Методическая разработка «Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду»
методическая разработка

Закопайло Ольга Васильевна
Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrab.docx25.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

«Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду»

Музыкальный руководитель

 Закопайло Ольга Васильевна

Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Возрастные особенности слуха и голоса ребенка

Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы "подравниваясь" к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.

Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Координация слуха и голоса — важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Особенности музыкальной деятельности детей. Виды музыкальной деятельности

Музыка детства — надежный друг на всю жизнь. С древних времен музыка была важнейшим средством воспитания. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающего мира и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.

Восприятие музыки – это творческий процесс. Он является первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери – первое его знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкальную деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок сам еще не может говорить.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных пилах исполнительства.

Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Здесь важны чувство меры, вариантность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Педагог должен чувствовать детей, видеть их реакцию, ни в коей мере не притуплять их интерес к музыкальной деятельности и, следовательно, к музыке.

Методы и приёмы обучения пению

Музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения, способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.

Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В.К. Колосовой, Н.Я. Френкелем, Н.А. Метловым. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок. Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.

В средней группе дети знакомятся с высокими и низкими звуками. В старшей группе эти представления закрепляются и формируются знания о средних звуках, умение их слышать в пределах квинты. Упражнение "Бубенчики" Е. Тиличеевой помогает этому. Дети не только пропевают звуки, но и выкладывают на фланелеграфе плоскостные изображения бубенчиков (высокий — средний — низкий), проигрывают звуки на металлофоне.

Дети 5-6 лет должны определять на слух направление мелодии, ее скачки, выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне. Для таких заданий целесообразно использовать упражнения "Лесенка", "Эхо", "Качели", "Скачем по лестнице" Е. Тиличеевой. Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропеть ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически передать это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками), лучше всего начинать с упражнений "Смелый пилот", "Небо синее" Е. Тиличеевой, "Сорока-сорока" (русская народная попевка).

Для формирования ладотонального слуха, умения быстро найти тонику незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества: "Что ты хочешь, кошечка?" Г. Зингера, "Зайка, зайка, где бывал?" М. Скребковой, "Зайка", "Самолет", "Мишка", "Лифт" Т. Бырченко. Вопросно-ответная форма упражнений или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствуют активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Песни-упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей.

Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие песенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой, русские народные песни "Не летай, соловей", "Барашеньки".

Для детей, которые затрудняются в чистоте интонирования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов), лучшими упражнениями будут "Труба", "Конь" Е. Тиличеевой, "Дятел" Н. Леви и др.

Систематическое использование песен-упражнений (не менее 6-7 в квартал) поможет педагогам сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.

В старшей группе можно предложить такой прием — пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.

Полезен и такой прием — петь всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих.

На занятии детей старшей группы рассаживают следующим образом: в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, сажают детей с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду — детей с неустойчивыми певческими навыками; в третьем — детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно.

Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность. Приступив к разучиванию, целесообразно проиграть трудные мелодические обороты, пропеть их без музыкального сопровождения, проиграть отдельно, предложить прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогая детям осваивать и текст, п мелодию. Па первых занятиях по время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить ее с голоса взрослого. Нельзя разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь "речитативом", скандировать. По этой же причине не желательно поручать воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время.

Продолжая работать над песней, особое внимание на каждом занятии следует уделять трудным местам: играть одну мелодию, петь без сопровождения, но с помощью взрослого, привлекать к пению хорошо поющих детей, предлагать всем спеть мелодию без слов (на каком-либо звуке) и т.д.

На одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать песни, ранее выученные. При их исполнении от детей следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого, а некоторые песни можно петь без сопровождения аккомпанемента. Всего на каждом занятии может звучать 1-2 песни-упражнения; 1-творческое задание, 1 — песня разучиваемая, 1 — песня повторная. Исключение составляют занятия, проводимые непосредственно перед праздничным утренником, когда повторяют 3-4 песни.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей. Так как обучение игре на музыкальных инструментах проводится индивидуально или с небольшими подгруппами детей, то эти занятия помогают педагогу выявить способности каждого ребенка. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельной деятельности, подбирают на слух знакомые песни.

Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игры с пением разучиваются на музыкальных занятиях. Вначале разучивается песня, постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.

Позднее, при закреплении игры детям представляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они и ера ют и поют самостоятельно.

В играх с пением дети упражняются в умении петь а капелла. Важно, чтобы воспитатель создавал в группе ситуацию, при которой дети стремились бы повторить игру. Для этого порой достаточно внести необходимые атрибуты, шапочки-маски.

Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно-ролевых игр, как "Музыкальные занятия", "Праздничный концерт", "Музыкальный магазин", "День рождения Мишки (куклы)" и т.д. При этом дети прислушиваются к своему пению и пению товарищей. Неправильно спетая песня воспринимается как неудача, но она рождает доброе отношение друг к другу, желание помочь товарищу правильно спеть. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.

Практическая часть

В дошкольных учреждениях всерьез вопрос развития творческих способностей детей всегда рассматривается очень глубоко и серьезно. Особое место, занимает музыкальная деятельность. Значительный интерес представляет обучение детей выразительному, искреннему исполнению интересных им и несложных песен. Педагог должен помочь детям понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.

В процессе обучения пению музыкальный руководитель включает организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов. Эффективность развития этих видов певческой деятельности достигается подбором песенного репертуара. Выбор репертуара обусловлен возрастными особенностями певческих диапазонов дошкольников.

Педагог не должен ограничиваться только одним темпом. Во время распевания в быстром темпе можно добиться от детей хорошей дикции, выработки ритмического ансамбля. Распевание в медленном темпе, на ее взгляд, закладывает основу для развития вокально-певческих навыков, позволяет научить детей протяжному исполнению. Изменение темпа ведет за собой изменение характера звуковедения. Для исполнения в медленном темпе рекомендуется использовать легато, а в быстром — стаккато. Таким образом, повторение упражнений в различных вариантах — с изменением темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения вносит элемент новизны, не дает детям быстро утомляться и привыкнуть к методическим приемам, используемым педагогом на занятиях.

Творческий подход музыкального руководителя заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения и в целом песенный репертуар с учетом возрастных изменений в детских голосах.

В своей работе музыкальным руководителям необходимо обращаться и русской народной песне. Поэтичность, богатство мелодии, разнообразие ритма, яркость образов, юмор сделали народное песенное творчество незаменимым источником музыкального развития дошкольников, считает она.

Эти особенности русской народной песни способны вызвать желание петь даже у самых застенчивых детей. Для упражнений важно использовать народные попевки, песни с плавным голосоведением, например, "Как под горкой, под горой", "Аист", "Василек".

Детям доставляют удовольствие выступления на праздниках. В праздничной атмосфере можно наблюдать проявления песенного творчества. Таким образом, развивая у ребенка певческие способности еще в дошкольном возрасте, педагоги помогают ему войти в музыкальный мир, познакомить и приобщить к миру искусства.

Заключение

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой — классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Во время работы, большинство детей хорошо справились с заданием, но все же, результаты диагностики показывают, что различные ее компоненты развиваются неравномерно, таким образом, чтобы способствовать формированию у детей умений слушать музыку, планомерно развивать высотный, ритмический, динамический и тембровый слух нами рекомендованы дидактические игры (см. приложение 2).

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Список используемой литературы

  1. Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. [Текст]: М.: Прогресс, 1989.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. [Текст]: М.: Просвещение 1984.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. [Текст]: — М.: Музыка, 1973.
  4. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. [Текст]: — Дошкольное воспитание, 1994, №6, стр. 89.
  5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. [Текст]: М.: Просвещение, 1985.
  6. Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий)[Текст]: — Дошкольное воспитание, 1980, № 5.
  7. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. [Текст]: М.: Просвещение, 1982.
  8. Метлов Н.А. Музыка — детям. [Текст]: — М.: Просвещение, 1985.
  9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. [Текст]: — Ярославль: Академия развития, 1997.
  10. Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. [Текст]: М.: Музыка, 1980.
  11. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. — [Текст]: Дошкольное воспитание, 1996, № 11, стр. 91.
  12. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. [Текст]: М.: Просвещение, 1993.
  13. Радынова О. Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания. [Текст]: — Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр. 24 — 30.
  14. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. [Текст]: М.: Академия, 2000.
  15. Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. -[Текст]: М.: Просвещение, 1978.
  16. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. [Текст]: — Дошкольное воспитание, 1992, стр. 39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегративного занятия для детей средней группы детского сада "По мотивам русских народных сказок"

Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...

Методическая разработка на тему:"Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду"

Конспект НОД" Путешествие в волшебную страну"Направление:Познавательное развитиеИспользуемые технологии:- технология сотрудничества-технология исследовательской деятельности-здоровьесберегаю...

«Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду»

Методическая разработка на тему «Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду» Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному...

Пение как вид музыкальной деятельности в детском саду

Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издава...

Методическая разработка на тему "Открытое музыкальное занятие в детском саду"

открытое музыкальное занятие в детском саду для старших дошкольников на тему "Музыкально  - ритмические движения дошкольников"...