Главные вкладки

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воздуха. Почему дует ветер?
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Елена Сергеевна Синичкина

       Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pochemu_duet_veter.docx19.21 КБ

    Предварительный просмотр:


    Конспект опытно-экспериментальной деятельности

    Свойства воздуха. Почему дует ветер?

       Цель:

    Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

       Задачи:

       Образовательная область «Познание»:

    •Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

    • Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.

    • Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления (технология «ТРИЗ»)

       Материалы:

       Электрическая лампа, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук, картинки – подсказки (самолет, парусник, ягоды, лыжи, листик, солнце, одуванчик, воздушные шары, рисунок «Движение воздушных масс», знак «Осторожно пользоваться», свечки, подсвечники, спички, разноцветные шары, бутылки, ёмкости с холодной и горячей водой.

       Предварительная работа:

       Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойства воздуха, беседа о роли воздуха в жизни человека, растений и животных.

       Ход

      -Ребята, в коробке у меня «спрятались» приборы, которые помогут нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

        Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми, мы можем увидеть их в разные времена года. Это: снег, дождь, радуга).

    - Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку.

    Летит без крыльев и поет,

    Прохожих задирает.

    Одним прохода не дает,

    Других он подгоняет. (Ветер)

    - Какие слова вам помогли отгадать загадку?  Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем: хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

    Игра «Хорошо – плохо»

    -Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то зеленый).

    (Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления «ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:

    - картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.);

    - картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)

    - картинка «лыжи» (Поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)

    (Аналогично разбираются другие ситуации).

      Вывод: оказывается, иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.

       Упражнение «ВЕТЕРОК»

    Я ветер сильный, я лечу,

    Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)

    Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у)

    Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у)

    Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

    И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот)

    Ну, а сейчас затихну я пока.

    Опыт №1.

    -Чтобы узнать, откуда ветер берется в природе, нам и понадобится мой прибор.  Что это? (Электрическая плитка.)

      - Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться».)

       А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка. Приступаем к разгадке «тайны». А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? (Происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электрической лампой). Я беру вот такую помощницу –змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)

       Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?

       Вывод: Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

       Ветер - это движение воздуха.

       Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».

       Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший, с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

    Опыт №2.

    (Из коробки достаю свечки, спички, подсвечники.)

      -Ребята, напомните мне, а можно ли детям самостоятельно, без взрослого брать спички? Зажигать свечку? Почему нельзя? (Ответы детей.)

      -Да, вы правильно ответили на мои вопросы, опыт со свечкой проведу я. Приоткроем дверь, зажжем свечи. Одну свечу поставим вниз, на пол, а другую держим вверх, около приоткрытой двери. Куда наклоняется пламя свечей? (Пламя нижней свечи направлена внутрь помещения, верхней наружу из помещения.)

      -Почему так происходит? У нас в зале тёплый воздух, он легкий, любит путешествовать и летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверх. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу.

       Вывод: получается, что один воздух - теплый, движется вверх, а навстречу ему, внизу, ползет другой- холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

       Опыт №3.

       (Достаю из коробки разноцветные воздушные шарики.)

    -Какие шарики вы видите? (Воздушные.)

    -Какого цвета они? (Разноцветные.)

    - А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (Обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой.)

    -Что мы видим? (Шарик надувается.)

    -А теперь поставим бутылочку в емкость с холодной водой.

    -Что теперь мы видим? (Шарик сдулся.)

       Вывод:

    -Почему шарик надулся? (Воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся.)

    -А почему шарик сдулся? (Воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.)

       Итог.

    -Ребята, мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.

    Молодцы, ребята. Спасибо вам за работу. Дома вместе с родителями вы можете повторить эксперименты.  Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

    Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"

    Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Свойства воздуха", образовательная область "Познание"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"

    Цель: развивать познавательную активность, используя приемы поисковой деятельности.Задачи: Обучающие:Формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его...

    Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

    Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

    Конспект поисково-исследовательской деятельности "Свойства воздуха" средняя группа

    Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...

    Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

    Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...