивание танца «Веся ,веся капуста» Цель: Умение двигаться в хороводе.

Народная игра «Колечко»

Цель: Формировать внимательность.

Организация среды

Изготовление атрибутов, выставка рисунков.

Поделки совместной деятельности.

Формы работы с родителями

Заключительное Мероприятие «Осень в гости к нам пришла».

Создание альбома, презентации к празднику.

Участие в конкурсе «Осенняя мастерская».

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Декабрь

Д.ирга «Не законченный сюжет» Цель: развитие образного воображения.

Д.игра разрезные картинки

«Герои сказок» Цель: Развитие мышления.

Разучивание скороговорки

«От топота копыт пыль по полю летит»

Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях. 

Беседа«В тесноте, да не в обиде»

Цель: учить понимать добрые и плохие поступки героев.

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Цель: развитие устной связной речи.

Конкурсы ««Любимый сказочный герой»

Цель: развивать творческие способности.

внесение в музыкальныйцентр деревянных ложек, свистулек, бубна, колокольчиков, бубенцов, рубеля.

Д/и «Угадай, на чём я играю»Цель: развивать слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию, пополнять активный словарь.

Игры малой подвижности «Сказка», «Буратино».

Цель: закреплять умение повторять описываемые движения.

Организация среды

Выставка книг в речевом уголке «Сказки».

Дополнить атрибуты в уголок Театрализации.

Приобретение новых книг со сказками. Раскрасок.

Игр - «герои сказок».

Формы работы с родителями

Привлечение родителей атрибутов, костюмов для уголка театрализация.

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Январь

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку».

Цель: Развивать творческое мышление, сообразительность.

Экспериментирование «Ледяные игрушки» Цель: изучить свойство воды и льда.

Рассказывание сказок. Слушание русских народных песен по теме «Рождество Христово», колядок, их заучивание.

Беседа с детьми на тему «Рождество Христово».

Цель: дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово.

Рассматривание иллюстраций русских художников по теме «Рождество Христово».

Рисование «Рождественская звезда».

Цель:Продолжать формировать умение, закрашивать не выходя за контур, нетрадиционные способы рисования.

Аппликация

«Рождественский сапожок»

Цель: Учить детей выполнять аппликацию из ткани.

Игра «Пирог»

Игра «Ты катись, катись снежок».

Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека.

Организация среды

Развлечение для детей «Рождественские посиделки».

Выставка совместных работ «Рождество Христово»

плакаты, иллюстрации, детская библия, репродукция иконы «Рождество Христово».

Формы работы с родителями

Консультация для родителей «Русские народные традиции проведения праздника Рождество Христово

Цель: Расширить представления детей дошкольного возраста о традициях проведения праздника Рождество Христово.

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Февраль

Д.игра «Кони расписные».

Цель: приобщать к истокам духовной культуры русского народа, формировать представление о народной игрушке традициях и обычаях.

Игра «Кто это?» (составление петушка с помощью геометрических фигур)

Чтение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и рассматривание иллюстраций И.Билибина к произведению. 

Разучивание народной считалки. «Дора, дора, помидора» Цель: объяснить что такое диалект.

Беседа «Старинные русские профессии и ремесла».

Экскурсия на выставку (в группе)

Цель: Воспитывать интерес к истории русской культуры,

Рисование «Дымковский петушок»

Цель:познакомить с дымковской игрушке и её орнаментом;

способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

Игры ловишки «Два мороза» , «Пятнашки».

Цель: способствовать сплачиванию коллектива, действовать по правилам.

Организация среды

Выставка игрушки выполненные в разнообразных техниках: дерево, глина ,соленое тесто, солома. и тд.

Дидактический материал :Книги,раскраски,иллюстрации.

Формы работы с родителями

Провести выставку совместного творчества детей и родителей.

Консультация  для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Март

Словесная игра «Какие бывают блины».

 Цель: приобщать к истокам народной культуры.

Беседа о традициях Масленичной недели Цель: познакомить с понятием  традиция.

Чтение и разучивание стихов и песен о масленице.

Пальчиковая гимнастика

«В гости» Цель: развивать мелкую моторику рук.

Артикуляц. гимнастика «Блинчики»Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Беседа «Вот мчится тройка удалая» Цель: Дать представление о русской тройке.

С.р.игра.»Идем в гости на блины» Цель: закрепить правила этикета.

Рисование «Солнышко и чучело»

Цель: Познакомить детей с главными атрибутами праздника «Масленица» главными атрибутами праздника Солнышко и чучело.

Конструирование «Кукла Масленица» Цель: учить использовать подручный материал.

Хоровод «Солнышко»

Игра перетягивание каната (команда зима- команда весна)

«Метание мешочка в цель», или «Попади снежком в цель».

Цель: Знакомство с традициями русского народа.

Организация среды

Игровое мероприятие «Масленица».

Выставка работ детского творчества.

Выставка альбома «Традиции празднования Масленицы».

Подбор книг по теме «Народные традиции и игрушки» Цель: формировать целостной картины мира.

Формы работы с родителями

Привлечь родителей в создании совместного рисунка или поделки на тему «Масленица».

Изготовление блинов к мероприятию «Масленица».

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Апрель

Д.игра «Пасхальная палитра» Цель:формировать  умение составлять цветовое ощущение от увиденного.

Д.игра

«Двойные пазлы» Цель: вызвать интерес к предмету через игру.

 Разучить песню 

«Пасхальное яичко»

Сказка

«О пасхальном Яйце».Цель: развивать творческие способности.

Беседа: «Угощение на Пасху», «Праздник Пасха».

Театрализация «Курочка ряба»

Цель: развивать артистичность, умение войти в роль.

Рисование с элементами рельефной лепки «Пасхальный кулич »

Цель:Приобщение детей к национальной культуре,к традициям празднования христианского праздника «Пасха. 

Аппликация

«Пасхальная открытка для бабушки»
Цель: формирование желания у детей делать подарки своим близким, радовать своими поделками, создавать себе и окружающим людям хорошее настроение.

Песня – хоровод «ВЕСЕЛАЯ КАПЕЛЬ»

игра 

«КАТИСЬ, ЯИЧКО»

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить с православным праздником, обычаями и традициями русского народа. Воспитывать любовь к своей стране и русской культуре.

Организация среды

Выставка старинных открыток, пасхальных тарелочек, декоративных яиц.

Дидактический материал по пасхе. Календари.

Формы работы с родителями

Мастер-класс с родителями по изготовлению «Куклы обереги»  «Мартинички» «Не разлучники».

Консультация « Семейные традиции» Цель: формировать духовные отношения в доме.

Месяц

Содержание работы  по направлениям

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Май

В гостях у лесовичка «Ранней весной на лесной полянке»

Цель: воспитывать культуру общения детей.

Д.игра. «Домик для листочков» Цель: закреплять знание детей о строение деревьев.

Разучивание закличек (зазывалоче,песенки-веснянки.)

Разучивание стихотворения

(Е. Карганова) Если снег повсюду тает.

Цель: приобщать детей к истокам народной культуры.

Пальч.гимнаст.»Десять птичек».

Цель: укрепление мелкой моторики.

Разучивание танца с сопровождением песни. «Во поле береза стояла». Цель: уважение к главному символу России.

Рассматривание картин на тему Весна.

Лепка из соленого теста «Весенние птички»

Цель: знакомить с древним обрядом закликания весны.

Рисование (раскрашивание ранее изготовленных птичек).

Русские народные игры «Конь-огонь», «Ручеек», «Гуси-гуси».

Цель: воспитывать любовь к природе.

Организация среды

Выставка книг по те теме «Весна».

Игры, наглядный материал.

Оформление группы.

Формы работы с родителями

Мастер-класс «Весенний венок»

Цель: развивать совместную деятельность.

Список используемой литературы:

  1. Абрамова Л.В.,И.Ф.Слепцова Социально-коммуникативное развитие дош. 3-5 лет. М.: МОЗАИКА –   СИНТЕЗ, 2017
  2. Борисова  М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – 2 –е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.
  3. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий средняя к школе группе. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016
  4. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий.  Средняя к школе группе. – М.: Издательство «Скрипторий    2003», 2016.
  5. Калашникова О.В Праздники в детских садах. Изд-во «Учитель» 2000
  6. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016
  7. Колдина Д.Н. Лепка  с детьми 3-5 лет Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016
  8. Колдина Д.Н. Рисование  с детьми 3-5 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016
  9. Новикова И.В.  Конструирование из бумаги в детском саду.4-7 Изд-во «Академия развития» 2008
  10. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду:Средняя к школе группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017
  11. Петрова И.М. Объемная аппликация. Изд-во «Детство Пресс» 2000
  12. Рубцова Е. Поделки из соленого теста Издательский дом «Владис»
  13. Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть II». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  14. Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
  15. Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Зима». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  16. Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть I». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  17. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий 3-4года - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

Методическая разработка образовательного проекта «Ознакомление детей с устным народным творчеством»

В ходе реализации проекта происходит приобщение детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....

Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к устному народному творчеству через игры со сказками»

Пояснительная запискаОдним из основных видов устного народного творчества является сказка.Она помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, ...

Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка "закрепление элементарных математических представлений посредством устного народного творчества"

Я, Токарева Наталья Николаевна, воспитатель в подготовительной группе МБДОУ д/сад №39 разработала проект НОД на закрепление элементарных математических представлений, который может способствовать сове...

Методической тема: Традиционные формы деятельности в народном творчестве.

Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.Задачи:1.Показать взаимосвязь народного деко...