речевое развитие детей раннего возраста
учебно-методический материал

Жерносек Юлия Владимировна

Методы и приемы формирования речевой активности детей раннего возраста. Материал для РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы формирования речевой активности детей раннего возраста

Слайд 2

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог - родное слово !». К.Д. Ушинский

Слайд 3

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре . И.П. Подласый «Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов»

Слайд 4

Классификация методов обучения Е.В.Перовского и Е.Я.Голанта Словесные - лекция , рассказ учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом; Наглядные - демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов, гербариев и т.д .; Практические - выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение измерений на местности, изготовление прибора и т.д .

Слайд 5

Классификация методов обучения М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера 1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. 2. Репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Важную роль при осуществлении данного метода играет алгоритмизация, когда ученикам предлагается определенный алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых ученик распознает объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий. 3. Проблемное изложение (используется главным образом на лекции, в ходе работы с книгой, экспериментирования и т.д.) заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя. 4. Частично-поисковый, или эвристический, метод состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу, лекции и т.д. 5. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности.

Слайд 6

Классификация методов обучения В. Оконя 1. Методы усвоения знания, или подающие методы, являются наиболее распространенными. К ним относятся беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, программированное обучение. 2. Методы самостоятельного приобретения знаний основаны на использовании проблемных методов обучения. Они стимулируют интерес учащихся, заставляют их анализировать ситуацию, выделяя известные и неизвестные данные. 3 . Оценочные (экспонирующие) методы характеризуются богатством разновидностей, среди которых выделяются импрессивные и экспрессивные методы. Импрессивные методы сводятся к организации участия детей или взрослых в соответственно экспонированных ценностях : социальных , моральных , эстетических, научных. Эти методы предполагают активизацию такой деятельности , как: — получение информации о произведении и его создателе, полное сосредоточение на восприятии произведения и участие в его экспонировании; — выбор соответствующей формы такого участия, выражающего главную идею произведения; — сопоставление этой идеи с особенностями поведения участников, их практические выводы о собственном поведении и поступках. Экспрессивные методы основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности , как бы выражая себя и одновременно переживая их. 4. Методы реализации творческих задач могут основываться на управлении занятиями, во время которых учащиеся выполняют работы с различными материалами.

Слайд 7

Функции методов обучения: Посредством метода достигается цель обучения — в этом его обучающая функция , обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся ( развивающая функция ), а также результаты воспитания ( воспитывающая функция ). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности — в этом заключается его побуждающая функция . Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения ( контрольно-коррекционная функция ).

Слайд 8

Развитие детей раннего возраста Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации . Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре . Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.

Слайд 9

Ребенок первого года жизни Происходит развитие основных предпосылок развития речи — артикуляции, речевого слуха, способности понимания названий предметов, действий, подражания слышимым слогам, а затем и словам. Первые голосовые реакции ребенка возникают в результате эмоционального общения со взрослыми. При условии сочетания слова, обозначающего воспринимаемый ребенком предмет или действие, у ребенка развивается и понимание речи. К концу 1-го года ребенок понимает словесное обозначение многих предметов, действий и произносит около 10 слов. Развивается и способность на основе слова (сначала понимаемого, а позже и произносимого) обобщать предметы, т. е. одним словом объединять однородные предметы независимо от их разных внешних качеств. Ребенок 1-го года (в доречевой период) воспринимает внешние качества предметов (цвет, величина, форма), т. е. у него сенсорный тип восприятия. Ребенок, начавший понимать значение слов, а тем более умеющий сам говорить, воспринимает предмет или действие не только по внешним качествам, но как предмет в целом (понимает смысл, значение его), т. е. восприятие становится предметным, обобщенным.

Слайд 10

Ребенок второго года жизни Гораздо больше слов ребенок понимает, нежели произносит сам. Все чаще малыш упражняется в произношении слов, многократно повторяя их наедине, либо за другими людьми. Ребенок внимательно прислушивается к обращенным к нему словам, пытается отвечать, порой на своем, только ему понятном языке. Овладевает большим количеством слов, хотя многие из них произносит неправильно. Он также может объединять слова между собой, или, наоборот, произносить какую-либо часть слова. Появляются и первые словосочетания, но явные признаки развития речи следует ожидать не ранее, чем к двум годам. Интересен тот факт, что детям доставляет огромное удовольствие произносить слова, много раз повторять одно и тоже. Развитие речевого аппарата приносит ребенку не меньшую радость, чем двигательная активность.

Слайд 11

Ребенок третьего года жизни Значительный прогресс в развитии речи ребенка и его понимании речи других. В его речи должны присутствовать слова и простые предложения. Под влиянием речи и мышления очень существенно изменяется деятельность ребенка. У ребенка, владеющего речью, игра уже часто возникает на основе прошлого опыта, закрепленного в виде представлений, понятий и по предварительному замыслу. Прежде чем действовать, ребенок заранее определяет свои действия. В начале 3-го года речь становится и средством познания. При помощи речи взрослого можно сделать доступным пониманию ребенка элементарные события, явления, ранее и не бывших в опыте ребенка . Начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Слушание и понимание речи дает возможность познания действительности. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

Слайд 12

Для того чтобы речь ребенка развивалась, необходимо: 1) уже с первых месяцев, эмоционально общаясь с ребенком, вызывать различные голосовые реакции, которые способствуют развитию артикуляционного аппарата; 2) развивать слуховое сосредоточение и тонкие слуховые дифференцировки звуков человеческого голоса, развитие речевого слуха и интонационной стороны речи. Надо научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки, уметь прислушиваться. Для этого надо поддерживать спокойную обстановку в детской комнате. Шум, крик мешают хорошо различать звуки, слова, что может служить причиной плохого произношения. Неточно восприняв то или иное слово, ребенок неправильно его повторяет, вследствие чего это слово закрепляется; 3) развитие способности подражать слышимым звукам, слогам, словам. Развивая речь, следует заботиться о развитии всех форм речевых реакций: понимания способности подражания речи пользования речью обогащение словаря грамматики речи интонационной стороны речи и произношения обобщения

Слайд 13

Наглядные методы и приемы развития речи: Наблюдение — основной метод в обучении дошкольников. Виды наблюдений: распознающего характера (например, форма, цвет, величина) за изменениями и преобразованиями объектов (например, рост и развитие растений, животных) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта (например, по цвету ягоды определяется ее спелость ) Рассматривание объектов в целом и детально Демонстрация кинофильмов, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов Этапы демонстрации : предварительная беседа о том явлении, о котором будет фильм после просмотра фильма — обмен впечатлениями через несколько дней — повторный показ беседа после повторного просмотра

Слайд 14

Наглядные методы и приемы развития речи: Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель предлагает осмотр объекта, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно , во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления. Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— обычно сочетаются со словесными приемами. Например, образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Слайд 15

Словесные методы и приемы развития речи: Рассказ взрослого и рассказ ребенка Чтение художественных произведений детям расширяет и обогащает знания детей об окружающем, формирует их способности к восприятию и пониманию художественной литературы Беседы : предварительные, итоговые (по обобщению)

Слайд 16

Словесные методы и приемы развития речи: Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).

Слайд 17

Словесные методы и приемы развития речи: Разговор с самим собой . Когда малыш недалеко от взрослого, мы начинаем говорить вслух о том, что видим, слышим, думаем: говорить нужно медленно, (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми фразами. Пример: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьёт из чашки молоко» и т. п. Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребёнка (мы как бы показываем ребёнку слова, выражающие его опыт). Провокация или непонимание ребёнка. Малыш показывает на полку, смотрит на вас. Вы хорошо понимаете, что ему нужно, но даете другую игрушку. Сначала будет возмущение, потом подсказка. «Я не могу понять, что тебе нужно: куклу, машину, кошку и т. д.» Распространение . Продолжайте и дополняйте всё сказанное, но не принуждайте к повторению. Пример: ребёнок «суп», взрослый – «очень вкусный овощной суп». Постепенно приучаем ребёнка заканчивать свою мысль. Приговор . Использование игровых песенок, потешек , приговоров доставляют детям огромную радость, способствует обучению вслушиваться в звуки речи, играть словами. Большинство потешек приговоров связано с двигательной деятельностью детей. Чем больше ребёнок выполняет движений, тем больше участков коры головного мозга включается: (с правой рукой – левое полушарие, с левой – правое). Выбор . Предоставлять ребёнку выбор. Уже к двум годам ребёнок может самостоятельно делать выбор, если ему это право предоставлено «Тебе налить пол стакана молока или целый?», «Ты хочешь играть с куклой или с медведем?» Замещение . «Представь, что мы самолеты, что это пирожок» Дети любят пантомимические игры: «Угадайте, что я сейчас делаю». Это игры театрализованные. Ролевая игра. Драматизация.

Слайд 18

Практические методы и приемы развития речи: Упражнения — многократный повтор ребенком умственных и практических действий. Виды упражнений: подражательно — исполнительские, конструктивные, творческие. Игровой метод . Можно использовать разные компоненты игровой деятельности и сочетать их с вопросами, указаниями, объяснениями. Элементарный опыт — преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств объекта. Моделирование — процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре объектов. Виды моделей: предметные, графические, предметно-схематические.

Слайд 19

Практические методы и приемы развития речи: Игры с природным материалом. В своем инстинктивном стремлении к самостоятельности и саморазвитию ребёнок неудержимо тянется к песку, воде, дереву, бумаге. В «возне» с ним большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства. Самые любимые игрушки те, что ребёнок сотворил сам: крепости из песка, куклы из соломы. Продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация развивают не только сенсорные навыки, но и речевые. Музыкальные игры. Дети с удовольствием подпевают, обожают шумовые игрушки, игры типа «Каравай», «Пузырь», «По кочкам» и т. д. Сюжетные игры — ролевые, «режиссерские», драматизации. В ролевой игре ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, которые он наблюдал или о которых знает по рассказам и запомнил: «мама кормит детей», «тракторист пашет поле», «электромонтер или газовщик, или сантехник пришел в квартиру по вызову жильцов», «учитель учит детей в школе», «космонавт летит на Луну» и т. д. Ребенок копирует и действия взрослых, и речь, которой они сопровождают свои действия.

Слайд 20

Для своевременного развития речи необходимо: внимательное , бережное, доброжелательное отношение со стороны взрослых. Оно обеспечивает развитие ответных положительных эмоций у детей. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь ; контролировать жизненную обстановку, в которой ребенок воспитывается – уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности. Жизненная обстановка для развития ребёнка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. обогащать чувственный опыт ребенка и устанавливать непосредственную связь слова с действием, предметом. Для этого надо предоставить возможность получать различные впечатления от действий взрослых, явлений природы и разнообразить действия ребенка и всему этому давать словесное определение; обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком; воспитать у ребенка потребность в речевом общении со взрослыми и детьми; особое внимание обратить на развитие инициативной речи и своевременное возникновение вопросов, свидетельствующих о развитии познавательной потребности детей.

Слайд 21

Основные качества воспитателя для достижения успеха: Доброта и терпение . А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя. Высокие нравственные качества . Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним. Организаторские способности . Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...