Развивающая предметно -пространственная среда в ДОУ
статья

Петракова  Оксана  Александровна

В МБДОУ « Тюкалинский  детский сад №4»  развивающая предметно – пространственная  среда соответствует  основным  принципам  ее построения, реализуемой  программе « Детство» и возрасту воспитанников.  Групповые комнаты не имеют спален, однако все зоны  спланированы так, что каждый ребенок может найти  место, удобное  для реализации своих потребностей и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

Предметно – пространственная развивающая среда в группах комнатах, в спортивно - музыкальном зале, на участках детского сада  способствует полноценному физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

  • Задачи воспитания, которые стоят перед педагогами, это: Охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений; Формирование нравственно – физических навыков, потребности в физическом совершенстве; Воспитание культурно - гигиенических качеств; Формирование представлений о своем организме, здоровье, режиме, об активности и отдыхе; Формирование навыков выполнения основных движений;

Для этих целей имеются спортивные уголки, в которых  собраны  традиционное и нетрадиционное  оборудование для проведения  оздоровительной  работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру  физической культуры и здоровому образу жизни; картотеки спортивных, подвижных и народных игр различной степени подвижности; комплексы утренней гимнастик; пальчиковых гимнастик и дыхательных упражнений; гимнастик пробуждений; альбомы « Виды  спорта», «Наши спортсмены», «Мы здоровы» и м. д.

  • Для реализации художественно - эстетического  воспитания дошкольников. Перед педагогами стоят задачи реализации воспитания это: Формирование эстетического отношения к окружающему; Формирование художественных умений в области развития искусств;

В нашем саду созданы  оптимальные условия: для художественной деятельности детей, познание культурных ценностей, традиций, а также  развития  творческих способностей.

Осуществление театрализованной деятельности предлагает наличие следующих материалов: Методическая копилка музыкального руководителя включает в себя фонотеку как классической музыки, так и музыку современных композиторов, песен для детей, русских народных песен и попевок.  Портреты композиторов русской и зарубежной классики. Коллекция картин для наглядности «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», сюжетные картины.

В ДОУ много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (Разноцветные платочки, шарфики, ленты, осенние веточки, листики, снежинки, букетики цветов, яркие султанчики, волшебные палочки и т. д.), элементы костюмов (шапочки грибов, цветов, овощей, животных, насекомых), атрибуты для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций. Костюмы для детей и взрослых сшитые своими руками. Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.

Наличие детских музыкальных инструментов способствует развитию творческой активности детей. В музыкальном кабинете есть металлофоны, бубны, ложки деревянные, музыкальные молоточки, погремушки, барабаны, звоночки, колокольчики, треугольники, трещетки, маракасы, детские гармошки, аккордион, гусли, дудочки.

Музыкально - дидактические пособия и музыкально - дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, ритмического чувства, динамического слуха. Детям нравится играть в музыкально-дидактические игры, запас которых постоянно расширяется.

Музыкальная среда тесно связана с театральной. Для этого у нас есть:

- Две ширмы: взрослая и детская;- Шапочки, маски для игр драматизаций на темы любимых сказок;- Кукольный театр;- Пальчиковый, перчаточный театры;- Плоскостной театр;- Теневой театр;

- «Уголок ряжения»: костюмы, украшения - кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ободочки, ленточки.

Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки. Пространство музыкального зала условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Конструктивная деятельность  предполагает создание условий для совместной и индивидуальной конструктивной деятельности детей. Для этого собраны соответствии с возрастом детей: различные виды мозаик, игры типа «Танграм», разрезные картинки, головоломки, тематические конструкторы; бросовый и природный материал для художественного конструирования; дидактические игры (лото, домино, наборы картинок); игры для интеллектуального развития (шашки, шахматы, кроссворды, лабиринты); игрушки и оборудование для сенсорного развития; конструкторы лего, «Строитель», блочный конструктор.

  • Для умственного воспитания детей дошкольного возраста реализуются такие задачи: Сенсорное воспитание; Развитие мыслительной деятельности; Воспитание любознательности, познавательного интереса; Формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста;

Формирование элементарных математических представлений осуществляется на основе: демонстрационного и раздаточного материала для обучению счету и развитию представлений о величине и форме; материала и оборудования для формирования   представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканчики, счетные палочки); материала для развития пространственных и временных отношений (схемы, календари, различные виды часов); развивающие игры «Веселая математика», «Цифры», «Формы»; дидактические игры, географические карты, глобус и др.

Развитие и коррекция речи требует осуществления работы над автоматизацией звуков, артикуляционной, пальчиковой и мимической гимнастики, развитие физиологического и речевого дыхания. В связи с этим в группах оборудован логопедический уголок; альбомы познавательного содержания: дидактические, речевые игры и пособия «Профессии», «Времена года», «Транспорт»; разнообразный речевой материал по лексическим темам «Домашние и дикие животные», «Насекомые», картины по развитию речи.

Для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями родного края, России и других стан в группах созданы: «Огород на окне» (лук, огурцы, укроп), собран иллюстрированный материал по экологическому воспитанию; изготовлены и созданы дидактические игры по экологии, плакаты, календари природы, весы, лупы, лаборатории по экспериментированию, альбомы о природе, временах года, животном мире, энциклопедии.

  • Для игрового воспитания детей дошкольного возраста стоят такие задачи: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.

Для реализации игровой деятельности в групповых комнатах созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирование психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено  пространство; имеются предметы – заменители, атрибуты и игрушки для различных видов игр( сюжетно- ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, настольных)Приобретены современные игровые модули « Кухня», « Салон красоты», « Авто – трек», « Касса», « Банкомат»

  • Для нравственного воспитания детей дошкольного возраста реализуются такие задачи: Формирование механизма нравственного воспитания: представлений; нравственных чувств; нравственных привычек и норм; практики поведения; Воспитание нравственных качеств, востребованных в современном обществе;

Подбор информационного материала по темам (стихи, иллюстрации, художественная литература). Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные, дидактические игры). Куклы в национальных костюмах. Тематические альбомы: фотоальбомы «Семья», «Путешествие по родному городу», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду». Тематические папки «Наша страна Россия»; предметы искусства родного города и других регионов России; предметы одежды и быта народов России; Традиции, обычаи и фольклор народов России, флаг, герб и другая символика России и родного города Дидактические игры. Образцы национальных орнаментов. Мини –музеи: «Русская изба», «Мир природы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка – забава», «В гостях у сказки», «Кукла – оберег», «Русский национальный костюм». Взаимодействие с семьей. Создание тематических альбомов (предоставление фотографий) Пошив национальных костюмов для кукол

  • Для трудового воспитания детей дошкольного возраста реализуются задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечивают условия для трудового воспитания дошкольников: Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты и участка. Организации труда в уголке природы.  Организации трудовых поручений и работы с дежурными.  Организации ручного труда.

Создали дидактические пособия «Кубик выбора» («Угадай, что я делаю?», «Зачем нужно это делать?», «Почему я должен делать?», «Кому это нужно?», «Это нужно сделать!) для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.

Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей: принять цель труда; выделить предмет труда; предвидеть результат труда; спланировать трудовой процесс; отобрать необходимое оборудование; довести начатое дело до конца.

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, разработали  тематические альбомы « Трудовая деятельность взрослых», « Кем я буду когда вырасту и чем я буду заниматься», «Что нужно для труда», « Весенние работы», подборку презентаций для детей «Что сначала, что потом», « Как растет хлеб», « Уход за растениями», дидактические игры « Кому, что нужно для работы», «Подбери профессию». 

Разнообразие компонентов развивающей предметно - пространственный среды   материалами, оборудованиями и инвентарем и многим другим обеспечивают все виды воспитания детей дошкольного возраста, создает условия для реализации и проявления детьми своих индивидуальных возможностей и способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В МБДОУ « Тюкалинский  детский сад №4»  развивающая предметно – пространственная  среда соответствует  основным  принципам  ее построения, реализуемой  программе « Детство» и возрасту воспитанников.  Групповые комнаты не имеют спален, однако все зоны  спланированы так, что каждый ребенок может найти  место, удобное  для реализации своих потребностей и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

Предметно – пространственная развивающая среда в группах комнатах, в спортивно - музыкальном зале, на участках детского сада  способствует полноценному физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

  • Задачи воспитания, которые стоят перед педагогами, это: Охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений; Формирование нравственно – физических навыков, потребности в физическом совершенстве; Воспитание культурно - гигиенических качеств; Формирование представлений о своем организме, здоровье, режиме, об активности и отдыхе; Формирование навыков выполнения основных движений;

Для этих целей имеются спортивные уголки, в которых  собраны  традиционное и нетрадиционное  оборудование для проведения  оздоровительной  работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру  физической культуры и здоровому образу жизни; картотеки спортивных, подвижных и народных игр различной степени подвижности; комплексы утренней гимнастик; пальчиковых гимнастик и дыхательных упражнений; гимнастик пробуждений; альбомы « Виды  спорта», «Наши спортсмены», «Мы здоровы» и м. д.

  • Для реализации художественно - эстетического  воспитания дошкольников. Перед педагогами стоят задачи реализации воспитания это: Формирование эстетического отношения к окружающему; Формирование художественных умений в области развития искусств;

В нашем саду созданы  оптимальные условия: для художественной деятельности детей, познание культурных ценностей, традиций, а также  развития  творческих способностей.

Осуществление театрализованной деятельности предлагает наличие следующих материалов: Методическая копилка музыкального руководителя включает в себя фонотеку как классической музыки, так и музыку современных композиторов, песен для детей, русских народных песен и попевок.  Портреты композиторов русской и зарубежной классики. Коллекция картин для наглядности «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», сюжетные картины.

В ДОУ много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (Разноцветные платочки, шарфики, ленты, осенние веточки, листики, снежинки, букетики цветов, яркие султанчики, волшебные палочки и т. д.), элементы костюмов (шапочки грибов, цветов, овощей, животных, насекомых), атрибуты для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций. Костюмы для детей и взрослых сшитые своими руками. Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.

Наличие детских музыкальных инструментов способствует развитию творческой активности детей. В музыкальном кабинете есть металлофоны, бубны, ложки деревянные, музыкальные молоточки, погремушки, барабаны, звоночки, колокольчики, треугольники, трещетки, маракасы, детские гармошки, аккордион, гусли, дудочки.

Музыкально - дидактические пособия и музыкально - дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, ритмического чувства, динамического слуха. Детям нравится играть в музыкально-дидактические игры, запас которых постоянно расширяется.

Музыкальная среда тесно связана с театральной. Для этого у нас есть:

- Две ширмы: взрослая и детская;- Шапочки, маски для игр драматизаций на темы любимых сказок;- Кукольный театр;- Пальчиковый, перчаточный театры;- Плоскостной театр;- Теневой театр;

- «Уголок ряжения»: костюмы, украшения - кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ободочки, ленточки.

Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки. Пространство музыкального зала условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Конструктивная деятельность  предполагает создание условий для совместной и индивидуальной конструктивной деятельности детей. Для этого собраны соответствии с возрастом детей: различные виды мозаик, игры типа «Танграм», разрезные картинки, головоломки, тематические конструкторы; бросовый и природный материал для художественного конструирования; дидактические игры (лото, домино, наборы картинок); игры для интеллектуального развития (шашки, шахматы, кроссворды, лабиринты); игрушки и оборудование для сенсорного развития; конструкторы лего, «Строитель», блочный конструктор.

  • Для умственного воспитания детей дошкольного возраста реализуются такие задачи: Сенсорное воспитание; Развитие мыслительной деятельности; Воспитание любознательности, познавательного интереса; Формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста;

Формирование элементарных математических представлений осуществляется на основе: демонстрационного и раздаточного материала для обучению счету и развитию представлений о величине и форме; материала и оборудования для формирования   представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканчики, счетные палочки); материала для развития пространственных и временных отношений (схемы, календари, различные виды часов); развивающие игры «Веселая математика», «Цифры», «Формы»; дидактические игры, географические карты, глобус и др.

Развитие и коррекция речи требует осуществления работы над автоматизацией звуков, артикуляционной, пальчиковой и мимической гимнастики, развитие физиологического и речевого дыхания. В связи с этим в группах оборудован логопедический уголок; альбомы познавательного содержания: дидактические, речевые игры и пособия «Профессии», «Времена года», «Транспорт»; разнообразный речевой материал по лексическим темам «Домашние и дикие животные», «Насекомые», картины по развитию речи.

Для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями родного края, России и других стан в группах созданы: «Огород на окне» (лук, огурцы, укроп), собран иллюстрированный материал по экологическому воспитанию; изготовлены и созданы дидактические игры по экологии, плакаты, календари природы, весы, лупы, лаборатории по экспериментированию, альбомы о природе, временах года, животном мире, энциклопедии.

  • Для игрового воспитания детей дошкольного возраста стоят такие задачи: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.

Для реализации игровой деятельности в групповых комнатах созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирование психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено  пространство; имеются предметы – заменители, атрибуты и игрушки для различных видов игр( сюжетно- ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, настольных)Приобретены современные игровые модули « Кухня», « Салон красоты», « Авто – трек», « Касса», « Банкомат»

  • Для нравственного воспитания детей дошкольного возраста реализуются такие задачи: Формирование механизма нравственного воспитания: представлений; нравственных чувств; нравственных привычек и норм; практики поведения; Воспитание нравственных качеств, востребованных в современном обществе;

Подбор информационного материала по темам (стихи, иллюстрации, художественная литература). Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные, дидактические игры). Куклы в национальных костюмах. Тематические альбомы: фотоальбомы «Семья», «Путешествие по родному городу», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду». Тематические папки «Наша страна Россия»; предметы искусства родного города и других регионов России; предметы одежды и быта народов России; Традиции, обычаи и фольклор народов России, флаг, герб и другая символика России и родного города Дидактические игры. Образцы национальных орнаментов. Мини –музеи: «Русская изба», «Мир природы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка – забава», «В гостях у сказки», «Кукла – оберег», «Русский национальный костюм». Взаимодействие с семьей. Создание тематических альбомов (предоставление фотографий) Пошив национальных костюмов для кукол

  • Для трудового воспитания детей дошкольного возраста реализуются задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечивают условия для трудового воспитания дошкольников: Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты и участка. Организации труда в уголке природы.  Организации трудовых поручений и работы с дежурными.  Организации ручного труда.

Создали дидактические пособия «Кубик выбора» («Угадай, что я делаю?», «Зачем нужно это делать?», «Почему я должен делать?», «Кому это нужно?», «Это нужно сделать!) для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.
Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей: принять цель труда; выделить предмет труда; предвидеть результат труда; спланировать трудовой процесс; отобрать необходимое оборудование; довести начатое дело до конца.

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, разработали  тематические альбомы « Трудовая деятельность взрослых», « Кем я буду когда вырасту и чем я буду заниматься», «Что нужно для труда», « Весенние работы», подборку презентаций для детей «Что сначала, что потом», « Как растет хлеб», « Уход за растениями», дидактические игры « Кому, что нужно для работы», «Подбери профессию».  

Разнообразие компонентов развивающей предметно - пространственный среды   материалами, оборудованиями и инвентарем и многим другим обеспечивают все виды воспитания детей дошкольного возраста, создает условия для реализации и проявления детьми своих индивидуальных возможностей и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...


 

Комментарии

Петракова  Оксана  Александровна

Указаны в любой дошкольной педагогике нравственное, трудовое, умственное, эстетическое и физическое воспитание детей дошкольного возраста. Это модель РППС.