Мотивационная готовность дошкольников к обучению в школе
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Рябцова Ольга Владимировна

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Аспекты мотивационной готовности дошкольников к обучению школе…………………………………………………………………………….5

1.1.Элементы готовности дошкольников к обучению в школе………………5 

1.2.Основные направления работы с детьми по подготовке к школе………12

1.3. Группы мотивов  к обучению в школе у дошкольников………………..14

ГЛАВА 2 Оценка интеллектуальной и мотивационной готовности   дошкольников к обучению в школе………………………………………..24

2.1. Задачи, методы, средства обследования дошкольников………………...24

2.2. Результаты диагностического обследования дошкольников  на начало учебного года……………………………………………………………………28

ГЛАВА 3 Система работы по формированию мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе……………………………………………………………………………29

3.1. Содержание работы по формированию мотивационной готовности детей    к обучению в школе, работа воспитателя с детьми…………………………………………………………………………….29

3.2. Система работы педагога-психолога, содержание психологической коррекции…………………………………………………………………………31

3.3. Взаимодействие с семьей………………………………………………........33

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы……………………………………………………………..35

Приложение………………………………………………………………………37

 

 

                                                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Аспекты мотивационной готовности дошкольников к обучению школе…………………………………………………………………………….5

1.1.Элементы готовности дошкольников к обучению в школе………………5  

1.2.Основные направления работы с детьми по подготовке к школе………12

1.3. Группы мотивов  к обучению в школе у дошкольников………………..14

ГЛАВА 2 Оценка интеллектуальной и мотивационной готовности   дошкольников к обучению в школе………………………………………..24

2.1. Задачи, методы, средства обследования дошкольников………………...24

2.2. Результаты диагностического обследования дошкольников  на начало учебного года……………………………………………………………………28

ГЛАВА 3 Система работы по формированию мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе……………………………………………………………………………29

3.1. Содержание работы по формированию мотивационной готовности детей    к обучению в школе, работа воспитателя с детьми…………………………………………………………………………….29

3.2. Система работы педагога-психолога, содержание психологической коррекции…………………………………………………………………………31

3.3. Взаимодействие с семьей………………………………………………........33

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы……………………………………………………………..35

Приложение………………………………………………………………………37

                                                               

                                                       

                                                           Введение

      Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие детей этого возраста.

  Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов (ФГОС) начального школьного образования- важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам. Так называемые точки соприкосновения в решении проблем, которые представлены как направления, т. е. структура программы опирается на три направления:

 1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

 Человек родился. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встает вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период?
Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение  качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования.  
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью  — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

В связи с этим становится актуальным вопрос о педагогических условиях формирования мотивационной готовности ребенка к школе, обеспечивающей становление его ”внутренней позиции школьника” и мотивов учения.

Цель  исследования - определить педагогические условия формирования мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом является готовность к школе.

Предмет исследования - мотивационная готовность дошкольников к обучению.

Контингент - дети 6- 7 лет.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выявляются его основные задачи:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Отбор диагностических методик, направленных на определение уровня сформированности ”внутренней позиции школьника” и развитие мотивов учения у детей 6-7 лет.

3. Определение уровня мотивационной готовности и анализ результатов.

4. Отбор содержания, методов работы с детьми, способствующих формированию мотивационной готовности.

5. Анализ полученных результатов и формирование методических рекомендаций для воспитателей детских садов по формированию мотивационной готовности.

Гипотеза: к концу дошкольного возраста под влиянием специально созданных условий воспитания у ребенка возможно сформировать “внутреннюю позицию” школьника ( отношение к поступлению в школу как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; признание авторитета учителя, предпочтение школьных видов деятельности) и мотивы учения ( социальные и учебные.

ГЛАВА 1 Аспекты мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе.

1.1.Элементы готовности дошкольников к обучению в школе.    

 «Школьную готовность»  составляют следующие элементы готовности:

     1. Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, его генотипа и темпа физиологического созревания. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития, наличия или отсутствия хронических болезней. Статистические показатели состояния здоровья детей окончательно не установлены, поэтому в разных работах можно встретить совершенно различные процентные соотношения дошкольников, полностью способных к организованному обучению в массовой школе, частично способных и неспособных в ней обучаться. По совокупности выделенных показателей судят о состоянии здоровья детей, которое можно отнести к четырем основным группам .

Дети с первой группой здоровья — здоровые дети, не имеющие существенных отклонений по основным системам организма, не болеющие за определенный период наблюдений (обычно в течение года до поступления в школу). Число таких дошкольников сокращается из года в год, по разным оценкам, в различных регионах они составляют от 10 % до 20 % от всех детей, поступающих в первый класс. Процесс утраты здоровья старшими дошкольниками нарастал в конце XX столетия. По сравнению с 1987—1990 годами в 2000 году процент детей с первой группой здоровья снизился до 5—6 % в разных регионах России (6)

Дети со второй группой здоровья имеют риск возникновения хронической патологии и склонны к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления или стресса. Как правило, у них есть определенные, клинически не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и их систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную для клиницистов и педагогов группу, так как даже незначительные перегрузки сверх нормы их здоровья могут привести к внезапному ухудшению его состояния и развитию неожиданных хронических заболеваний. Если учесть, что именно эти дети выпадают из-под систематического врачебного наблюдения, а также учителей и  родителей в связи с отсутствием выраженной патологии, то очевидно, что школьники с функциональными нарушениями — это наиболее неустойчивая группа первоклассников, которые к концу обучения в первом классе часто демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья. Дети со второй группой здоровья составляют среди первоклассников абсолютное большинство (от 50 % до 66 %)( Н.Г.Веселова (1996)) .

Дети с третьей группой здоровья страдают различными хроническими заболеваниями, они неустойчивы к большинству инфекционных заболеваний в период между обострениями своих хронических болезней, имеют ослабленный иммунитет, что отрицательным образом сказывается на их стрессоустойчивых и адаптивных возможностях. Школьные нагрузки быстро вызывают у них переутомление и обострение хронических болезней. Наиболее распространенными хроническими болезнями детей с этой группой здоровья являются нарушения зрения и осанки, желудочно-кишечные заболевания и заболевания органов дыхания. Число детей данной группы здоровья, поступающих в начальную школу, к сожалению, из года в год увеличивается в связи с недостаточным вниманием общества, в частности здравоохранения, к семье и детству. Конкретный процент часто болеющих детей определяется регионом проживания, его экологией и социально-экономическим развитием. По разным оценкам, процент детей с третьей группой здоровья колеблется от 15 % до 20 %. В крупных городах, по данным мониторинга здоровья, в 2000 году именно в этой группе наблюдался прирост детей до 27 % от всех обследованных.

Дети с четвертой группой здоровья имеют выраженные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением в массовой школе. Число таких детей относительно постоянно и примерно равно 16 % от общей численности старших дошкольников, поступающих в первый класс. Среди них нередки случаи задержек психического развития (ЗПР), общего недоразвития речи (ОНР), нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП), страдающих слепотой и глухотой в разной степени. Большинство детей с четвертой группой здоровья родились от матерей с патологией беременности или имели перинатальные осложнения. Многим дошкольникам в раннем детстве были поставлены диагнозы перинатальной энцефалопатии (НЭП), что свидетельствует о грубом нарушении развития в раннем дошкольном возрасте. В целом состояние здоровья этих детей, также как и психическое здоровье и психическое благополучие, по мнению Н. Г. Веселова (1996), оценивается врачами как неудовлетворительное — 2,1—2,2 балла по пятибалльной шкале.

Большинство детей с четвертой группой здоровья обучаются в специализированных школах, в которых соблюдаются щадящие условия обучения за счет облегченного усвоения школьных программ. Однако заметим, что среди них около 20 % имеют высокий уровень интеллектуального развития, в связи с чем их обучение в специализированной школе для детей с нарушениями психического развития вряд ли целесообразно. Очевидно, что именно эта группа детей требует скрупулезного медицинского наблюдения при отборе в школу, выбор которой должен определяться прежде всего заботой о здоровье такого ребенка.

Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор в ситуации выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью, детерминирует остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность.

 2. Интеллектуальная готовность.

Еще в исследованиях Л. И. Божович отмечалось, что ребенок, поступающий в школу, должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы http://elib.gnpbu.ru›…bozhovich_lichnost…ee-formirovanie .

В интеллектуальную готовность включаются:

1)известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество(правильность, четкость, обобщенность);

представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности;

3) достаточный уровень развития познавательных интересов — интереса к новому, к самому процессу познания;

4) определенный уровень развития познавательной, деятельности, психических процессов:

а) сформированность сенсорных эталонов;

б) качества восприятия — умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства;

в) качества мышления — умение выделять существенное в явлениях действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;

г) определенная степень децентрации мышления;

д)высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Служит основой для формирования логического мышления и усвоения научных знаний в школе;

е) сформированность символической функции и воображения;

5)начало формирования произвольности психических процессов. Несмотря на то, что она начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. п.;

6) развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, что бы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух. Кроме того, должно быть сформировано умение связно, последовательно, понятно для окружающих описать и объяснить что-то, передать ход своих мыслей. Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями и навыками, от относящимися к собственно школьным — грамотой, счетом, решением арифметических задач.

  3.Эмоционально-волевая. Эмоциональная готовность заключается в радости ожидания обучения в школе. Эмоциональные свойства: сочувствие, сопереживания и др. Волевая готовность – это способность соподчинять свои мотивы, управлять свои поведением .Предполагает умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём. Положительное отношение к целям деятельности, принятие их. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

   Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен управлять своим поведением, умственной деятельностью.

   К шести годам происходит оформление основных компонентов волевого действия недостаточны развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения; достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

Исходя из этого, взрослый должен:

а) ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял  её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении;

б) приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

г) воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх – головоломках и т.д.

   У ребёнка должна быть сформирована организованность

 4. Социально-психологическая (коммуникативная) готовность.По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей - он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным откликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними. Поэтому коммуникативная готовность очень важна ввиду перспективы постоянных контактов со взрослыми (и сверстниками) в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения;

1)исправить ошибки. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Дети, готовые в этом плане к учению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях;

2) общение с детьми, специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей - коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Качества, необходимые для общения с одноклассниками, помогающие войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность — общественные мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками — формируются в совместной деятельности дошкольников.

Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития различных сторон его личности.

  5.Мотивационная готовность -    предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и др. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые «запускают» (побуждают) и направляют активность человека.

 Вывод:

Подводя итог всему вышеизложенному, можно говорить о том, что готовность к школе - это системное, многокомпонентное образование в котором интегрируются различные свойства и способности детей, необходимые для успешного обучения в школе.

Данные свойства и способности составляют сущность различных компонентов общей, психологической готовности к школе: физическая, личная, интеллектуальная, социально- психологическая. Важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6-7 лет является готовность к школе в мотивационном плане, предполагающая сформированность ”внутренней позиции школьника” и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения. Это положение позволило констатировать особую значимость данных личностных новообразований для успешного вхождения ребенка в школьную жизнь и подробнее остановиться на их изучении.

1.2.Основные направления работы с детьми по подготовке к школе.

Таким образом, работу в детском саду по подготовке детей к школе условно можно разделить на три направления:

•        Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

•        Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

•        В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.  

Условия воспитания ребенка для формирования «внутренней позиции» школьника :

-Комплексный подход, обеспечивающий работу не только с детьми, но и с воспитателями- взрослыми, учителями и родителями.

-Ориентация воспитывающих взрослых( педагогов и родителей) в психолого – педагогических вопросах, связанных с мотивационной готовностью ребенка к школе и формирование (коррекция) у родителей на этой основе позитивного образа современной школы и эмоционально- положительного отношения( установок) к ней.

-Систематичность и последовательность педагогической работы, предусматривающей сначала поэтапное формирование у детей 6-7 лет компонентов внутренней позиции школьника, а уже затем на их основе- социального и учебного мотивов.

-Разнообразие форм, методов педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста обеспечивающих повышение и сохранение интереса у детей к содержанию развивающего материала, желания занять новую позицию в обществе и осознание этой позиции, стремление активно познавать мир в условиях школьного обучения.

-Развитие любопытства, любознательности детей как стимула в формировании мотивационной готовности к школе.

-Использование педагогом приобретаемых знаний и интеллектуальной активности детей для формирования осознанного мотива учения.

   Поступление в школу - это очень важный шаг в жизни каждого ребенка и, конечно же, его родителей. Успехи в учёбе, в адаптации к школе, к новым условиям, к новым отношениям с людьми во многом зависят от психологической готовности ребенка к обучению в школе.

 1.3. Группы мотивов  к обучению в школе у дошкольников.

 Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Более подробно по третьему направлению (формирование мотивов.)

Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Учебный мотив, как осознанная потребность в получении новых знаний и развитии своих способностей, у дошкольников отсутствует.  Отношение дошкольников к учению может быть выражено в следующих группах мотивов:

1.        Социальные мотивы означают понимание общественной значимости и необходимости учения, стремление к социальной роли школьника. «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно».

2.        Учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. «Я хочу в школу, потому что там можно многому научиться, узнать новое».

3.        Оценочные мотивы содержат стремление ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. «Я хочу в школу, потому что буду получать пятерки».

4.        Позиционные мотивы отражают интерес к внешней атрибутике и позиции школьника. «Я хочу в школу, потому что там все большие, а детский сад ходят маленькие». Или «Я хочу в школу, потому что мне купят новый ранец, пенал, школьную одежду».

5.        Внешние мотивы, не выражающие желания самого ребенка. «Я пойду в школу, потому что так мама сказала».

6.        Игровые мотивы, которые неадекватно переносятся ребенком в новую ведущую деятельность – учебную. «Я хочу в школу, потому что там можно весело играть с друзьями».

  Каждый из мотивов присутствует у ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна. Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.

     Оценивать мотивы у дошкольника сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы  можно легко определить, наблюдая за ребенком в  привычной ситуации.

  Большое количество вопросов, широкий круг интересов свидетельствуют о наличии познавательного мотива. Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные, недетские поручения говорят о наличии социального мотива. Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления доказать свою точку зрения свидетельствуют о наличии внешнего мотива.

Степень готовности к школьному обучению — это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка, ибо, приступая к систематическим занятиям, он должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к существенной перестройке всего образа жизни, которая неизбежно связана с изменением его места в системе общественных отношений — принятием положения школьника.

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание — стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития — младший школьный возраст. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (Хочу в школу!).

Связь школы с учением в реальности нерасторжима. Школа-тот плацдарм, на котором разворачивается учебная деятельность, а положение школьника — это своеобразная должность, которая непременно подразумевает соответствующую деятельность (учение) и в противном случае становится пустой формальностью. Необходимостью полноценного осуществления этой деятельности продиктовано и большинство требований к школьникам. Реальная позиция школьника — всегда по сути своей позиция ученика (Быть школьником значит учиться). Поэтому внутренняя позиция школьника может быть показателем готовности ребенка к социальной позиции школьника постольку, поскольку она является внутренней позицией ученика, т. е. системой потребностей и стремлений, направленных на осуществление учения. Только такая позиция служит полноценной основой принятия учебных задач.

Начинающий младший школьник далеко не всегда обладает адекватной собственно учебной мотивацией. Подлинная сущность учения как постановки и решения учебных задач раскрывается ребенку лишь в процессе и по мере овладения им этой деятельностью. Следовательно, собственно учебно-познавательные потребности могут сформироваться только в результате полного развития учебной деятельности, как его закономерный итог.

Та внутренняя позиция школьника, которая возникает у ребенка к концу дошкольного возраста, представляет собой систему потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, настоящей, общественно значимой деятельностью, олицетворяющей новый, серьезный, настоящий, общественно значимый и, следовательно, более взрослый образ жизни. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной действительности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Это новое, именно школьное содержание занятий, новые, именно школьные формы их осуществления, новый, именно школьный тип взаимоотношений со взрослым как с учителем.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятия им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

При выборе методического приема для исследования особенностей внутренней позиции детей 6 лет мы обратились к известному исследованию Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой и Л. С. Славиной, в котором они экспериментально показали принципиальные различия в отношении к школе и учению у детей 4—5 и 6—7 лет. Авторы проводили экспериментальные беседы, а для подтверждения данных предлагали детям 4—5 и 6—7 лет специальные игры «в школу». Организация игр базировалась на положении Д., Б. Эльконина о том, что центральным моментом игры у детей дошкольного возраста всегда становится наиболее важное и существенное в разыгрываемом событии, т. е. содержание, отвечающее наличным у ребенка актуальным потребностям http://sci-book.com/psihologii-osnovyi/izbrannyie-psihologicheskie-trudyi.html .

Полученные авторами результаты свидетельствовали, что дети 4-5 лет не проявляют собственного интереса к игре «в школу» http://psychlib.rumgppu/opr/opr-001-.htm.  Если и удавалось как-то навязать им такую тему, то в выполняемой малышами игровых действиях отсутствовало отношение к цели по существу: в основном придавалось значение приходу и переменам, звонкам на урок и с урока, сам же урок практически не проигрывался, а речи о его возможном школьно-учебном содержании даже не возникало.

Совсем иначе выглядела игра «в школу» у детей 6—7 лет. Они очень охотно и быстро принимали тему. Урок занимал в игре центральное место и был наполнен типичным учебным содержанием. И что не относилось к учению, сводилось к минимуму. В результате игры оставались материальные продукты деятельности детей, целые листки, заполненные буквами, цифрами. На многих из стояли отметки «5» и «4», поставленные «учителем». , В исследовании ясно обнаружилось, что для младших и старших детей смысл игры «в школу» лежит в совершенно разных плоскостях: для малышей — во всех внешних самому учению сторонам школьной жизни (сборе в школу, переменах,), для старших — именно в учении, в занятиях, в решении и писании букв. Среди данных, полученных в этой работе, особенно существенны следующие: во-первых, ориентация на внешние моменты школьно-учебной действительности — в возрастном плане более ранний и низкий уровень развития отношения к школе и учению. Ребенок, ориентированный только на это, может быть назван «психологическим дошкольником», все потребности которого связаны с дошкольным образом жизни. Во-вторых, кардинальное изменение представлений ребенка о школе, возникновение ориентации на нее как на собственно учебное заведение происходят на рубеже 6-летнего возраста.

Исходя из того, что результаты экспериментальных игр и бесед соответствовали друг другу, мы остановились на беседе как наиболее компактной и уместной при массовом обследовании детей методике.

Предварительно мы обратились к изучению степени ориентированности 6-летних детей на содержательно-учебные и формально-внешние моменты школьно-учебной действительности, попытавшись определить положение 6-летнего ребенка между теми двумя полюсами, которые ясно выступили в исследовании Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой и Л. С. Славиной . Это, с одной стороны, «психологический дошкольник», вообще не воспринимающий школу с содержательной стороны и не стремящийся к ней, а с другой — «психологический школьник», которого привлекает именно возможность учиться.

Мы отдаем себе отчет в том, что дети не могут стремиться в школу только и исключительно ради уроков, «они приходят и ради перемен между уроками, и ради того нового, что ожидает их в школе, и ради встречи друг с другом, с педагогом и вообще ради интересных общих школьных дел» (Ш. А. Амонашвили,1986г. ). Тем не менее, полное отсутствие у ребенка стремления к школе по существу выступает показателем его недостаточной социальной зрелости и неготовности к систематическому обучению, осуществляемому в традиционных формах, рассчитанных на 7-летних детей.

В связи с вышесказанным важным становится вопрос о структуре внутренней позиции школьника. Д. Б. Эльконин и А. А. Венгер выделяют следующие компоненты данного образования:

1.Ребенок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней
положительно, как к совершенно естественному и необходимому
событию в жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее;
обнаруживает чувство необходимости учения, т. е. в ситуации
необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

2.Проявляет особый интерес к новому, собственно школьному
содержанию занятий; а) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям «дошкольного» типа (рисование, пение, физкультура...);
б) имеет содержательное представление о подготовке к школе;

3.Отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения: а) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома; б) положительно относится к наличию общественно
принятых норм поведения (дисциплины); в) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений
(сладости, подарки...);

4.признает авторитет учителя.

Существенная перестройка внутренней позиции детей на рубеже дошкольного и школьного возраста должна отразиться, прежде всего, именно на структуре мотивационной сферы. Поэтому ми поставили перед собой задачу выявить относительную распространенность различных мотивов, побуждающих к учению детей 6 и 7 лет.

Как было показано в предыдущей главе, уже в 6 лет подавляющее большинство детей стремятся в школу. Однако можно полагать, что это стремление обусловлено не собственно учебными мотивами (т. е. желанием овладеть знаниями, умениями, навыками), а другими, непосредственно вытекающими из особенностей предшествующей деятельности детей.

Имеющиеся в настоящее время исследования оставляют открытым вопрос об изменениях в мотивационной сфере, происходящих в период «кризиса 7 лет». В одних рассматривается только дошкольный возраст и не изучаются 7-летние дети (а 6-летние чаще всего объединяются в одну группу с 5-летними как старшие дошкольники). Другие исследования посвящены младшему школьному возрасту, и из поля зрения авторов выпадают шестилетки. В результате мы не имеем цельной, полученной с применением единых методик картины развития мотивов учения от 6 к 7 годам. Однако в работах, посвященных дошкольникам и младшим школьникам, содержатся чрезвычайно важные для нас положения, на которых необходимо остановиться подробнее.

В исследованиях, проведенных под руководством Л. И. Божович, обнаружено, что у детей 6—7 лет возникает тяга к школе, желание учиться. При этом желание учиться — основной мотив, а поступление в школу выступает как условие его реализации. Детей привлекает именно учение как серьезная, содержательная Стельность, приводящая к определенному результату, важному для самого ребенка, так и для окружающих взрослых» . Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л. И. Божович уделяет развитию познавательной потребности: «У ребенка старшего дошкольного возраста стремление учиться является этапом развития его первоначальной потребности во внешних впечатлениях». Новый уровень развития познавательной потребности у старших дошкольников выражается в том, что у них возникает интерес к собственно познавательным задачам. «К концу дошкольного и началу школьного возраста у детей возникает качественно своеобразный этап в развитии познавательной потребности — потребность в приобретении новых знаний и умений, которая реализуется в наших общественных условиях в учении как общественно значимой деятельности, создающей ребенку новую социальную позиций» .

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению — произвольность поведения и деятельности (А. Н. Леонтьев ), т. е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов «такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям» (Л. И. Божович, 1968г. ).

В качестве важнейших мотивационных новообразований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строению опосредствованных мотивов. Эти новообразования — важнейшая предпосылка школьного обучения. Д. Б. Эльконин также указывает, что в дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мотивационной сферы ребенка. «Возникают новые типы деятельности и мотивы; происходят интенсивное усвоение мотивов, характерных для отношений взрослых людей к деятельности и друг к другу; возникает соподчинение мотивов и непосредственных побуждений» . В качестве важного новообразования дошкольного возраста и Д. Б. Эльконин, и Л. И. Божович указывают на возникновение моральных мотивов (чувства долга). «Старшие дошкольники становятся способными вообще отказаться от заманчивой цели и заняться непривлекательной для них деятельностью, руководствуясь лишь моральными побуждениями» (Л. И. Божович,). Моральные мотивы «представляют собой качественно новый тип Мотивации, обусловливающий и качественно новый тип поведения» .

По данным М. И. Лисиной, исследовавшей развитие и смену форм общения детей со взрослыми в онтогенезе, для ребенка 6— 7 лет характерно внеситуативно-личностное общение — высшая форма коммуникативной деятельности в дошкольном детстве   http://bookap.infolisina_formirovanie_lichnostiv  . Оно «служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей». Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов. Ребенок стремится добиться взаимопонимания со взрослыми и сопереживания, что «позволяет детям использовать взгляды и оценки взрослого как руководство к действию» (там же). Внеситуативно-личностное общение способствует формированию готовности к школьному обучению, «важной частью которого является умение ребенка воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Развитию мотивации в младшем школьном возрасте посвящена достаточно обширная литература. Мы коротко остановимся лишь на тех работах, в которых исследовалась мотивация учения у первоклассников, не рассматривая данные по более старшим возрастам. Детально изучала развитие мотивов у младшего школьника ЛИ. Божович. Исходя из полученных в исследовании результатов, она пришла к выводу, что «у учащихся I—II классов мотивы учения характеризуются теми же чертами, что и у детей, поступающих в школу» . Так, «в системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса». Л. И. Божович и ее сотрудниками выявлены две основные группы мотивов учения младших школьников: широкие социальные и непосредственно связанные с содержанием и процессом учения.

В последние годы интерес к проблеме мотивации учения младших школьников заметно усилился. Обширное исследование проведено М. В. Матюхиной, которая выделяет две большие группы мотивов: мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, относящиеся к ее прямому продукту, и мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, в том числе широкие социальные, узколичные и отрицательные. М. В. Матюхина в своем исследовании показала, что при использовании методики с готовым перечнем мотивов первоклассники в основной своей массе склонялись к мотивам самоопределения и самосовершенствования (т. е. широким социальным мотивам), далее следовали мотивы «благополучия (в основном стремление получать хорошие отметки), на третьем месте оказались мотивы, связанные с процессом учения. Отрицательная мотивация, по полученным результатам, не занимает существенного места в системе мотивов первоклассников. При изучении целей, жизненных планов младших школьников у первоклассников главенствующие позиции отводились цели «хорошо учиться, быть отличником, хорошо закончить школу», вслед за которой шло желание «удовлетворить сугубо личные потребности. Подобные жизненные планы не могут быть названы перспективой ввиду невыделенных промежуточных целей и средств их достижения.  

В целом анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что среди широких социальных мотивов лучше всего осознаются мотивы самоопределения и самосовершенствования, среди учебно-познавательных — связанные с целями учения. Кроме того, в системе мотивации младшего школьника большое место занимают узколичные мотивы.

Вывод:

Итак, на основе рассмотренного материала, можно сделать вывод о том, что:

1. Среди параметров психического развития ребенка 6- 7 лет, наиболее важным для готовности к школьному обучению является изменение его социальной ситуации, т. е. реального положения ребенка в системе отношений ”ребенок-взрослый”, ”ребенок-общество”. Отношения начинают центрироваться вокруг поступления в школу. Психологическое присвоение ребенком нового социального статуса отражается в формировании ”внутренней позиции школьника”.

2. Важнейшую роль в реализации новой внутренней позиции играют перестройки мотивационных процессов. Адекватным внутренней позиции школьника является сочетание учебного мотива с социальным. В свою очередь, своевременное развитие у детей дошкольного возраста желания учиться в школе создает необходимые предпосылки для формирования у старших дошкольников адекватных учебных мотивов. Это позволяет констатировать факт единства и взаимовлияния развития внутренней позиции школьника и мотивов учения ( познавательного и социального). Оба эти аспекта мотивационной готовности к школе создают возможности для активного принятия и выполнения ребенком тех задач и требований, которые предъявляет ему новая по сути и содержанию социальная ситуация развития, обусловленная поступлением в школу.

Обеспечить необходимый уровень сформированности внутренней позиции школьника и мотивов учения возможно лишь при создании специальных педагогических условий воспитания.

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ   ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

 2.1. Задачи, методы, средства обследования дошкольников.

Для более эффективной оценки интеллектуальной и мотивационной готовности педагогом-психологом совместно с воспитателями подготовительных групп проводится диагностическое обследование детей - будущих выпускников в 2 этапа (начало(октябрь) и конец года (апрель). Помимо метода наблюдений , используются следующие методики:

"Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения" (предложенный авторами М.М. Семаго и Н.Я. Семаго);

Беседа по выявлению сформированности "внутренней позиции школьника", методика « Сказка» разработана Н.И. Гуткиной:

Цель: определение психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в  школе.Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. Стимульный; материал). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит  к экспериментатору  и  просит дочитать  сказку,  то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.

Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек;
Методика "Определение мотивов учения" (разработана М.Р. Гинзбургом). Автор этой методики отметил, что для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

  • собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
  • широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
  • "позиционный" мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
  • "внешние" мотивы;
  • игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную - сферу (игровой);
  • мотив получения высокой отметки (отметка).

Методика "Мотивационные предпочтения" ("МП") (автор Д.В. Солдатов) http://sci-book.com/pedagogika-psihologiya/g97-psihologicheskaya-gotovnost-shkole-izd.html  . Методика специально создана для определения мотивационной готовности к школьному обучению. Тест позволяет оценить, какой из трех мотивов - игровой, трудовой или учебный - является у ребенка доминирующим.

Методика диагностики учебной мотивации (ДУМ-1)( Программа "Учись учиться!" по повышению мотивационной готовности дошкольников 6–7 лет к школе ) . Исследуются четыре типа мотивации: познавательная, достижения, общения и игровая.

Все методики выявления ведущих мотивов человека имеют различные уровни компетентности, поэтому после анализа результатов психодиагностического исследования делаются выводы о мотивационной готовности ребенка к школьному обучению (приложение 3):

При выборе ребенком 70-100% учебных, социальных и познавательных мотивов по результатам диагностического обследования, в заключении отмечают, что ребенок оптимально готов (высокий уровень) к школьному обучению, т.е. сформированность мотивов на высоком уровне требований школы, в соответствии со зрелой "внутренней позицией школьника", что наблюдается не у всех школьников.

При выборе 30-70% - достаточно готов (средний уровень), т.е. сформированность некоторых компонентов, сторон мотивации до уровня школьных требований, выраженная неустойчивость мотивов поведения, учения.

При выборе до 30% -недостаточно готов (низкий уровень), т.е. мотивационная незрелость, неготовность к школе.

Работа по программе ведется с детьми мотивационно неготовыми к систематическому обучению в школьных условиях, т.е. с дошкольниками, которые при выборе мотивов набрали не более 30% учебных, социальных и познавательных мотивов.

У ребенка, у которого не обнаружили черты зрелости мотивов и сформированности "внутренней позиции школьника", проявляется таким образом:

  • в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже негативном отношении к школе и учению;
  • в выраженной импульсивности поведения;
  • в отсутствии иерархии мотивов;
  • в невыраженности учебно-познавательных мотивов (учебную деятельность ребенка могут инициировать и динамизировать атрибутивные, коммуникативные, игровые и т.п. незрелые мотивы);
  • в низком уровне осознания своих побуждений, когда ребенок затрудняется вербализовать мотивы учения, объяснить смысл учения.

Задачами обследования детей являются:

1.Определение уровня сформированности показателей умственного развития;

2.Определение мотивационной готовности;

3. Определение содержания коррекционной работы с детьми по подготовке к школе.

2.2. Результаты диагностического обследования дошкольников .

     Результаты диагностического обследования дошкольников ГБОУ СОШ № 1222 дошкольного отделения № 1 города Москвы  на начало учебного года следующие:

   Из 37 детей (будущих выпускников подготовительных и части старших групп) у 75 % детей сформированы показатели интеллектуальной готовности к школе, но у многих  из них  отмечается низкий уровень мотивационной готовности.

    Только 30 % детей имеют высокий уровень мотивационной готовности, который выражается в наличии у ребенка познавательной потребности; стремлении освоить роль школьника; уверенности в своих силах.

А остальных 70 %  дошкольников, школа привлекает лишь внешними аксессуарами, такими  как школьные принадлежности, портфель, школьная жизнь, желанием сменить обстановку.

 Важно, чтобы школа привлекала ребенка главной её деятельностью, такой как — учение.

     Поэтому  работа направлена на формирование мотивационной готовности к обучению в школе, которая складывается у ребенка при наличии выраженной познавательной потребности  и умении трудиться.

ГЛАВА 3 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

 3.1. Содержание работы по формированию мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Е.Е.Кравцова отмечала следующее: “Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка” http://psychology.rsuh.rukravcova.html.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Работа воспитателей, психолога и специалистов детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

Какие формы и методы работы используют в работе воспитатели с детьми?

Для решения этих задач воспитатели используют различные формы и методы работы:

- беседы о школе,
- чтение рассказов о школе,
- разучивание стихов школьной тематики,
- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,
- рисование школы,
- сюжетно-ролевая игра «Школа»
 Приложение  1 ,

 - знакомство с букварем Приложение  2 ,
- прогулка к зданию школы Приложение 3,

- экскурсии в школу Приложение  4 ,
- экскурсия в класс,
- экскурсия в школьную библиотеку Приложение  5 ,

 - совместные досуги с первоклассниками Приложение 6.  

 Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При –этом важно показать детям образ "хорошего ученика " и "плохого ученика", строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

 3.2. Система работы педагога-психолога, содержание психологической коррекции.

 Содержание работы психолога

  1. Педагог-психолог – родители:

     Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную и групповую работу с ними.

2. Педагог-психолог – педагоги:

     Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам, использование следующих форм работы: индивидуальное и групповое консультирование по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей 6-7 лет; семинары-практикумы, тренинги, деловая игра, лекции, беседы.

 3. Педагог-психолог – дети:

1. Формирование у детей положительного отношения к школе и установка на школьное обучение;

2. Развитие познавательных интересов и любознательности;

3. Повышение у детей самооценки, чувства уверенности в себе, своих возможностей;

4. Формирование коммуникативных навыков;

5. Формирование навыков произвольности поведения детей.

 Содержание психологической коррекции для детей с несформированной мотивационной готовностью:

В систему коррекции входят развивающие занятия и комплекс тренингов, имеющих определенную направленность./ «Программа психологических занятий для дошкольников» Куражева Н. Ю.; «Психологический тренинг для будущих первоклассников» Арцишевская И.Л./ http:// 15vrn-school.ucoz.ruRoditelyam…podgotovki.docx

     Развивающие занятия – это комплекс игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов.

Принцип построения таких занятий:

-сначала детям предлагаются игры на произвольность внимания;

-затем подключаются игры сенсомоторного характера, стимулирующие процессы восприятия;

-наибольшая нагрузка приходится на комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти;

-далее включаются игры для снижения интенсивной нагрузки на мозг ребенка

     При проведении таких занятий у детей повышается познавательная активность, успешность в обучающих занятиях, реализуется потребность в интеллектуальной нагрузке.

Вывод: В результате планомерной систематической работы к концу года у детей коррекционной подгруппы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Проведение развивающих занятий послужило толчком для более полного развития детей этой подгруппы. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.) . Увеличился уровень произвольного поведения, т. е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети коррекционной подгруппы наравне со своими сверстниками получили одинаковые стартовые возможности к обучению в школе.

Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы дети легче переживут период школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.

Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти, внимания, мышления и речи.

3.3. Взаимодействие с семьей воспитателей и педагога-психолога детского сада.

  Решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства. Поэтому родителям мы советуем:

  1. Формировать интерес к новым знаниям через поиск информации в книгах, энциклопедиях, справочниках и т.п.
  2. Показывать общественную значимость учения на собственных примерах, в ближайшем окружении.
  3. Научить ребенка подчинять свое «хочу» слову «надо».
  4. Научить трудиться, доводить начатое дело до конца.
  5. Научить сравнивать результат с образцом.
  6. Научить исправлять свои ошибки (ошибка – это не страшно, ее можно исправить, но в следующий раз стараться не допускать ошибок).
  7. Воспитывать стремление к успеху (если много раз сделаешь, то научишься).
  8. Формировать адекватную самооценку (похвалят за хорошую работу, если есть ошибки – не жди похвалы, похвалу нужно заслужить).

                                                  

                                                       Заключение

Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.

Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это естественно, т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родители по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Некоторые дети хотят идти в школу не потому что они готовы обучаться, а потому что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция - стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу.

Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.

Таким образом,  формированию качеств, а именно, мотивационной готовности, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

 Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей.  Поэтому предлагаем план мероприятий по взаимодействию педагогов детского сада, учителей начальной школы и родителей воспитанников на базе образовательного комплекса для формирования учебной мотивации к моменту поступления в школу ( Приложение  №7).

                                         

                                                  Список литературы

  1. Абдурасулова Т.Д. Коррекционно-развивающие упражнения для детей   среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет) Психолог в детском саду. - 1999. - №3-4. - С.62-64.
  2. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет.-М. :1986.

  1. Бабаева Т. И.У школьного порога.- М.Просвещение, 1993.

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском

 возрасте.- М., 1968.

  1.  Бурменская Г. В. , Захарова Е. И., Карабанова О.А.

  Возрастно—психологический подход в консультировании

  детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших

  учебных заведений.- М.Издательский центр «Академия»,

  2002.

  1. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю.         Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция  его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В. Слободчикова. - Томск: "Пеленг", 1992. - С.46-48.
  2. Буре Р. С. Готовим детей к школе.- М.: Просвещение, 1987
  3. Венгер Л. А. , Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли

ваш ребенок к школе?- М.: Знание, 1994.

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 26-35.

  1. Вьюнова Н. И. , Гайдар К. М. , Темнова Л. В.

Психологическая готовность ребенка к обучению в

школе. :Психолого- педагогические основы- 2-е издание.- М. :

Академический проект, 2005.

  1. Гуткина Н. И.. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер,2004. — 208 с
  2. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. -  СПб: Дельта, 1998. - С. 4-9.
  3. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. - СПб.: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2004г. - С. 3-10.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 15.
  5. Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг
  6. (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - С.
  7.  Образовательный портал электронный журнал Экстернат.Р.Ф.

 «Статья ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального  

  общего образования: проблемы преемственности».    

  1.  Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. -  №5.  
  2. Д. В. Солдатов, 2001 Методика «Мотивационные предпочтения» .

                                                       

                                                 

                                                     

                                                        Приложения

 Приложение  №1

Сюжетно - ролевая игра “Школа”.

Цель. Продолжать учить выстраивать сюжетные линии игры, используя имеющиеся знания о школе. Углублять интерес и положительное отношение к ней.

Материал. Предметные картинки, пластилин.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в школу, выбрать на роль учительницы кого-нибудь из детей, предложить тему урока с учетом интересов и предпочтений детей. Закреплять умение исполнять взятые на себя роли.

Приложение №2

Знакомство с букварем.

Цель: познакомить детей с самым первым учебником в их жизни. Вызвать желание узнать буквы, чтобы научиться читать. Развивать умение выделять звук из слова и определять его место в слове.

Материал: Азбука, предметные картинки: аист, астра, арка, азбука, картинки с изображением фруктов; пластилин( на каждого ребенка).

Ход занятия:

Воспитатель показывает бандероль, пришедшую от Буратино. В ней азбука – книга, по которой учатся читать. Вместе с детьми рассматривает картинки в азбуке.

Воспитатель. Чтобы научиться читать, нужно сначала научиться слушать и различать звуки. Сейчас я буду показывать картинки и называть, что на них изображено, а вы слушайте, с какого звука начинаются слова, затем скажите, что это за звук. Правильно, все эти слова начинаются со звука А. Произнесите вместе со мной (А-А-А). широко открыв рот. Теперь я буду произносить различные звуки, а вы повторяйте за мной только звук А (а, у, о, у, а, о …). Давайте посмотрим, как пишется буква А.

Предлагает детям обвести ее пальцами, обратить внимание на то, как расположены палочки, из которых она состоит, вылепить букву из пластилина.

Далее поводится «Веселая зарядка».

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх» Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай другу руку

Воспитатель. Я буду показывать картинки и называть слова. Если слово начинается со звука А, хлопните в ладоши (груша, апельсин, ананас, абрикос, яблоко, персик, мандарин, арбуз). И наконец, последнее задание – назовите первый звук в словах: адрес, аист, ангел, автор, атлас.

В конце занятия воспитатель отмечает, как дети справились с заданиями, что нового и полезного узнали на занятии.

Приложение №3

Прогулка к зданию школы.

Цель: сформировать представление о Дне знаний- празднике всех школьников в начале учебного года. Рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог( учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.

Ход прогулки:

Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем к школе. Вы знаете, что такое школа? (Ответы). Правильно, школа – это место, где дети учатся. Сегодня все ученики школы будут отмечать День знаний – первый день нового учебного года. Все они придут нарядные, с цветами. Учеников начальной школы будут провожать родители. Всех школьников будут встречать учителя. Нас с вами тоже пригласили на торжественную линейку. Мы увидим, как ученики встретятся со своими учителями.

После линейки воспитатель спрашивает у детей: понравился ли им праздник – День знаний? Понравилась ли учительница? Слышали они звонок? Что он означает? «Правильно, начало урока, когда все школьники должны отправиться в классы на уроки. А когда звонок прозвенит снова, дети выйдут в школьные коридоры на перемену – они смогут поиграть».

Воспитатель предлагает поиграть на школьном дворе в подвижные игры (по выбору детей).

Приложение №4

          Экскурсия в класс.

Цель: дать представление о том, что такое класс. Познакомить с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому.

Ход экскурсии:

Воспитатель. Сегодня мы с вами вместе пойдем на экскурсию в школу, в класс, познакомимся с учителем. В школе детям можно показать раздевалку, спортивный зал, кабинет медсестры, столовую и т.д.

Воспитатель. Познакомьтесь с учительницей, дети. Ее зовут Татьяна Сергеевна. Она расскажет вам, чем ученики занимаются в школе.

Дети рассматривают класс, плакаты, доску, школьный уголок, выставку работ первоклассников, садятся за парты.

Учительница рассказывает дошкольникам, как интересно проходят уроки в школе, как дети учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, говорит о том, как много узнают школьники, посещая уроки. Знакомит со школьными правилами, которые должен выполнять каждый ученик. Рассказывает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, устраивают соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр.

Воспитатель. Давайте поблагодарим Татьяну Сергеевну за ее рассказ. Теперь мы знаем, как интересно ходить в школу, сколько полезного можно узнать, как многому можно научиться.

          Приложение  №5

Экскурсия в школьную библиотеку

Цель. Познакомить с трудом библиотекаря, показать значимость его труда. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним. Углублять интерес к школе.

Ход экскурсии

Дети приходят в школьную библиотеку; знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их.

Воспитатель. Обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажи». Что стоит на полках? (Книги.) Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? ( С ними аккуратно обращаются.) Как надо относиться к книгам? (Бережно.) Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать.) Для чего нужны книги? (Чтобы стать грамотными, знать много интересного.)

Кто знает, что такое библиотека? (Хранилище книг.) Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели.)

Библиотекарь знакомит детей со своей работой: помочь читателю выбрать книги, записать ее на карточку (формуляр), на какое время дается книга, как нужно обращаться с ней. Показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ.

Приложение  №6

Досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками

театрализованного представления.

Цель. Доставить детям радость. Продолжать формировать  

положительное   отношение к учителю, ученикам, школе.

Ход досуга

Воспитатель говорит детям, что школьники – первоклассники – вместе с учительницей приготовили им сюрприз и покажут сказку (по выбору учителя школы), причем сами будут исполнять все роли – как настоящие актеры.

После театрализованного представления детям задают вопросы. Понравилась ли им сказка? Что понравилось больше всего? Почему? Кто не понравился? Почему?.

Приложение  №7

План мероприятий по взаимодействию педагогов детского сада, учителей начальной школы и родителей воспитанников .

  Сроки

                      Мероприятие

   Ответственный

Сентябрь

Экскурсия в школу на праздник «Здравствуй, школа»

Проведение диагностики выпускников ДОУ «Готовность к обучению в школе»

Используемые методики:

Индивидуальные консультации с родителями по итогам диагностики

 Ст. воспитатель,

Педагоги

Педагог-психолог

Педагог-психолог, педагоги

Октябрь

Консультация для родителей «Игра как средство подготовки детей к школе»

Педагог-психолог, педагоги

Ноябрь

Педагогический совет с участием учителей школы по теме «Критерии психологической готовности детей к школе»

Педагоги ДОУ, завуч школы, учителя первых классов.

Декабрь

Оформление папки для родителей в подготовительных группах, презентаций на сайте  «Что должен уметь будущий первоклассник»

Педагог-психолог, учитель начальной школы

Январь

Разработка памятки для родителей «Скоро в школу»

Педагог-психолог

Февраль

День открытых дверей для родителей (показ открытых занятий)

Педагоги ДОУ

Март

Взаимопосещение занятий в ДОУ и уроков в школе

Учителя первых классов, педагоги ДОУ

Апрель

Проведение диагностики «Готовность к обучению в школе»

Педагог-психолог

Май

Выпускной бал (с участием бывших выпускников детского сада)

Педагоги ДОУ, учителя школ

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе/

Скажите, пожалуйста, что вы считаете подготовкой к школе? И как узнать, что ребенок готов к школе, что он должен уметь и знать?Ребенок, переступив порог школы, должен соответствовать оп...

План по самообразованию «Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе»

Цель: Повышение профессиональной компетентности при организации и проведении мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет. Задачи:1.Повысить собственный уровень знаний на тему «Формиров...

«Мотивационная готовность дошкольников к обучению в школе»

Все вы согласитесь, что в  настоящее время с равной вероятностью встречаются дети, которые хотят и не хотят идти в школу. Обычно взрослые игнорируют данный факт, не задумываясь, что за ним стоит....