Консультация для педагогов ДОУ «Актуальность самообразования педагогов в современных условиях ФГОС ДО»
консультация

Колонцова Ольга

В современных условиях перехода к ФГОС ДО меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                     Консультация для педагогов ДОУ

«Актуальность самообразования     педагогов в современных

условиях ФГОС ДО»

             Составила: воспитатель Колонцова О.В.

      Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.   Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий

      В современных условиях перехода к ФГОС ДО меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами.

В документе   ФГОС  одна из важнейших групп – это требования к кадровому обеспечению. Это непрерывность профессионального развития педагогических работников. 

В психологии категория «развитие» трактуется как созревание; – развитие как искусственная, специально конструируемая «деятельность развивания»; – развитие как саморазвитие «…как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. И с этой точки зрения подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» [2;109]. 

Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития. В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное  саморазвитие рассматривает  как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития.

    Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

         Самообразование  одна из форм повышения квалификации педагогов. 

Чтобы не отстать от времени, воспитатель должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:

обучение на курсах (один раз в  3  года );самообразование ;участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст  происходящего.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует  осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

1.При самообразовании педагогу необходимо выделить из многообразия проблем, те, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы, т.е. ту, которая является для нас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.

Темой самообразования  может быть

  • одна из задач годового плана,
  • проблема, вызывающая затруднения,
  • вид деятельности,  который  является приоритетным  для Вас, предстоящая аттестация

Главное необходимо определить актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.

Формулировать   темы можно по схемам:

  • ЧТО-ТО  как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
  • ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
  • Расширение и пополнение собственных знаний в определенных вопросах организации детской деятельности

Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» или «Расширение знаний в вопросах  организации сюжетно-ролевой  игры, как средства для  развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Работа с литературой, основной   источник информации и систематизации знаний по данному вопросу.

  • По мере чтения необходимо выделять  ключевые слова, мысли, суждения
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником

При работе над проблемой рекомендовано пользоваться справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. Для получения разносторонней информации можно использовать несколько источников.

                     

 Результаты самообразования

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
Каждая деятельность бессмысленна, если  в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка методических разработок занятий ,
  • Программ, сценариев.
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
  • Тема аттестации
  • Консультации для родителей

Используемая литература:

1. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – 2-е изд., переработ. и допол. – Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005,

2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1995.

3. //Справочник Старшего  воспитателя дошкольного учреждения № 3 2009, 2019г.

                                 

                               

                                     

                                               

                                                                 

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."

Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....

Консультация для педагогов "ФГОС в работе педагога"

Материал рассказывает об инновационных направлениях в работе педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов "Календарное планирование педагогов в соответствии с ФГОС ДО" Шадрина Л.И.

Планирование - основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ...

Консультация для педагогов «Технологическая компетентность педагога в рамках реализации ФГОС ДО»

Важнейшей тенденцией современного образования является обновление требований к педагогам дошкольных учреждений....

Консультация для педагогов по теме самообразования «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

Консультация для педагогов «План по самообразованию педагога»

Работа педагога по теме самообразования – это самостоятельная (индивидуальная) деятельность педагогического работника по преодолению профессиональных затруднений в организации профессиональной д...

Консультация для педагогов Методические рекомендации «Самообразование педагога в ДОУ»

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) — одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять...