Финансовая грамотность в ДОУ
методическая разработка

Видяпина Светлана Анатольевна

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin._gr._v_dou.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность в ДОУ

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.

Финансовая грамотность в младшей и средней группе ДОУ

Играем в магазин

Понадобятся игрушечные монеты и купюры, кассовый аппарат, корзинка для покупок, а в качестве товаров могут быть игрушки. Каждый ребёнок из группы может попробовать себя в роли продавца, пока остальные дети исполняют роль покупателей. В процессе игры объясняйте детям значение действий и понятий:

Что такое товар?

Что такое деньги?

Как формируется цена?

Почему нельзя получить что-то бесплатно?

Как происходит процесс покупки?

Каким образом взрослые зарабатывают деньги? Подчеркните ценность труда.

Мастерим копилку

Игра с копилкой стимулирует мелкую моторику, помогает научиться считать и знакомит с понятием денег. На уроке творчества можно предложить малышам сделать копилку своими руками. Для этого приготовьте каждому по одноразовому стаканчику из картона с крышечкой. В крышке сделайте отверстие по размеру монетки. Украсить стаканчики можно с помощью ярких верёвочек, лент, наклеек, пуговиц или красок. После того, как копилка будет готова, можно начинать играть: покажите, как бросать монетки в отверстие и как они достаются, повторите счёт, сравните разные монетки по размеру.

Играем в “Желаемое – Необходимое”

Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки – синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за “желаемое”, а красная – за “необходимое”. Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара. Воспитатель называет товар:

“мыло” – дети должны поднять красную карточку,

“хлеб” – красная карточка,

“обувь” – красная карточка,

“игрушечная машинка” – синяя карточка,

“воздушный шарик” – синяя карточка и так далее.

Осваиваем навыки разумного потребления

Как объяснить малышам, что деньги зарабатываются трудом и не стоит тратить их на ерунду? Поделите группу на “семьи” и раздайте каждой по 5 игрушечных монет. Теперь они отправляются в “магазин”, где им предлагают карточки с изображением различных товаров. Рисуя карточки, обратите внимание на то, что самые ненужные товары могут быть яркими и привлекательными. Например, на одной карточке изображено яблоко, а на другой – ёлочная игрушка. Попросите детей потратить все 5 монет на нужные вещи. В процессе покупок просите малышей в группах советоваться друг с другом, чтобы решение принималось совместно. После того, как все монеты потрачены, вместе рассмотрите купленные карточки и обсудите, какие вещи куплены напрасно, а какие действительно принесут пользу.

Играем в “Платное-бесплатное”

Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдёт дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя деньги? Давайте узнаем это! Попросите детей стать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в “Съедобное - несъедобное”. Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например, “гулять в парке”, “устроить бой снежкам”, “слепить снеговика”, “поплавать в речке летом” и так далее. Не ловим мяч, когда называется платное развлечение – например, “пойти в кино”, “пойти в кафе” и так далее.

Финансовая грамотность в старшей и подготовительной группе ДОУ

Играем в магазин

Детей старшего дошкольного возраста уже можно глубже знакомить с понятием стоимости и обучать финансовой грамотности. Перед тем, как “отправиться” за покупками, предложите детям составить список того, что они собираются приобрести, и запланировать сумму, которую они потратят. Используйте игрушечные купюры разной величины, вводите понятие сдачи, банковской карты, скидок, рекламы. Поделите детей на группы: пусть кто-то будет кассиром, кто-то распределяет продукты на витринах, а кто-то назначает цену. Всем вместе можно придумать и нарисовать рекламный плакат.

Определяем цену

Чтобы дети лучше понимали, как формируется цена товара и почему вещи стоят по-разному, предложите им самим создать какой-то продукт и назначить цену. Ребята могут что-то слепить, нарисовать, построить, сочинить песню или придумать услугу. Они должны представить свой продукт, рассказать, что потребовалось для его создания, оценить затраченные усилия и материалы, затем назначить стоимость своему продукту. Обсудите вместе, согласны ли остальные с этой стоимостью и почему.

Играем в настольные игры

Захватывающие экономические настольные игры могут увлечь дошкольников старшей и подготовительной группы и помочь им отработать базовые финансовые навыки. Дети учатся пользоваться банкнотами, планировать бюджет и совершать покупки, лучше считать и принимать взвешенные решения. Подберите интересную настольную игру на тему финансов.

Игра "Я-Покупатель",

Бросаем мяч - называем профессии. Предложите детям собраться в круг. Теперь каждый участник, бросая мяч друг другу по кругу, называет профессию. При этом нельзя повторять уже упоминавшиеся профессии и слишком долго держать мяч в руках. Побеждает тот, кто сможет назвать больше всего профессий.

Играем в банк

Давайте познакомим детей с работой банка – как происходит хранение и получение денег, как обсуживают клиентов. Для игры следует оборудовать в помещении специальный уголок, где будет располагаться банк. Поставим туда кассовый аппарат, банкомат, подготовим игровые банковские карточки, игрушечные купюры и монеты. Варианты сюжетов игры:

Учимся пользоваться банкоматом

Заводим банковскую карту. Осуществляем перевод денег. Набираем пин-код.

Оплачиваем коммунальные услуги и так далее. Пусть ребята меняются ролями, пробуя себя в образе работника банка или его клиента.

Проводим викторину по финансовой грамотности

Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Заранее подготовьте вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в чёткой и доступной форме. Например:

Для чего нужны деньги?

Что такое зарплата?

Что означает понятие “бюджет”?

Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно задавать в увлекательной форме.

Предложите детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник – доктор, фартук – повар, фотоаппарат – фотограф и так далее) – кто быстрее соединит карточки по парам?

Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда?

Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке?

Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?

Финансовый уголок в ДОУ

Чтобы поддерживать интерес детей к получению экономических знаний, организуйте в детском саду финансовый уголок. В этом месте должны быть тематические игрушки:

касса

банкноты и монеты,

набор товаров (например, овощи, фрукты или другие продукты),

тележка или корзинка.

Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому дополните уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также подкрепите игровые занятия дидактическим материалом – книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....