Игровые упражнения на развитие фонематического слуха.
материал (старшая, подготовительная группа)

Кравченко Елена Евгеньевна

Как научить ребенка слушать и слышать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_na_razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Игровые упражнения  на развитие фонематического слуха.

                                                                                                 

                                                                                               Подготовила:

                                                                                   учитель – дефектолог

                                                               МАДОУ «ДС № 15 «Солнышко»

                                                                                              Кравченко Е.Е.

  Цель: научить ребенка слушать и слышать.

 1. «Эхо». Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а..."»Ребенок ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки.

 2. «Поймай звук». Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук (например звук [Ш]).

А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш

Затем в словах:

школа, нос, жук, шина, каша, бабушка, жираф, стул.

 3. «Исправь ошибки». Называем слово правильно и неправильно, а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано -  верно.

Машина, яблоко, конфета;

мафыны, ябоко кофета.

 4. «Придумай имя». Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера и т.д.

 5. «Какой звук начинает слово?». Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, утка, осень, ива, кот, дом, мост, волк, каша, слон.

Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

  6. «Что за звук спрятался в середине слова?». Игра похожа на предыдущую, но гласный  или необходимый согласный стоят уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир, ура, она и т.д. Внимание! Берите слова только        с        одним        слогом.

Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая.

  7. «Что за звук в конце слова?». Правила те же, только гласный или согласный  звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери  и т.д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например /о/, /э/ меняют звучание.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

Продолжим работу над фонематическим слухом. Мячик по-прежнему нам помогает, но задача для ребенка усложняется. Вы произносите ряд слогов или слов, а ребенок выбирает из них одно — с заданным звуком. Каждый звук отрабатываем отдельно в течение нескольких дней, а то и недель. Вот варианты игр, рассчитанных на детей 5-7 лет. Разберем все на примере звука /у/:

  8. «Выбери слог со звуком». Вы говорите, например: тд-ту-ти, и бросаете ребенку мяч. Повторив про себя или вслух ряд слогов, кроха должен найти слог с искомым звуком /у/, произнести его вслух и вернуть мяч. Малыш затрудняется сделать выбор из трех слогов? Сократите ряд до двух. Ну а если ситуация противоположная и три слога - это слишком легко, пусть поищет среди четырех-шести слогов. Можно пойти и на такую хитрость: произнесите ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Интересно, догадается маленький умник, что его провели?

   9. «Выбери слово на звук /у/». Предложите ребенку следующие, например, ряды слов: утка - Ира - аист, осы - ужин - эхо и др. Трудно выбрать из трех? Оставим два слова. Если легко — увеличим до четырех-пяти: иней - улитка - облако -Эмма, эльф - ослик - ухо - армия - Ира. Не забудем и провокационный ряд слов, где слова на звук /у/ не будет.                                  

  10. «В каком слове звук /у/ прячется в середине?» Принцип игры тот же. Ряды однослоговых слов могут быть следующими: стул - лак - лифт, рысь - фрукт - пол и т.д. Ряд слов можно сократить или увеличить — по способностям ребенка

  11. «Выбери слово с окончанием на /у/». И здесь не ограничивайте свою фантазию в выборе слов: домино — стена - несу, какаду - весло - носы.

Чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться! Чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем.

  12. «Назови последний звук в слове». Назови последний звук в слове: дом, машина, кот, стол, мост, мак и т.д.

!!! Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО).

  13. «Добавлялки». Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

  14. «Где живёт звук?». Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : камыш (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

  15. « Звуковая цепочка». Я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова.(например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)

  16. «Исправь  ошибки”. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Ко
чка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.

В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Консультация-практикум для родителей " Игровые способы развития фонематического слуха у детей 4-5 лет"

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей .Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка. ...

Развитие фонематического слуха посредством игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, п...

Игры, игровые упражнения и задания на развитие фонематического слуха.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устно...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ ...