Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ.
консультация

представлено описание особенностей проектной деятельности, её этапов, таблица по этапам проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ».

     Развитие у детей познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества.

     Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

     Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

     Так что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время?

      По мнению прогрессивного педагога 20 столетия, основоположника «педагогики делания» Джона Дьюи, ребёнок – это солнце, вокруг которого вращается всё. Одно из центральных понятий педагогики Дж. Дьюи – опыт, который определяется как способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребёнка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, должно составлять главную цель воспитания и обучения.

     Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребёнка, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаётся через его самостоятельную деятельность и требует определённых познавательных и практических усилий, что ребёнок умеет применять в жизни. Исследователь считал, что в организации обучения следует исходить из четырёх инстинктов ребёнка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. Ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «развивать инициативу, творчество, участие».

     Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи – профессор У.Килпатрик под проектом подразумевает всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребёнку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, сердечного увлечения ребёнка при выполнении поставленной цели.

     Свою концепцию проектного обучения У.Килпатрик выстраивает на основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения Э.Торндайка. взяв за основу положение последнего о том, что деятельность, к которой  есть склонность, вызывает удовлетворение и повторяется чаще, чем та, которая выполняется по принуждению и вызывает раздражение, У.Килпатрик делает вывод: решающим моментом в процессе обучения является психология ребёнка. Проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность. Приобретённое ребёнком знание ради цели может быть применено как средство к новым целям, служить источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период деятельного настроя, когда ребёнок будет работать над любым проектом. Килпатрик утверждает, что в основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить её, проблема становится проектом.

     Е.С.Евдокимова отмечает, что гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров  и др.), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Дошкольник ещё не может быть автором и организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.

     По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно со взрослыми они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали  за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

     Отечественный педагог-психолог Н.Н.Поддьяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.

     В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребёнка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребёнок – взрослый или на соучастии в деятельности на партнёрских правах.

     Следуя принципам отечественных учёных и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдать следующие условия:

- учёт интересов ребёнка;

- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

     Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и М.Б.Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

-вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

-формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

     Особенностью проектирования является то, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование.

     Спецификой проекта также является его комплексный, интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим; практическая направленность, включение ребёнка в творческую деятельность, развитие коммуникативных и нравственных качеств).

      Как правило, темой проектов становится определённый раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих  детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

     Всё обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка и др.

     Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

СХЕМА

«Распределение деятельности воспитателя и детей

по этапам проекта»

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Целеполагание

1.Вводит в игровую ситуацию.

2.Формулирует проблему (цель).

3.Определяет задачи (нежёстко).

1.Вживается в сюжетно-игровую ситуацию.

2.Осознают и личностно воспринимают проблему.

3.Принимают задачи проекта.

2.

Разработка проекта, плана деятельности по достижению цели.

1.Помогает распределиться по группам.

2.Помогает спланировать деятельность.

3.Помогает организовать деятельность.

1.Распределяются по группам.

2.Планируют совместную деятельность.

3.Распределяют амплуа, роли.

3.

Выполнение проекта.

1.Организует работу над проектом (направляет и контролирует осуществление проекта).

2.Реализует основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, рассматривание, сравнение, экспериментирование и т.д.)

3.Оказывает практическую помощь.

4.Даёт необходимые рекомендации.

5.Формирует специфические знания, умения, навыки.

6.Следит за выполнением правил безопасности при работе с инструментами (режущими).

7.Организует индивидуальную работу.

1.Осваивают специфические знания, умения, навыки.

2.Участвуют в организуемых мероприятиях (экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях и т.д.)

3.Отбирают материал и инструменты.

4.Совместно готовят поделку, по ходу работы совещаются, советуются, вносят изменения и дополнения.

4.

Подведение итогов.

1.Помогает готовить презентацию.

2.Приходит на помощь в случае затруднения.

3.Участвует в презентации (н: в дегустации блюд, в спектакле, оказывает помощь в защите гипотез каждой подгруппой).

1.Готовят презентацию (составляют краткий, яркий рассказ, сочиняют стихи, песенки, подбирают загадки и т.д.).

2.Представляют работу гостям.

5.

Рефлексивный

1.Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

2.Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы.

1.Отвечают на вопросы и задают их.

2.Делают вывод о решении проблемы.

3.Намечают темы следующих проектов.

СОВЕТЫ  ВОСПИТАТЕЛЮ

ПО РАБОТЕ  НАД  ПРОЕКТОМ.

1.Глубоко изучить тематику  проекта.

2.При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3.Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4.Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.

9.Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

Метод проектов –

1) комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления (М.В.Моисеева);

2) метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным (И.С.Сергеев);

3) метод (технология) саморазвивающего обучения (Г.С.Селевко)

4) проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них;

                  - это детская самодеятельность;

                  - это конкретное практическое творческое дело, поэтапное

                     движение к цели;

                  - это метод педагогически организованного освоения ребёнком

                     окружающей среды  ( ; стр. 89);

5) проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды (ж. «Обруч» № 3 – 2004 г., стр. 6);

6) проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта) ( ; стр. 4);

Проектное обучение предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с чётким планом и т.п.

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности (ф; стр. 114).

Цель проекта – модель желаемого конечного (педагогического результата.

Задачи проекта – выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта. Проблемой может стать, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

Мотивация – процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определённой деятельности или иных действий, поступков. Представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений.

Продукт проектной деятельности – разработанное участниками проектной деятельности реальное средство разрешения поставленной проблемы.

 

Структура проекта – последовательность этапов любого проекта. Обязательно включает в себя постановку (социально значимой) проблемы; целеполагание; дробление на задачи; определение методов и средств (планирование деятельности) по достижению цели; поиск необходимой информации; (изготовление) подготовка продукта; его презентация. Может включать другие (необязательные) этапы.

Содержание проекта – деятельность, необходимая для получения результата проекта со специфическими характеристиками и функциями.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Типы проектов:

Информационные проекты. Они направлены на ознакомление участников с конкретной информацией о каком-то объекте, явлении, её анализ и обобщение. В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы (1-ая проводит социологическое исследование; 2-ая изучает материалы СМИ; 3-я входит во взаимодействие с компетентными специалистами для получения взвешенной, аналитической информации). Важно определить примерный перечень источников информации (СМИ, компетентные лица, литература и т.п.).

Творческие проекты. Проекты, имеющие чётко обозначенный с самого начала результат деятельности (видеофильм, драматизация, праздник, сочинение, репортаж, газета, альбом, справочный материал, словарь, проект участка и пр.).

Игровые проекты. Проекты, в которых участники принимают на себя роли, обусловленные характером и описанием проекта (литературных персонажей, вымышленных героев, имитирующих социальные или игровые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями). Доминирующими в таком проекте будут игровое творчество и приключенческая деятельность. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Результаты таких проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

Исследовательские проекты. Тип проекта, подчинённый логике исследования и имеющий структуру, приближенную к научному исследованию (определение проблемы исследования, задач и методов исследования, выдвижение гипотез, определение путей решения проблемы, выводы).

Практико-ориентированные проекты. Данный проект отличает чётко обозначенный с самого начала результат, который направлен на удовлетворение социальных интересов участников проекта.

Монопроект – проект, проводящийся в рамках узкой проблемы, одного раздела обучения, в отличие от интегрированного (межпредметного).

Самостоятельность дошкольника – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами.

Принципы исследовательского обучения:

- Принцип ориентации на познавательные интересы ребёнка.

- Принцип свободы выбора  и ответственности за собственное обучение.

- Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.

- Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.

- Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.

- Принцип формирования представления о динамичности знания.

- Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.

- Принцип использования авторских учебных программ.

Репродуктивными методами обучения являются такие, при которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности:

-«объяснительно-иллюстративный» (педагог сообщает готовую информацию разными средствами);

-«репродуктивный» - даёт возможность сформировать умения и навыки путём упражнений; действуя по предложенному образцу, учащиеся приобретают умения и навыки использования знаний.

Продуктивными методами обучения являются такие, при которых ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской, творческой деятельности:

-«частично-поисковый» («эвристический») – предполагает выработку умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы, высказывать предположения, строить планы их проверки;

-«исследовательский» - выявление проблем, постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, сделанные на их основе суждения, умозаключения.

Групповой проект – совместная профессиональная, учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность партнёров, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект – проект, выполняемый одним участником (персональный проект).

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от одного дня до недели.

Мини-проект – может укладываться в одно занятие, педагогический конструкт.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

Долгосрочный проект – проект продолжительностью от одного месяца и более.

Литература.

1.Савенков А.И.  Материалы курса  «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

2.Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008.

3.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"

Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"....

Семинар-практикум "Метод проекта в педагогическом процессе ДОУ"

Представлены теоретические основы проектной деятельности и подбор средств для работы с воспитателями....

Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».

Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...

«Место проекта в педагогическом процессе МАДОУ на примере проекта «Поклонимся великим тем годам…»

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже завис...

Статья "Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

 В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной...

Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»

Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»...

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учрежденияСовременная система дошкольного образования сегодня ориентирована на полноценное развитие...