Геокэшинг как средство развития инициативы дошкольников
консультация

Пшеничная Ольга Эдуардовна

Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности и успешности, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geokeshing.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОКЭШИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сегодня много говорят о важности развития самостоятельности и успешности, начиная с дошкольного возраста. В нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Как же организовать эту поддержку в условиях детского сада?

У каждого педагога есть возможность для проявления собственной педагогической позиции при выборе средств, форм, методов и способов работы с детьми.

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю одну из инновационных форм - геокэшинг.

Что такое геокэшинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник) получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокэшинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.

При организации геокэшинга важно соблюдение правил участниками игры:

  • Действовать в команде.
  • Не откланяться от маршрута
  • Клад является общей находкой
  • Не забыть отметить клад на карте
  • Соблюдать инструкции.

Тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Особый интерес у ребят вызывают тайники с творческими загадками, рисунками, фотографиями.

Это же касается месторасположения тайников. Они могут быть совсем рядом, а могут потребовать преодоления серьезных препятствий. 

Способ поиска клада

  • это поиск по загадкам,
  • по приметам,
  • по схеме.

Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится.

Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры.

Отличительной особенностью игры с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS-навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.

Для того, чтобы заинтересовать детей, в первые тайники можно закладывать конфеты. Ребята научатся искать тайник по указанным меткам и указателям. Затем усложняется задача - искать тайники по картам или схемам. Для этого необходимо научить детей читать карту, поэтому следующим шагом работы на подготовительном этапе проекта является обучение детей ориентироваться в пределах группы, участка, по схеме, по карте, посредством использования разнообразных игровых упражнений на развитие пространственных представлений.

Методика проведения элементов геокэшинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:

1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка детского сада или другого объекта, находящегося за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, определять на них местоположение различных объектов.

2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.

3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник.

4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

Инициатива ребёнка состоит из трёх составляющих:

- побуждающий мотив к новой деятельности. Первая составляющая: тут участие взрослого очень велико, т. к. взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно выращивая у ребёнка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что–то интересное для себя.

- принятие ребёнком самостоятельности решений. Дальше инициатива ребёнка, конечно, осуществляется путём создания ситуации, когда он вынужден принимать самостоятельные решения. Сначала это маленькие самостоятельные решения, и чем старше ребёнок, тем больше задача, тем больше самостоятельности в принятии решения.

- руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях.  И наконец, мы разворачиваем деятельность так, чтобы от первого этапа, где мы демонстрируем ребёнку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребёнок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль.

Таким образом, в процессе активного внедрения технологии «образовательного геокэшинга», ребёнок дошкольного возраста приобретает способности:

  • видеть и выделять проблему,
  • принимать и ставить цель,
  • решать проблемы,
  • анализировать объект или явление,
  • выделять существенные признаки и связи,
  • сопоставлять различные факты,
  • выдвигать гипотезы и предположения,
  • отбирать средства и материалы,
  • делать выводы,
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Детский дизайн- как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников"

Мой опыт работы:  как  я  использую детский дизайн в разных видах детской деятельности....

Маршрутная игра как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников

    Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей».

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»....

Предметно – пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста.

предметно - пространственная среда, как средство развития инициативы и самостоятельности детей младшего возраста....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье освещаются вопросы поддержки детской инициативы в дошкольном учреждении и дома. Автор уделяет особое внимание значимости влияния взрослого на развитие детской инициативы в игровой деятельност...

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» во второй младшей группе

План работы по самообразованию«Театрализованная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей»во второй младшей группе...