Конспект "Удивительный мир часов"
план-конспект занятия (старшая группа)

Савочкина Елена Анатольевна

Материал расширит знания детей о часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_chasov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Удивительный мир часов»

  Цель: Расширить и систематизировать представления о часах.

Задачи:

Обучающие:

Обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате);

продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение быстро ориентироваться в ситуации.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу. Воспитание бережного отношения ко времени.

Предварительная работа:

Знакомство с разными видами часов.

I. Звенит звонок будильника, дети собираются вокруг него.

- Ребята, как вы думаете, что это за звук и откуда он?

Дети находят часы.

Верно - это часы.

 Давайте познакомимся с часами. По ходу беседы просматривают презентацию с различными видами часов.

 Посмотрите, какие разные могут быть часы. (беру с подноса)

- Стоят на полу – (напольные)

- Стоят на столе – (настольные)

- На руке – (наручные)

- Лежат в кармане – (карманные)

- Стоят на камине – (каминные)

Наручные (носят на руке) – мужские, женские, детские.

А вот эти часы будят нас по утрам. Как они называются? (будильник)

Есть часы на башнях – башенные. В нашей стране самые главные башенные часы – куранты. Знаете, где они находятся? (на Красной площади, на Спасской башне) (показываю слайд презентации).

Посмотрите, а какие часы есть в нашей группе? (настенные, висят на стене)

Чем отличаются часы друг от друга? (формой, величиной, цветом, местом расположения, разные по длине стрелки).

-Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные. Но пользоваться ими человек не всегда мог.

- А как вы думаете, почему? (Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время)

- Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Нет, воду нужно было постоянно доливать)

- Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло! »

 Просмотр слайда  с «Огненными часами» какие часы? (Огненные часы)

Воспитатель: - Как определяли время по огненным часам?

(Часы – свеча, на ней были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размерах, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени)

Слайд «Огненные часы - лампа»

Воспитатель: - Посмотрите, еще были огненные часы – лампа, по которым определяли время, по количеству сгоревшего масла в лампе. 

Слайд «Огненные часы – с циферблатом»

Воспитатель: - У огненных часов были свои недостатки, скажите какие?

(Они не точно показывали время)

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок он есть один

И бог, и царь и господин.

И придумали песочные часы. Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?

- Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные.

Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская.

Отправимся в мастерскую к мастеру и проиграем музыку часов.

Физминутка

Игра «музыка часов»

Воспитатель просит детей взять силуэты  различных по цвету часов,  дети делятся  на 3 команды.

1я команда – секунда (говорит: - «тик-так»)

2я команда - минутка (трут ладошки)

3я команда – часы (говорят:- «бом-бом»)

После нескольких репетиций по отдельности, дети говорят все вместе, получая «музыку часов»)

- А теперь, снова посмотрите вокруг. Где еще в группе вы видите часы?

(дети находят песочные часы)

- Давайте их внимательно рассмотрим. Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. На этих часах написано 3 минутки.

Мы с вами тоже можем сделать свои песочные часы и отсчитать на них время.

Дети проходят за стол, застеленный клеенкой, садятся вокруг. На столе детали песочных часов, ложечка и цветной песок.

- Давайте представим, что каждый из нас держит в руке маленькую секундочку и именно ее мы добавим в наши песочные часы.

Дети добавляют в часовую колбу цветной песок и передают ложечку другому.

- А теперь давайте проверим сколько времени в наших песочных часа.

Часы ставят на видное место в группе и рядом ставят секундомер. Дети могут самостоятельно отмерять время своих песочных часов.

Самостоятельная работа:

Дидактическая игра «Собери часы»

(числа  от одного до двенадцати, циферблат без цифр, стрелки – 1 длинная и 1 короткая. Песочные часы)

Воспитатель: - Ребята, наши песочные часы  часы на одну минуту. (Показываю) Как вы думаете, можно что – нибудь, сделать за одну минуту? (Да)

Воспитатель: Я предлагаю вам собрать за одну минуту свои часы. И так, что есть у часов? (Показываю детям, а они говорят: - цифры, стрелки и циферблат.)

Воспитатель: - Длинная стрелка – показывает, что? ( Минуты.) А короткая?(Час.)

Задание: - А сейчас ребята, за одну минуту, надо собрать часы.

(Дети самостоятельно собирают часы.)

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием.

Итоговая часть

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают). Как можно отмерять время кроме часов? Сколько же времени отмеряли наши часы? Вам понравилось всем вместе делать часы? Что было интересно? Что было трудновато?

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Час за часом или какие бывают часы

Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...