Организация воспитательно-образовательной работы в ДОУ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
презентация к уроку (подготовительная группа)

Юлия Евгениевна Бухарова

Индивидуальные особенности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл weburokcom_1e76e9f8116cef.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация воспитательно -образовательной работы в ДОУ с учётом темперамента и индивидуальных особенностей дошкольников Подготовила: Бухарова Юлия Евгениевна 2020 год.

Слайд 2

Воспитателям , работающим в сфере образования, постоянно приходится сталкиваться с проявлением индивидуальных различий воспитанников в их общей активности, направленности и выраженности чувств. Но для подлинного понимания этих различий нужны достаточно длительные и разносторонние исследования индивидуальных своеобразных свойств психики, определяющих динамику психологической деятельности человека, или свойств темперамента. Воспитателю не следует ставить задачу изменить темперамент своих воспитанников. Во-первых, это практически не выполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь, нет плохих или хороших темпераментов. Каждый темперамент имеет свои положительные, и отрицательные стороны . Важность воспитания заключатся в том, чтобы постепенно развить у детей положительные черты их темперамента и приучить сдерживать его отрицательные проявления: излишнюю подвижность, если она не оправдана обстоятельствами, слишком большую возбуждаемость, чрезмерную вялость и т.п.

Слайд 3

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны, имея целью создавать на основе данного темперамента ценные черты личности. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают ребенку в учебной работе и поведении.

Слайд 4

Эффект педагогического воздействия зависит от многих факторов. Один из них – индивидуальные свойства нервной системы человека. Очень важно в педагогической деятельности учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальный подход способствует максимальному развитию всех способностей малыша (важен учет индивидуальных черт характера). Среди индивидуальных особенностей личности немаловажное значение имеет ТЕМПЕРАМЕНТ.

Слайд 5

Темперамент – это совокупность свойств, характеризующих особенности психических процессов и поведения человека, их силу, скорость. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной системы и ее свойства .

Слайд 6

Основные свойства нервной системы человека Сила процессов возбуждения и торможения. Подвижность – скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Уравновешенность – степень соответствия силы возбуждения силе торможения. На основе этих свойств в психологии выделяют 4 типа темперамента. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя есть доминирующие свойства какого-то одного.

Слайд 7

Сангвиник – быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Мимика богатая, выразительная. Такой ребенок подвижен, быстро переключается с одного задания на другое. Такие дети миролюбивы, не помнят зла . Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Его чувства легко возникают и быстро сменяются. отличается веселостью, энергичностью, жизнерадостностью, отзывчивостью . Сангвиник отличается громкой, торопливой, но при этом отчетливой речью, сопровождающейся. активной жестикуляцией и выразительной мимикой. Сангвиническому типу присущи неустойчивость в интересах и склонностях. Если теряет интерес к начатому делу, то он бросает его, не доведя его до конца .

Слайд 8

Следует помочь ребенку сосредоточиться на задании и довести дело до конца. Воспитывать усидчивость, интересы, более серьезное отношение к любому делу, начнут проявляться.

Слайд 9

Холерики прямолинейны, решительны. Они всегда знают, что делать в определенной ситуации. Это люди быстрые, подвижные, работа в их руках просто кипит. За новое дело представители этого типа темперамента берутся без проблем и боязни. Все делают быстро, без затруднений преодолевают различные препятствия. Холерики любят спорить, доказывать свою правоту. Мимика таких людей выразительна. У них, как говориться, все написано на лице. Речь у таких людей живая, эмоциональная. Они могут дополнять ее различные движениями рук, тела. Чувства у холериков проявляются очень быстро, они всегда ярки и эмоционально окрашены. Холерики практически никогда не обижаются, обиды не запоминают. Действия порывисты, отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, крикун .

Слайд 10

В обращении с ребенком холериком необходимо много терпения и спокойствия. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать неплохо бы и подумать. У такого малыша в течение дня должна быть интенсивная физическая нагрузка. Ни в коем случае не стыдить при других! От этих воспитанников надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать у ребят сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у них необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит его возбуждение. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

Слайд 11

Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя . Такие люди последовательны в делах. Они обязательно все начатое доводят до логического завершения. Речь их размеренная, спокойная. Нет лишних движений или ярко выраженной мимики лица. Такие люди мало разговаривают. Постоянны не только в отношениях, но и в интересах. Чувства тщательно скрыты от окружающих глаз. Это надежные , незлопамятные люди, которых очень тяжело вывести из себя. Они слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому достаточно медленно принимают новые обстоятельства. Такие люди малоэмоциональны . Очень медленно включаются в новую работу, а также переключаются с одного дела на иное. Довольно трудно адаптируются в новой обстановке. Нелегко сходятся с новыми людьми. Медлительный молчун, играет спокойно, не шумно. Тщательно складывает игрушки, одежду. Разговаривает медленно, с паузами, не любит игры, где надо проявить быстроту и сноровку. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Запоминает новую информацию медленно, но надежно. Рекомендуется упражнения на развитие фантазии. Не торопите такого ребенка.

Слайд 12

У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Воспитателю необходимо больше активизировать деятельность воспитанников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе. Рекомендуется упражнения на развитие фантазии. Не торопите такого ребенка!

Слайд 13

Меланхолик - часто бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, пугается чужих людей. Ведет себя и рассуждает как «маленький взрослый». Любит уединяться, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Ребенок долго фиксирует свое внимание на критике взрослых. Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго. Хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам, интонациям. Ребенок- меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызвать у такого ребенка слезы. Свои мысли и переживания держат в себе. Застенчивы, стеснительны, скрытны, нерешительны; теряется в незнакомой обстановке, долго адаптируется в новом коллективе, характерна тихая речь, чрезмерная обидчивость и плаксивость.

Слайд 14

Необходимо часто хвалить такого ребенка, демонстрируя веру в его способности. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. П роводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят. Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность. Их надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше действовать и проявлять активность. Но следует соблюдать постепенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. темперамент дошкольный характер ребенок У детей меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать коллективистские чувства, чувства дружбы и товарищества.

Слайд 15

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

Слайд 16

Педагогам необходимо учитывать в своей образовательно-воспитательной работе темперамент детей и родителей. Это поможет сформировать индивидуальный стиль деятельности, найти к каждому ребенку правильный подход. Сложности в поведении могут быть вызваны тем, что методы, средства воздействия на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям его темперамента. Например, для медлительного ребенка высокий темп деятельности на занятиях может вызвать у него отрицательное отношение к занятиям, снижение познавательного интереса. На основе свойств темперамента происходит регуляция уровня возбуждения, отбор соответствующих раздражителей. Некоторые дети эмоционально возбудимы, у них высокая двигательная активность. На занятии эти особенности проявляются- надо заранее спланировать в какое русло эту активность направить (помочь собрать материал для занятия, помыть тряпку для доски и т.д.). Важно предусмотреть замедленный темп действий другого ребенка – предоставить ему дополнительное время для завершения его деятельности (посадить выполнять задание чуть раньше, чем остальных сверстников).

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""

Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной...

Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.

Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая  ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...

Презентация "Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми"

Для удобства обобщила материал и оформила презентацию по теме "Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми"....

Презентация «Технология проектирования как форма организации воспитательно - образовательной работы с дошкольниками».

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет ...

Презентация. Cеминара «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников».

Дошкольное детство важнейший период становления личности.Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма....