Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Минина Лилия Александровна

Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий  учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения у обучающихся с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №90»

муниципального образования города Братска

Конспект логопедического занятия

на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков»

в группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР (подготовительный возраст)

 

                                                              Подготовила: Минина Л.А., учитель-логопед,

                                                                                                       

г. Братск, 2023

Цель: создать условия для разностороннего развития детей с ТНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;

- формировать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;

- формирование умения различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению.

Коррекционно-развивающие:

- формировать артикуляторные умения и навыки;

- развивать слуховое внимание и творческое воображение в процессе восприятия музыки; память, мышление.

- развивать мелкую моторику;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать умение уважительно относиться к мнению других.
Оборудование: сундучок, предметы: зеркало, варежки  6 штук (красный - 2, синий -2, зелёный -2), кубик, ватка, колокольчик, буква), колокольчики по количеству детей, мяч, мешочек с горохом и буквами, аудиозапись песни «Гномы, гномы», схемы артикуляции губ гласных звуков, карточки «Весёлые певцы», подносы со шнурками, палочками, камушками по количеству детей, презентация Power Point «Путешествие в волшебную Страну звуков», кружочки.

Предварительная работа: повторить с детьми схемы, обозначающие гласные, согласные, твердые, согласные мягкие, глухие и звонкие звуки. Подготовить оформление зала (деревья, листья).

Ход занятия:

1. Упражнение «Наши помощники» (педагог-психолог)
Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.

- Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошками с (имя): доброе утро, (имя)!  

- Замечательно! Присаживайтесь на кружочки!

2. Сообщение темы занятия:

СЛАЙД 2 (звук плача)

- Ой, ребята, вы слышите… Что это? (кто-то плачет)

- Действительно, кто-то плачет. Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: это...(гном)

СЛАЙД 2 (грустный Гном)

- Посмотрите на гномика. Какое у него настроение? (грусть)

- А почему наш Гномик грустный, как вы думаете? (ответы детей)

- Предлагаю узнать, что же у него случилось?

СЛАЙД 3 (аудиозапись голоса Гнома)

«Дорогие ребята, мои друзья-гномики очень скоро пойдут в Волшебную школу, а меня не берут. В нашем Волшебном садике я только любил играть, но не заниматься. Я не научился тому, что должен знать и уметь каждый Гномик при поступлении в Волшебную школу. Что делать, я не знаю»

- Ребята, кто хочет помочь нашему гостю пойти в Волшебную школу для Гномов? (ответы детей) 

- Как мы можем тебе помочь?

СЛАЙД 4 (аудиозапись голоса Гнома)

«Нужно найти в Волшебной стране звуков мой сундучок.  В нём находятся предметы, с помощью которых я получу знания и умения, необходимые мне в Волшебной школе».

- Вспомните, что мы для этого должны сделать?  (найти сундучок с предметами)

- Для того, чтобы попасть в волшебную страну, нам надо найти себе удобное место на ковре и лечь на спину, закрыть глаза, два-три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, и внимательно слушать мой голос. (Дети в свободной позе лежат на ковре, в это время учитель-логопед расставляет осенние деревья, листья, шишки).

СЛАЙД 5 (звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса» и картинка «Осенний лес»)

- Представьте себе осенний золотой лес. Кроны деревьев раскрашены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. На земле, ковром стелясь, опадают красные, желтые, бурые, золотистые листья. Вы слышите шелест и шорох листвы, шептание ветра.  Вы слышите пение птиц. Они готовятся улететь в тёплые края. В лесу так спокойно, так хорошо…  Это осени цвета, а осенняя природа – это просто красота.  Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо…

- А теперь открываем глаза, потянулись, встаем потихоньку.  Посмотрите вокруг, вот мы и попали в сказочный лес волшебной Страны звуков.

СЛАЙД 6 (Гном на фоне осеннего леса)

 (дети ходят вместе с педагогом, осматривают оформление зала)
– Оглянитесь вокруг деревья, ели, над головой светит солнышко, а на тропинках под ногами шишки и листва. Мы оказались в настоящем лесу.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Значит наш лес какой?
(Осенний)
Деревья какие?
(Осенние)
Солнышко какое?
(Осеннее)

- Ребята, Гномик вам напоминает, что наш лес находится в волшебной стране звуков. Здесь можно услышать много разных звуков.

3. Игры с сундучком Гномика-Звуковичка.

- Послушайте, кажется, какие-то звуки?  

СЛАЙД 7 («Гномики-Звуковички» (красный, зеленый) и аудиозапись звона колокольчиков)

- Да это же друзья нашего героя - Гномы-Звуковички, собирают свои сундучки в Волшебную школу.

-  Посмотрите на гномиков внимательнее, какое настроение у них? (ответы детей)

- Ребята, вы не забыли, зачем мы здесь? (ответы детей)

 Коммуникативная игра «Тропинка»

- Я предлагаю вам, отправится по тропинке в поисках сундучка нашего Гномика-Звуковичка. Для этого внимательно послушайте правила путешествия по тропинке, ведь она не простая, а волшебная.

Возьмитесь за руки и по команде «гуляем» - идете по кругу;

По команде «Тропинка» - кладёте  руки на плечи впереди стоящему и наклоняете головы вниз.

По команде «Копна» - поднимаете руки над головой.

По команде «Кочки!» - все приседают.

- Молодцы! Вот мы и пришли. Где же сундучок? (дети находят сундучок под деревом)

СЛАЙД 8 (картинка - Сундучок). 

-  Ребята, сундучок мы нашли, давайте посмотрим, что в нём? Присаживайтесь на свои кружочки. (открываем сундучок)

- В сундучке самые любимые предметы Звуковичков. Но наш Гномик не знает, для чего эти предметы, что с ними нужно делать? Он просит научить его.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Педагог достаёт из сундучка зеркало:

- Ребята, что это? (зеркало)

- Что с помощью зеркала можно делать? (гимнастику для язычка)

- Для чего нужно делать гимнастику? (ответы детей)

- Вы готовы научить Звуковичка делать гимнастику для язычка?

СЛАЙД 9 (аудиозапись песни «Гномы, гномы»)

Дети по показу учителя-логопеда выполняют артикуляционную гимнастику под музыку (движения рук и язычка)

Артикуляционные упражнения:

- «Окошко»

- «Качели»

- «Часики»

- «Вкусное варенье»

-  Чему мы сейчас научили Гномика-Звуковичка? (ответы детей)

Беседа «Гласный, согласный»

- Предлагаю посмотреть, что ещё есть в сундучке? (учитель-логопед достаёт варежки 3-х цветов)

- Что это? Каких цветов они? Почему в сундучке лежат варежки именно этих 3-х цветов?
- Что эти цвета могут обозначать?
(звуки)

- Какие звуки обозначает варежка красного цвета? (гласные)

- Какие звуки обозначает варежка синего цвета? (согласные, твёрдые)

- Какие звуки обозначает варежка зеленого цвета? (согласные, мягкие)

- Чем отличия гласные от согласных звуков?  (Когда произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно без преград, а когда произносим согласные звуки, то воздух встречает преграду – зубы, губы, язык)

- Возьмите себе каждый по одной варежке любого цвета. Наденьте варежку на руку и поднимите её вверх.  (дети берут по 1 варежке из мешочка).

Игра «Ушки на макушке»

- Чтобы в сказочной стране звуков не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки и поиграем с Гномиком в игру «Ушки на макушке».

- Для этого я предлагаю вам объединиться в пары по цвету варежки.

- Гномик-Звуковичок будет называть вам звуки, слоги, слова, а вы должны внимательно слушать, определить, какой первый звук назвал Гномик и поднять варежку нужного цвета.

Аудиозапись голоса Гнома-Звуковичка:

Звуки: СЛАЙД 10, СЛАЙД 11, СЛАЙД 12, СЛАЙД 13, СЛАЙД 14 (пауза)

Слоги: СЛАЙД 15, СЛАЙД 16, СЛАЙД 17, СЛАЙД 18, СЛАЙД 19 (пауза)

Слова: СЛАЙД 20, СЛАЙД 21, СЛАЙД 22

- Ребята, чему мы научили нашего Гномика? (слышать звуки)

Игра «Весёлые певцы»

- Давайте посмотрим, что ещё лежит в сундучке? (Педагог достает и показывает из сундучка схемы артикуляции губ гласных звуков  А, О, У, И) (гласные звуки)

- Что означают эти схемы? Назовите, какой гласный звук обозначает большой круг, овал, маленький круг?

- Что мы с вами знаем про гласные звуки?

- Ребята, предлагаю поиграть в игру «Весёлые певцы» и научить нашего Гномика петь гласные звуки. (По схемам артикуляции дети догадываются, какой гласный звук «поёт» певец (животное).
- Какие звуки пели «Весёлые певцы»?
(Гласные)

Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой»

- В сундучке, ребята, есть еще что-то. (достает колокольчик)

- Кто догадался, что может обозначать колокольчик? (звонкий звук или глухой)

- Как определить звонкий звук или глухой? (Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет)

- Предлагаю научить Гномика различать звонкие и мягкие согласные звуки и поиграть в игру «Звонкий-глухой».

Учитель-логопед раздает колокольчики:

-  Я произнесу звук, а вы если звук звонкий, позвените колокольчиком, а если звук глухой, то колокольчик молчит.

Игра в мяч «Твердый-мягкий»

- Ребята, а сундучок у нас ещё не пустой. Открываем? (открывает сундучок и достает кубик и вату):

- Что могут обозначать эти предметы? (твёрдые и мягкие звуки)

- Предлагаю научить Гномика различать согласные звуки по твёрдости-мягкости?

- Я буду бросать мяч и произносить твердый звук (слог), а вы будете возвращать мне мяч, произнося мягкий звук (слог), затем наоборот.

- Молодцы, Гномик уже многому у нас научился.

Игра «Угадай букву»
- Ребята, в сундучке что-то яркое ещё лежит! В нём ….. (открывает сундучок и показывает детям – буквы).

- А на письме как мы обозначаем звуки?
- Что мы можем делать с буквами?
(Буквы мы можем видеть, читать, писать)
- Ребята, а звуки мы можем видеть? Почему?
(Нет, не можем! Потому что звуки, мы только слышим и произносим. Они невидимы)
- Вспомним правило про звуки и буквы.  
(картинка: звуки мы слышим и произносим. А буквы видим, пишем и читаем)

- Предлагаю поиграть в игру «Угадай букву» и научить Гномика на ощупь угадывать букву.  (Дети из мешочка с горохом достают и на ощупь угадывают букву)

- Молодцы! Вам понравилось угадывать буквы?  

4. Релаксация «Тихое озеро» (ритуал возвращения из волшебной страны)
СЛАЙД 23 (появляется веселый гномик)

- Наше путешествие по сказочной Стране звуков заканчивается.  Мы многому научили Гномика-Звуковичка.  Посмотрите, какое настроение теперь у нашего гостя? (ответы детей)

- Как вы думаете, сможет теперь Гномик пойти в Волшебную школу со своими друзьями?

СЛАЙД 24 (аудиозапись голоса Гномика)
«Дорогие мои ребята, спасибо Вам огромное, что научили меня различать, слышать  звуки. Теперь я готов пойти в Волшебную школу со своими друзьями. Я приготовил Вам подарок, который оставил в вашем детском саду. До новых встреч»

- Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад, а для этого располагайтесь удобно на кружочках, закройте глаза, расслабьтесь.

СЛАЙД 25 (аудиозапись спокойная музыка)

- Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

- Встаньте, взявшись за руки, почувствуйте друг друга, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями.

Дети вместе с педагогом произносят все вместе, держась за руки, установку:

«Мы хотим быть умными, сильными, красивыми,

Мы хотим быть добрыми и трудолюбивыми.

Один, два три, четыре, пять, будем это исполнять.

Десять, девять, восемь, семь, мы умелые совсем».

5. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Рефлексия:
-
Что понравилось больше всего в нашем путешествии?

- Какое задание Вам показалось самым трудным?

- А ты как думаешь?

- Ребята, вы не забыли, что Гномик-Звуковичок оставил нам подарок.  Каждый из вас помнит, какую букву он нашёл в мешочке?  Посмотрите на тарелочках Гномик оставил для вас разный материал: это и камешки, шнурки, шишки, фигурки.  Выложите свою  букву из любого материала, которого захотите.

(Дети выполняют задание)
СЛАЙД 26 (Спасибо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по теме «Зима. Зимние забавы» с детьми старшей группы компенсирующей направленности с ОНР.

Конспект составлен воспитателем высшей квалификационной категории Ибрагимовой Н. В.НОД поводили воспитатель Ибрагимова Н.В., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Татаринова Е. Б....

Конспект итогового логопедического занятия по Теме: Путешествие в Волшебную страну «Букваляндию»

Основной целью данного занятия является закрепление знания детей о гласных звуках, их артикуляции, звучании и графическому образуА так же: Развивать фонематический слух, восприятие, мышление творческо...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР имеет огромное значение. Данное занятие направлено на создание условий для разностороннего развития дет...