Методическая разработка образовательного проекта "Мы- разные, мы- вместе"
методическая разработка (подготовительная группа)

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа будет только тогда, когда будет вестись с раннего детства. Недаром среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте имеется такой: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей.

В учебном году мы в своей группе провели проектную работу «Мы разные, мы вместе». Тема проекта родилась сразу, как только мы увидели списочный состав нашей группы. Среди наших детей были украинец и азербайджанка, лезгин и узбечка, молдаванка и, конечно, русские. К тому же и взрослый состав нашей группы, оказался многонациональным: воспитатель Любовь Александровна – русская, воспитатель Гульназ Шагитовна – татарка, помощник воспитателя Солмаз Фитатовна – азербайджанка. Да и студентка-практикантка к нам пришла таджичка, Низанин Нематовна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_my-_raznye_my_-vmeste.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

образовательного проекта

 «Мы разные, мы вместе»

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий

Продолжительность: долгосрочный (ноябрь 2015 года – апрель 2016 года)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, студенты-практиканты СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8».

Авторы проекта:

воспитатели высшей квалификационной категории

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Шмидова Любовь Александровна

Санкт-Петербург

2019 год

Актуальность проекта «Мы разные, мы вместе»

«Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на Земле объединяет

Всех детей – и белых, и цветных».

Л. Измайлова

Проблема толерантности в педагогическом контексте на современном этапе весьма актуальна, поэтому часто становится темой изучения научных исследований.

Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) формулирует таким образом: положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты».

Из этого следует, что педагогам дошкольных организаций необходимо формировать основы толерантности у детей.

Слово «толерантность» вошло в мировую практику благодаря международному документу, принятому 16 ноября 1995 года во Франции под названием «Декларация принципов толерантности».

Толерантность провозглашена в ней как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Она подразумевает также терпимое отношение к иным национальностям, расам, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии и т.д. В документе подчеркивалось, что это есть «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально-экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Многие государства и различные международные организации объединяют свои усилия для решения данной проблемы.

Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки, становится актуальной задачей и в современном образовании. Именно детский сад оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за зарождение и формирование толерантности в обществе.

Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа будет только тогда, когда будет вестись с раннего детства. Недаром среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте имеется такой: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей.

В учебном году мы в своей группе провели проектную работу «Мы разные, мы вместе». Тема проекта родилась сразу, как только мы увидели списочный состав нашей группы. Среди наших детей были украинец и азербайджанка, лезгин и узбечка, молдаванка и, конечно, русские. К тому же и взрослый состав нашей группы, оказался многонациональным: воспитатель Любовь Александровна – русская, воспитатель Гульназ Шагитовна – татарка, помощник воспитателя Солмаз Фитатовна – азербайджанка. Да и студентка-практикантка к нам пришла таджичка, Низанин Нематовна.

Эта тема нам была интересна. Но будет ли она интересна детям?

Ответ не заставил себя долго ждать. Дети сами начали задавать вопросы: почему такое необычное имя у Муслимы, почему Сократ и Муслима с родителями в раздевалке разговаривают «по-английски», то есть не по-русски.

Так возникла идея разработки проекта, который был бы ориентирован на развитие толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов, представители которых имелись в нашей группе.

Поскольку работа предстояла большая, проект решили сделать долгосрочным – с ноября по апрель, чтобы было достаточно времени рассказать и показать детям, что в нашей стране живут люди разных национальностей, у каждого народа – своя культура, свои костюмы, свои традиции, игры, песни.

Цель проекта: развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений к представителям разных культур, национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России и ближнего зарубежья.

Задачи:

  • Разработать и внедрить в практику группы план-проект по формированию толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
  • Развивать у детей навыки уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур ближайшего окружения.
  • Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям других национальных культур России и ближнего зарубежья.
  • Обучить детей правилам подвижных и хороводных игр народов России и ближнего зарубежья и умению использовать их в самостоятельной деятельности.
  • Закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.

Реализация данного проекта проходила в три этапа, в различных формах детской деятельности, во всех образовательных областях. Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, было организовано через игровую, познавательную, продуктивную, театрализованную, коммуникативную, двигательную деятельность, восприятие художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
  2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
  3. Методическая копилка группы будет пополнена современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими и игровыми пособиями по теме проекта.

Материально-техническое и информационное обеспечение: компьютер; магнитофон; мультимедийный проектор для показа видеоматериалов: презентаций, слайд-шоу.

В основу содержания проекта легла системность со всеми представителями детский сад-семья-ребенок:

–работа с детьми,

–работа с семьей воспитанников ДОУ,

–совместная работа родителей с детьми,

–работа с педагогическим коллективом.

Этапы реализации проекта

I этап: Подготовительный

На подготовительном этапе реализации проекта был проведён мониторинг детей нашей группы посредством наблюдения за детьми во время их самостоятельной деятельности, общении со сверстниками, совместной деятельности с взрослым.

Проводились беседы с целью выявления знаний о русской народной культуре, о культуре разных стран, о фольклоре, костюмах, традициях, хороводных играх. Анализировались детские работы.

Одновременно с этим проводилось анкетирование родителей, в результате которого было выявлено их отношение к тому, чтобы в детском саду знакомили их детей с русской культуры и культурой разных народов, представители которых есть в нашей группе.

После подведения итогов мониторинга детей нашей группы и анкетирования родителей мы провели обсуждение данного проекта, привлекая к обсуждению родителей нашей группы, с целью выяснения возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определения содержания, длительности проекта и участия в нём родителей. Составили план мероприятий.

Мероприятия

Участники

Разработка плана работы по формированию основ толерантности на 2015-2016 учебный год

Воспитатели группы, родители

Подготовка системы мероприятий для реализации проекта «Мы разные, мы вместе»

Систематизация и приобретение наглядно-демонстрационных материалов, знакомящих с народами, населяющими нашу страну

Систематизация и приобретение дидактических и развивающих игр, игрушек

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:

-уголка театрализованной деятельности – элементами национальных костюмов, народными игрушками и куклами в национальных костюмах, героями сказок народов России;

- уголка декоративного творчества – произведениями декоративно-прикладного искусства, живописи, предметами быта, относящихся к разным культурам.

Создание картотеки подвижных и хороводных игр народов России и ближнего зарубежья, картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек.

Воспитатели группы, родители

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме проекта.

Воспитатели группы

Основные формы работы:

  1. Работа с воспитанниками:

При работе над проектом мы использовали следующие виды деятельности ребенка:

  • Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения через сюжетно-ролевые игры, театральную, коммуникативную деятельность, дидактические игры, основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
  • Восприятие художественной литературы, просмотр мультипликационных фильмов из серии «Медведь-краевед».
  • Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
  • Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми, воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.

  • Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
  • Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
  • Использование пособий – мультимедиа, сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт, музыкальных произведений.

В качестве основных методов и приемов работы использовали:

  • Беседы на морально-этические темы.
  • Чтение и последующее обсуждение художественных произведений.
  • Ролевая гимнастика для упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного.
  • Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения.
  • Слушание и пение детских песен.
  • Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов.
  • Рисование на заданную тему.
  • Проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни), передающие различные черты характера.
  • Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера.
  • Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).
  1. С родителями воспитанников:

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой задачи.

II этап: информационный

Мероприятия для детей

  1. Социально-коммуникативное развитие.

-театр на столе «Куклы в национальных костюмах» (бумажный);

-сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин национальной одежды», «Кафе»;

-игры-драматизации по народным сказкам «Колосок» (украинская народная сказка), «Три дочери» (татарская народная сказка), «Крошечка-хаврошечка», «Морозко» (русские народные сказки), «Три арбузных семечки» (узбекская сказка);

-разучивание народных хороводных игр «Плетень» (русская народная игра), «Тюбетейка» (узбекская народная игра), «Подними платок» (лезгинская игра), «Заря-заряница»(украинская народная игра);

-Обсуждение и проигрывание разных ситуаций «Как бы ты поступил в такой ситуации?».

  1. Познавательное развитие.

-мультимедиа-презентации по темам «Моя родина – Россия», «Символика нашей страны», «Мой город»; «Народы Севера», «Народы ближнего зарубежья», «Народные праздники», «Республика Татарстан»;

-создание коллажа «Мы разные, но мы вместе»;

-просмотр фильмов о городе, о людях, живущих в нашем городе, о том, какие религии исповедают жители города;

-просмотр мультфильмов из серии «Медведь-краевед»;

-чтение сказок народов России и ближнего зарубежья;

- рассматривание иллюстраций к народным сказкам.

-чтение и разучивание русских народных закличек, песенок, потешек;

-мультимедиа-презентация «Национальные костюмы разных народов»;

-создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах в гостях у Деда Мороза»;

-мультимедиа-презентация «Жизнь народов Крайнего Севера»;

- -фотовыставка «Памятные места Кировского района».

  1. Речевое развитие.

-беседа об обычаях, костюмах и традициях;

 беседа о встрече весны у татар, азербайджанцев, лезгинов, узбеков;

-беседы «Что такое дружба?», «Почему мы разные», «Наши имена»;

-творческое рассказывание по фотографиям «Моя семья», «Народный костюм»;

-словесные игры «Назови ласково», «Угадай по описанию  моего друга», «Скажи по-другому».

  1. Художественно-эстетическое развитие.

-создание фотоколлажей «Как я летом отдыхал», «Мой питомец»;

-создание макета древнего города из пластилина для последующего обыгрывания разных жизненных ситуаций;

-лепка сюжетная «Хоровод у ёлки» (коллективная);

-знакомство русскими народными росписями;

-аппликация «Русский народный зимний костюм;

-аппликация «Увезу тебя я в тундру»,

-тематическое мероприятие «Город-герой Ленинград»;

-конструирование из бумаги;

-рисование иллюстраций к сказкам своего народа;

-рисование «Национальные костюмы»;

-выставка детского рисунка «Мы – дети планеты Земля»;

-слушание песен разных народов в аудиозаписи.

  1. Физическое развитие.

-разучивание русских, украинских подвижных игр;

-разучивание подвижных народных игр жителей Крайнего Севера;

-разучивание татарских, узбекских подвижных игр;

-спортивный вечер досуга «Фестиваль игр».

Мероприятия для родителей

-создание альбома «День приветствий» (пожелания доброго утра на разных языках);

-оформление папки-передвижки о правах и обязанностях взрослых и детей;

-организация конкурсов и выставок творческих работ «Мамы-рукодельницы»; «Новогодняя поделка»;

-организация вечера досуга «Мамочка любимая»;

-оформление папки-передвижки «День матери»;

-утренник к 8 марта в стиле ярмарочных гуляний «Золотая ярмарка»;

-мастер класс «Домашняя кукла Масленичка».

III этап: заключительный

Итогом проектной деятельности стал музыкально-познавательный досуг для детей и родителей «Дружат дети всей Земли».

Для педагогов ДОУ района мы подготовили итоговую презентацию «Мы разные, мы вместе» с целью обмена опытом и продемонстрировали ее в рамках образовательного педагогического кластера.

Теоретическая и практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что в нем раскрыты условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста, и в нее включены цикл занятий и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения, произведена подборка мультипликационных фильмов для просмотра с последующим обсуждением, сформирован ряд картотек игр и упражнений. Данный проект способствует формированию основных черт толерантной личности:

  1. Дружелюбие.
  2. Чуткость и заботу.
  3. Доверие.
  4. Доброжелательность.
  5. Умение владеть собой и не осуждать других.
  6. Любознательность.
  7. Чувство юмора.
  8. Умение слушать собеседника.

Список используемой литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. Перспектива, 2008.
  2. Анохин Ю. В музее игрушек. М., 1987.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. М.,2008.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна. М., Гном, 2008.
  8. Косарёва В. Н. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2013.
  9. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум/авт.-сост. В.Е. Лампман (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013.
  10. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: 2005.
  11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М.: 2008.
  12. Метенова Н.М. Родительское собрание. Методика проведения и практические материалы. – Ярославль: 2009.
  13. Натарова В.И., Карпухина Н. И. Моя страна. – Воронеж: Учитель,2005.
  14. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: 2014.
  15. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М.: 2011.
  16. Интернет-ресурсы:

https://kuznetsov-ivant-dou7.edumsko.ru/folders/post/1517615

https://odezhda.guru/natsionalnaya/1224-tatarskij-kostum


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: проект "Такие разные листья" для группы младшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям ДОУ, родителям, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетической и развивающей направленности.Так как все заняти...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ для детей средней группы по теме «Такой разный транспорт»

Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте, умение  четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный....

«Педагогическая находка» Методическая разработка образовательной деятельности с детьми – проект: «Куклы разные бывают»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 «Колокольчик»     Конкурсное задание«Педагогическая находка»Методическая ра...

Методическая разработка "Мячи бывают разные". Детско-творческий исследовательский игровой проект.

Детско-творческий исследовательский игровой проект.Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители....

Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"

Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....