Кружковая работа «В стране финансов» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР
методическая разработка (подготовительная группа)

Масленникова Светлана Алексеевна
«Деньги – это средство воспитания,
и с ними необходимо знакомить
уже в дошкольном возрасте»

А.С. Макаренко
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_kruzhkovaya_rabota_20-21.docx404.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №15 «ЮГОРКА»

Кружковая работа

 «В стране финансов»

в группе «Г» компенсирующей направленности

для детей от 6 до 7 лет  с ТНР

на 2020-2021 учебный год

https://1.bp.blogspot.com/-ttr2lqLO094/WGmLJc2rfqI/AAAAAAAAAGM/XFQ_HHXlYj8yt07VLDLkDNRnIpE8kc7qQCLcB/s1600/%25D0%2594%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%258C%25D0%25B3%25D0%25B8_%25D1%2586%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0_%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B0_%25D1%258D%25D1%2583.png

Воспитатели:

 Власенко Л.И.

Масленникова С.А.

Введение

«Деньги – это средство воспитания,
и с ними необходимо знакомить
уже в дошкольном возрасте»

А.С. Макаренко

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы кружка объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.

Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через  базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.

Задачи:

- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).

- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны, и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере.

Формы работы: деловые, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, интерактивные занятия, КВН, экскурсии.

Сроки реализации кружковой работы: сентябрь – май

Продолжительность занятий -25 минут 1 раз в неделю.

Тематический план кружковой работы «В стране финансов»

Месяц

Тема

Задачи

1

Сентябрь

«Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег

(занятие исследование)

  1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;
  2. Познакомить с историей возникновения денег.

2

Экспериментирование:

«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

  1. Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;
  2. Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

3

«Путешествие рубля»

  1. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;
  2. Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар.

4

Наши потребности

«Юные финансисты» или

занятие – путешествие

«Наши потребности»

  1. Дать понятие потребности;
  2. Уточнить от чего зависят потребности человека;
  3. Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

5

Октябрь

«Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление)

  1. Повторить понятие «потребности человека»;
  2. Продолжать решать проблемные ситуации;
  3. Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры.

6

Интерактивное занятие

«Как белка училась считать»

  1. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров;
  2. Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями;
  3. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

7

Деловая игра

«Юные финансисты»

  1. Воспитывать умение определять и различать потребности человека;
  2. Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

8

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

  1. Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;
  2. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»;
  3. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

9

Ноябрь

«Как правильно беречь деньги?»

  1. Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета;
  2. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

10

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

  1. Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
  2. Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»;
  3. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

11

Игра с родителями

«Хоть семи нам ещё нет, формируем мы бюджет»

  1. Закрепление понятия «семейный бюджет»;
  2. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

12

Наш город

«Все профессии важны»

  1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.);
  2. Учить выделять последовательность трудовых действий;
  3. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества;
  4. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

13

Декабрь

Интерактивная игра «Путешествуем по городу»

  1. Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами).

14

Наш город

«Дом, где живут деньги»

  1. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);
  2. Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

15

Игра «Свой бизнес»

(открываем пекарню)

  1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
  2. Формировать экономическое мышление;
  3. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи;
  4. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

16

Январь

«Кто долго спит,

тот денег не скопит»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

  1. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

17

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

(финансовая грамота

в мудрости народной)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
  2. Давать нравственную оценку поступкам героев.

18

Февраль

«Реклама, как она работает»

  1. Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;
  2. Научить детей правильно воспринимать рекламу;
  3. Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

19

«Копейка рубль бережет»

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

20

«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)

  1. Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике;
  2. Формировать понимание единства человека и природы;
  3. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;
  4. Формировать у детей потребность в их экономии.

21

Март

«Производители и ресурсы»

  1. Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.

22

«Как сберечь ресурсы Планеты?»

  1. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.

23

«Сохранить и приумножить»

Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости

24

Деловая игра

«Финансовая безопасность»

  1. Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.

25

Апрель

«В долг брать легко,

да платить тяжело»

  1. Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»).

26

«Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра)

Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости

27

«Не имей сто рублей,

а имей сто друзей»

Подвести к пониманию того, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь… - то есть то, что тебе дорого

28

Благотворительность

«Творим добро»

  1. Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности;
  2. Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд»;
  3. Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.

29

Май

«История о рублике»

(просмотр и обсуждение

видеоролика)

  1. Закрепление материала.

30

Квест – игра «Финансовая школа»

В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.

31

Июнь

По страницам сказки "Цветик-семицветик".

Формировать первичные представления о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа.

32

 «Банкомат»

Показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

33

Игровое занятие «Поиски сокровищ пирата Финансиста»

Расширять знания о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей. Воспитывать представления детей о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

34

Чем лучше качество, тем дороже вещь

Закрепление понятий «дорогой», «дешевый»; помочь понять связь цены и качества товара; экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак; воспитание уважения к труду людей

35

Июль

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т.В. Грековой «Клад» или Б.В. Минина «Муравьи и старый горшочек»

Продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег

35

О том, как правильно деньгами распоряжаться

Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости

36

Реклама в сказках. Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

Уточнить представление о назначении рекламы, развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой, развивать способность критически оценивать рекламу, экономические категории: реклама, выгода, формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости.

37

Игровое занятие «Мы ребята деловые»

Формировать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

расширить представление детей о труде взрослых уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара

38

Август

 "Хочу" и "надо"

Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планировании семьи, разумных покупках.

39

Викторина «О какой сказке идёт речь»

Напомнить детям сказки, в которых присутствуют товарно-денежные отношения, учить детей анализировать поступки героев

40

Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

Формировать понимание понятия бережливости и рациональной траты денег

41

Игровой досуг «Мы – бережливые»

Закреплять у детей понимание целесообразности бережливости.

Ожидаемые результаты:

В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

В процессе кружковой работы планируем сформировать у воспитанников базовые финансовые знания для формирования у ребенка картины мира финансов, обучаем правильно распоряжаться деньгами. Сюда входят понятия денег и профессий, работы и бизнеса, понятие прибыли и расходов, товаров, услуг и цен, рекламы и различных других процессов, происходящих в финансовом мире.

Литература

1. Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова,

И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; – 2010.

2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва, 1998.

3. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в

экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.

4. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва, 2018.

5. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

6. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.)

7. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

8. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

9. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

11. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

12. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

13. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы органихзации и содержания работы с родителями в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работ...

Проект "Страна Математика" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с тяжелыми нарушениями речи.

Проект содержит обознование, задачи, этапы, формы и методы реализации проекта  по ФЭМП в совместной и самостоятельной деятельности  детей....

Мастер – класс «Коррекционно – развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5 – 6 лет с ОНР»

    Начиная работу с прищепками в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет, главной своей задачей мы ставили развитие всех компонентов устной речи. Ос...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР имеет огромное значение. Данное занятие направлено на создание условий для разностороннего развития дет...

Конспект родительского собрания на тему: «Занимательное путешествие в страну игр» в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет

Цель родительского мероприятия: сплочение педагогического и родительского коллектива; построение эффективного командного взаимодействия....

Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий  учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготов...