Ученый куб. Интеллектуальный марафон для детей старшего возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ученый куб.  Интеллектуальный марафон для детей старшего возраста.

Программное содержание. Закрепить состав числа 10, названия геометрических фигур, их свойства, различать объемные и плоскостные фигуры. Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание, развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на плоскости. Закрепить умение выполнять звуковой анализ слова, умение делить слова на слоги, определять ударный слог. Упражнять в составлении предложений: восклицательных и вопросительных. Продолжать внедрять работу по ТРИЗ- технологии, формировать умение задавать сильные вопросы, сужая поле поиска объекта, развивать логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции; умение сравнивать, анализировать, группировать. Учить детей смело высказывать свое мнение, не бояться ошибиться. Повысить интерес детей к занятиям с помощью увлекательной игры, воспитывать командный дух, дух соперничества. Развивать высокую познавательную активность, любознательность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenyy_kub.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ученый куб

Интеллектуальный марафон для детей старшего возраста.

Программное содержание. Закрепить состав числа 10, названия геометрических фигур, их свойства, различать объемные и плоскостные фигуры. Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание, развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на плоскости. Закрепить умение выполнять звуковой анализ слова, умение делить слова на слоги, определять ударный слог. Упражнять в составлении предложений: восклицательных и вопросительных. Продолжать внедрять работу по ТРИЗ- технологии, формировать умение задавать сильные вопросы, сужая поле поиска объекта, развивать логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции; умение сравнивать, анализировать, группировать. Учить детей смело высказывать свое мнение, не бояться ошибиться. Повысить интерес детей к занятиям с помощью увлекательной игры, воспитывать командный дух, дух соперничества. Развивать высокую познавательную активность, любознательность.  

Проведение марафона

Ведущая.  День необычный сегодня у нас,

                  Мы искренне рады приветствовать вас.

                  Для умной игры собралась детвора,

                  Ее начинать нам пора.

Объявляю интеллектуальный марафон под названием «Ученый куб».

Итак, приветствуем участников игры!

(Под музыку дети заходят, садятся на свои места)

Ведущая.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

1 –й ребенок

Сказка радость нам несет,

Тот, кто знает, тот поймет,

В сказке очень много смысла,

И любовь там ходит близко.

2 –й ребенок

В сказке много приключений,

Очень радостных волнений.

Побеждает в ней добро,

Ведь оно сильней, чем зло.

3-й ребенок

Тот, кто сказки уважает,

Непременно вырастает.

Превращаясь в мудреца,

Верит очень в чудеса.

4-й ребенок

И приходит чудо в гости,

 Не обходит стороной.

Главное в него поверить,

И оно уже с тобой.

5-й ребенок

Сказка – чудная копилка,

Что накопишь, то возьмешь,

А без сказки в этой жизни –

Непременно пропадешь

Ведущая.

К нам сегодня утром ранним,

Неразлучны и легки,

Со своими новостями

Залетели голубки.

Принесли нам в детский сад

Приглашенье для ребят.

От кого, сейчас узнаем,

Приглашенье прочитаем.

Приглашение.

Внимание! Внимание!

Объявляется состязание!

Всех тех, кто любит сказки, игру и приключения,

Желает проявить смекалку, знания, умения,

 Я приглашаю во дворец Наук,

Герои сказок здесь вас ждут.

Приглашаю принять участие в интеллектуальном марафоне и побороться за звание «Самого умного»

Пишет вам медведь Балу:

- Очень я люблю игру,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

«Ученый куб» вам отправляю,

В свою сказку приглашаю.

Ведущая.

Вот «Ученый куб» Балу,

Мы возьмем его в игру,

Он поможет нам, друзья,

Вы готовы, дети?

Куб три раза повернем,

В сказку сразу попадем.

(На экране появляются слайды к сказке, звучит тихая музыка)

Ведущая.

В одной сказочной стране, на берегу красивой и быстрой реки стоял дворец. Еще в стародавние времена прежние правители этой страны свезли во дворец все мудрые книги, обустроили залы так, чтоб в них было уютно учиться героям всех сказок и мультфильмов. В этом дворце была устроена самая настоящая сказочная школа. Много учителей сменилось в школе. И вот однажды в школьный дворец пришел преподавать медведь Балу. Он был добрым и веселым, и обладал особыми знаниями. За ум, смекалку, находчивость, сообразительность, оригинальные идеи, смелость и трудолюбие он был удостоен звания «Самого умного», и получил в награду «Ученый куб». Он со своими учениками устраивал игры и викторины, соревнования и марафоны, в которых они узнавали много нового и интересного, получали знания и проявляли свои умения. И вот однажды медведь Балу собрал своих учеников на Большой Совет и сказал: «Друзья мои, вы многому научились, много знаете и многое умеете, пришло время поделиться этими знаниями с учениками других школ и проверить, насколько они сообразительные и находчивые, дружные и смелые. Объявляю марафон. Победитель марафона получит звание «Самой умной команды», а также получит главный приз – «Золотой кубок».

Ведущая.

И вот мы здесь, готовы к испытаниям. Мы начинаем наше состязание. Сегодня сразятся две команды. Их оружие – знания, находчивость и смелость. Обе команды в прекрасной форме и готовы идти к победе. В зале присутствуют болельщики, они готовы волноваться за свои команды.

Весело и с пользой провести игру

Нам поможет наше почетное жюри.

Жюри оценит ваши знания, умения, старания.

Справедливо и честно решат.

Кто достоин побед и наград. (Слово жюри)

Жюри.

  1. Я желаю вам, ребята,

Проявить сейчас старанье.

Показать свои умения

И пройти все испытания!

  1. Что ж, смелей вступайте в бой,

В азарт соревнования,

Успех придет не сам собой-

Помогут ваши знания!

Ведущая.

Ну, что ж, пора и начинать,

Командам некогда скучать.

Прошу капитанов, вставайте,

Команду свою представляйте.

(капитаны встают, представляют свою команду: название и девиз).

1 команда – «Знатоки»

Девиз.

На свете нет еще пока

Команды, лучше «Знатока».

Соперники, поверьте нам:

Вам «Знатоки» не по зубам.

2 команда – «Умники»

Девиз.

Умники не знают скуки,

Мы умельцы на все руки!

Наш девиз: хотим все знать.

И непременно побеждать!

Ведущая.

Начнем с разминки для ума.

Вы готовы думать?

Ученый куб вращаем,

Кто с нами играет – узнаем.

Живет в цветочном городе

Крохотный мальчишка.

Он очень любознательный,

Всегда гуляет с книжкой,

 На вопросы все на свете,

Может Знайка вам ответить.

Самые любимые сейчас

Приготовил он для вас!

С вами играет Знайка.

Разминка «Умные вопросы»

Нужно дать как можно больше правильных ответов. Если команда не знает ответ на вопрос, то на него может дать ответ команда соперников.

Вопросы для первой команды.

  1. Сколько месяцев у каждого времени года?
  2. Колобок, обросший иголками.
  3.  Первый день недели.
  4. Курица в прошлом.
  5. Сказочная девочка с голубыми волосами.
  6. Страна, в которой мы живем.
  7. Первый месяц года.
  8. Сколько всего планет в Солнечной системе?
  9. Солнце – это…
  10. Квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник – это?
  11. Из какой крупы варят плов?
  12. Семицветный мост после дождя.
  13. Кто быстрее плавает: утенок или цыпленок?
  14. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
  15. Под каким кустом сидит заяц, когда идет дождь?
  16. Где встречаются две стены?
  17. Нева – это что..?
  18. Что больше: половинка или четвертинка?
  19. Название города, в котором мы живем?
  20. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Жучка. Сколько детей у мамы?
  21. Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек – маленькие зелененькие. Кто больше соберет шишек?
  22. Прибор для измерения температуры.
  23. Летели птицы: 2 впереди, 1 сзади, потом 1 впереди, 2 сзади, потом 3 вместе. Сколько всего летело птиц?

Вопросы для второй команды.

  1. Сколько частей в сутках?
  2. Сказочный мальчик с деревянным носом.
  3. Снится зайчику, что поймал его волк и хочет проглотить. Что делать зайчику?
  4. Как называется наша область?
  5. Назовите зимние месяцы
  6. Естественный спутник Земли.
  7. Назовите самую большую планету.
  8. У папы и у мамы две дочки. А Юра родился первым. Сколько детей у папы и у мамы?
  9. Упали два горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
  10. Назовите птиц, которые не умеют летать.
  11. Чем был томатный сок в прошлом?
  12. Какое число не значит ничего?
  13. Сколько концов у двух палок?
  14. Как петух кукарекает? А в Англии?
  15. Сколько человек тянули репку?
  16. Что больше круг или полукруг?
  17. Сколько домишек у ста муравьишек?
  18. Что произойдет, если белый платок окунуть в Черное море?
  19. Прибор для измерения времени.
  20. На руке пять пальцев. На трех из них кольца. Сколько всего пальцев на руке?
  21. Сколько полос на российском флаге?
  22. Какая вода в море?
  23. На столе лежали два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?

Ведущая.

Молодцы, ребята, с умными вопросами вы справились.

Жюри готовится все баллы сосчитать,

А мы, чтоб время не терять,

Уже готовы поиграть.

Музыкальная физкультминутка

Ведущая.

А сейчас – слово жюри.

(Результаты приветствия и разминки).

Ведущая.

Начинаем первый гейм.

Это вам совсем не скука:

Математика – наука.

Сосчитать, сравнить, и измерить,

Поделить, сложить, проверить.

Вы пришли сюда не зря.

Приготовились, друзья!

Ученый куб вращаем,

Кто с нами играет – узнаем.

Он веселый, заводной,

И пропеллер за спиной,

Поднимает настроенье,

Любит сладкое варенье.

А еще он любит фрукты

И все сладкие продукты.

С нами играет Карлсон.

Ведущая.

Что повесили носы,

Загрустили что ли вы?

Карлсон пропеллер свой завел,

Прямо с крыши к нам пришел.

Предлагает веселиться,

На воздушном шаре прокатиться.

Вместе с Карлсоном взлетим

И примеры все решим.

Вверх взлетайте – прибавляйте,

Вниз летите – отнимайте.

На каких этажах побывали – считайте.

Путешествие начнем.

Посетим волшебный дом.

Игра «Этажики»

Дети работают с карточками в паре, устно вычисляют, на каком этаже окажутся, решают примеры на сложение и вычитание.

Карлсон с нами полетал

И немножечко устал.

Не заводится пропеллер,

Как ему теперь летать.

Нужно сладкого варенья

Поскорее отыскать.

Для варенья сладкого

Нужна фруктовая десятка.

На двух тарелочках

Одинаковые фрукты вы ищите,

Из них фруктовую десятку поскорее соберите!

Игра «Фруктовая десятка»

Дети работают с карточками, находят фруктовую и называют: банановая десятка, клубничная…, когда готовы, капитан звенит в колокольчик. Один из участников отвечает.

(Командный конкурс)

Ведущая.

Вы, ребята, молодцы,

Карлсону заправиться помогли.

Что за грамота – наука,

Предложенье, слово, буква!

Как ее не изучать,

Чтоб уметь читать, писать!

Вот сейчас мы и проверим,

Где же наши грамотеи?

Объявляю второй гейм- «Грамотейка»

Ученый куб вращаем.

Кто с нами играет – узнаем.

С нами играет мудрая тетушка Сова. Тетушка Сова  предлагает вам выполнить ее нехитрые задания.

Слово спряталось от вас,

Разберем его сейчас.

Слово спряталось и ждет,

Кто быстрее его разберет?

Игра «Разбор слова»

(Дети выполняют звуковой анализ слов «Золушка», «Русалка»).

Ведущая.

Сказку вы свою узнали

И героев нам назвали.

С ними мы сейчас начнем

Слоговой аукцион.

Схему к слову подберите,

Ударенье где, найдите.

Детям даются картинки Золушки и Русалки и предлагается поделить слова на слоги, выбрать подходящую слоговую схему и определить ударный слог.

С этим заданием справились.

А сейчас предложенье ждем от вас.

Обратите внимания на знаки препинания.  

(Командное задание).

Дети составляют предложение о своем сказочном герое с учетом того, какой знак им попался: «?» или «!». Когда готовы, капитан звенит в колокольчик. Один из частников отвечает.

Ведущая.

Вы устали все чуть-чуть,  

Предлагаю отдохнуть.

В круг скорей вставайте,

Веселую игру начинайте.

Музыкальная игра «Эй, лежебоки!»

(Слово жюри).

Начинаем третий гейм – «Кто шустрее и быстрей!»

Ведущая.

Марафон наш продолжаем,

Куб ученый вновь вращаем,

Кто играет с нами враз,

Угадаем мы сейчас.

Заяц (Из «Ну, погоди»)

Посмотрите, у меня

Уши, лапы, хвостик.

Нынче очень храбрый я,

Раз пришел к вам в гости.

Волк кричит мне вслед:

«Гляди! Заяц, стой! Ну, погоди!»

Герои мультфильма хотят поиграть,

Помогите, дети, волку зайца отыскать!

В «ДА –НЕТку» мы сейчас сыграем,

Где заяц спрятался, узнаем.

Игра «ДА- НЕТка» с геометрическими фигурами. (ТРИЗ)

На доске изображены геометрические фигуры: объемные и плоскостные в три горизонтальных ряда. В каждом ряду по 4 фигуры. Одна команда задает вопросы участнику второй команды так, чтобы на них можно было ответить только «да» или  «нет». Под геометрическими фигурами находится Заяц. Если фигуру назвали правильно – Заяц найден, звучит музыка из мультфильма «Ну, погоди»

Ведущая.

Весело мы поиграли,

Луг красивый увидали.

Чьи луга, нам неизвестно,

Только очень интересно.

Куб ученый мы вращаем,

Чьи луга, сейчас узнаем.

Жил на свете кот – хитрец

И попал он во дворец

Карабаса – людоеда.

Только им он пообедал.

Сказка эта, в двух словах,

Про кота, что в сапогах.

Кот – хитрец играет с вами,

Тот дворец – он перед вами.

В нем пять круглых этажей,

Нужно их собрать скорей.

А играют сейчас с нами

Наши отважные капитаны.

Нужно вам дворец перенести

На другую сторону реки!

Большой круг на маленький класть не годится,

Поскольку у вас может он раздавиться.

Под постройку три основы.

Капитаны, вы готовы?

Конкурс капитанов «Ханойская башня» (головоломка).

Капитаны на скорость собирают башню – дворец по правилам игры «Ханойская башня», когда справятся – звенят в колокольчик.

(Жюри готовятся подвести итог).

Ведущая.

Вновь Ученый куб вращаем.

Кто тут прячется – узнаем.

Жил на свете мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Был всегда, веселым, бодрым,

Оптимистом был, бесспорно.

А вот друг его Пьеро,

Ему часто не везло,

Он грустит, поет и плачет,

Хоть и добрый, славный мальчик.

Пессимистом быть, друзья,

Нелегко скажу вам я.

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

- Почему же плохое утро?

- Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

- Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро.

И тучи уходят прочь.

 Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце!

И прохладная синяя тень.

Игра «Оптимисты – пессимисты»

Одна  команда в роли оптимистов, другая – в роли пессимистов, затем поменяться.

Ведущая.

Во дворце Наук вы побывали,

Много интересного узнали.

Сказочных героев навестили,

О себе лишь рассказать забыли.

(Под музыку дети выходят и выстраиваются в две команды).

1 й ребенок

Знают взрослые и дети:

Есть страна на белом свете,

Где на радуге качаясь,

В белых облаках купаясь,

Все смеются и поют –

Почемучки там живут.

2 – й ребенок

Целый день те дети задают вопросы:

Почему в реке вода?

Облака плывут куда?

Почему летают птицы

И не могут заблудиться?

Почему должны мы спать,

Завтра же опять вставать?

3 – й ребенок

Где живут зимой медведи?

Кто отьел кусок луны?

Отчего машина едет?

Почему трубят слоны?

4 – й ребенок

Как писать а тетради строчки?

Как читать с листа слова?

Почему цветут цветочки?

Чем питается сова?

5 – й ребенок

Почему должны мы кушать,

Чистить зубы, умываться?

Почему, чтоб умным быть,

Очень надо постараться?

6 – й ребенок

Сто вопросов, сто ответов.

Что же можно тут сказать?

Детям очень интересно

Обо всем на свете знать.

(Дети садятся, на экране появляется Балу)

Ведущая.

А вот и Балу! Он очень рад,

Поздравляет всех ребят!

Славно вы, ребята, потрудились,

И к победе честно вы стремились.

Проявили ум, смекалку и старание.

А теперь минуточку внимания!

Сегодня состоялся отличный марафон,

А в каждом марафоне есть свой чемпион.

Пришло время чемпиона объявить

И победителя достойно наградить!

(Жюри выступает, объявляет победителя)

Жюри.

Мы вас сердечно поздравляем

И вам торжественно вручаем

«Ученый куб» - он ваш по праву.

Аплодисменты детям, браво!

Ведущая.

Подошла к концу игра,

Нам заканчивать пора.

За старанье и отвагу

Зрители вам дарят

Аплодисменты в награду!

Ведущая.

Каждую минуту мы учим детей,

Разглядите равных себе в них людей.

Научитесь слушать, понимать,

Терпеливо на вопросы отвечать.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите.

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах помогайте.

Мненье и совет их уважайте.

Дети – мудрецы, не забывайте.

Современные дети разные такие:

Есть дети- непоседы, есть дети озорные,

Есть дети «почемучки», хотят они все знать.

Но главное, наверное, человеком стать!

(Вручение подарков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуального марафона для детей подготовительной группы "Знайки» 2013г.

Досуг способствующий выявить ·       умение договариваться друг с другом,·         налаживать диалогическое общение в совмест...

Интеллектуальный марафон «Следопыты» для СТАРШЕЙ группы

Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизир...

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста «Мой город - Воркута»

Сценарий интеллектуальной викторины для детей старшего возраста«Мой город - Воркута» Цель: Закрепить знания детей о родном городе. Задачи:- Продолжать знакомить с традициями...

Интеллектуальная игра для детей старшего возраста «Природа вокруг нас»

Познавательно-развивающая игра для детей в виде конкурса....

Интеллектуальная игра для детей старшего возраста "Что?где? когда?"

Интеллектуальная игра для детей старшего возраста "Что?где? когда?"...

Интеллектуальный марафон для воспитанников старшего дошкольного возраста: "Знай-ка"

Интеллектуальный марафон для воспитанников старшего дошкольного возраста «Знай-ка»....