Мастер - класс для родителей совместно с детьми. Тема «Лаборатория научных чудес» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
материал

Бухтиярова Светлана Александровна

Мастер - класс для родителей совместно с детьми. Тема «Лаборатория научных чудес»  (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_roditelyamilaboratoriya_nauchnyh_chudes.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для родителей совместно с детьми.

Тема «Лаборатория научных чудес»

(старший дошкольный возраст 5-6 лет)


Цель. Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка; вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Задачи собрания.
1. Заинтересовать родителей экспериментированием в домашних условиях.
2. Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.


Ход Мастер – класса.
Воспитатель.
 Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. 
- Наша с вами встреча будет необыкновенной и приятной. Совсем не за горами то время, когда ваш ребёнок пойдёт в школу. И я думаю, что каждый родитель хотел бы, чтоб его ребёнок не просто учился, а успешно учился. 
- На сегодняшний день перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает важная задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

- Учителя начальных классов обозначают проблему, что дети, приходя в школу, имеют недостаточные знания об окружающем мире, исчезли «почемучки», которые могли бы задавать вопросы, самостоятельно или с небольшой помощью взрослого находить на них ответы.  Поэтому процесс воспитания дошкольника направлен на поиск таких форм организации работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
- Одной из таких форм, которую мы используем в педагогической работе, стала детская экспериментальная деятельность, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
- В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся с детьми различные опыты и эксперименты.
- Сегодня мы с детьми познакомим вас с некоторыми опытами, которые детям понравились  больше всего.
- Для этого, уважаемые родители, я приглашаю вас, окунуться в мир детства.
- Нам нужно разделиться на три команды и пройти в нашу «Лабораторию научных чудес»
(родители проходят в «лабораторию» и занимают места за столами).
- А теперь, я хочу пригласить главных «Знаек» нашего детского сада (заходят дети, занимают места рядом с родителями). 
- Ну, а я превращаюсь в профессора «Знаек»
- Итак, уважаемые Знайки, вы готовы к научно-исследовательской работе?
(ответы)
- Тогда, проходите и занимайте места около старших лаборантов, своих родителей.
- И прежде, чем перейти к опытам и экспериментам, нам необходимо вспомнить правила безопасности: 
Слайд 5.  «Правила безопасности с картинками».
«Быть осторожными со стеклянными предметами!»
«Ничего не пробовать на язык!»
«Не вдыхать знакомые и незнакомые вещества!»
- Ну что, готовы?
(ответы взрослых и детей)
- Тогда начинаем.
Задание № 1. 
- Отгадайте загадку.

Загадка.
Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем - он ведь нам необходим…
(воздух)
- Правильно, воздух. 
- Видим ли мы воздух? (
ответы детей и родителей: нет, воздух невидимый)
- А есть ли у воздуха цвет?
(ответы детей и родителей: нет, он бесцветный).
- А где находится воздух? (участники дают ответы). 
- А как вы думаете, есть ли воздух в организме человека? Чтобы это узнать, проделаем небольшой эксперимент.
Опыт-эксперимент «Подушка из пены»
Ход опыта
. Для этого вам нужно, капнуть в тазик с водой несколько капель жидкого мыла, а затем осторожно всё перемешать. А теперь опустите конец трубочки в тазик с водой дуйте в мыльную воду (дети и родители выполняют). 
- Что произошло с водой?
(появились пузырьки, пена.) 
- Откуда появились пузырьки? (мы выдули их из мыльной воды).
- Правильно, мы вдыхали воздух в себя, а затем выдыхали его через трубочку, направленную в мыльную пену.
- А теперь давайте посмотрим у кого пена выше и пышнее?
(воспитатель проходит, смотрит, оценивает).
- Ваш вывод, уважаемые исследователи? (мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков).
- Молодцы, очень хорошо справились с работой, хорошие подушки из пены сделали.
- А теперь, попробуйте положить на свои подушки кусочки ваты
(кладут, и они держатся на пене). 
- А теперь положите куклу- голыша, что случилось? (голыши провалились в тазик). 
- Ваш вывод, уважаемые исследователи?
(мыльная пена может быть и высокой, но держит только легкие предметы).
- Молодцы, и теперь переходим к следующему заданию.
Задание № 2.

Загадка.
Круглый, гладкий, как арбуз… 
Цвет - любой, на разный вкус. 
Коль отпустишь с поводка, улетит за облака..
(воздушный шар) 
- Правильно, воздушный шарик. Многие праздники проходят с воздушными шариками. Любят с ними играть и взрослые и дети. Но сейчас мы будет не играть с ними, а проводить опыт. 
- Ваша задача, уважаемые «Знайки», наполнить шарики воздухом, т.е. надуть, а родители потом проколят их зубочисткой так, чтобы они не лопнули.
Опыт-эксперимент «Волшебный шарик»
Дети и родители пробуют выполнить задачу.
- Ну что, получилось у вас, сохранить ваши шарики?
(ответы, предположения детей и родителей).
- А я могу доказать, что шарик может и не лопнуть при его прокалывании.
Демонстрирую опыт с прокалыванием шарика.
Ход опыта. Надуть шарик, размерами не превышающий длину зубочистки. После этого завязать шарик, чтоб он не сдувался. Затем аккуратно проткнуть шарик рядышком с хоботком шарика, так как там идет уплотнение, и шарик не лопнет. После аккуратно проткнуть шарик с другой стороны, где он уплотнен.
Вывод: скотч не даёт давлению разорвать шарик, а сама зубочистка закрывает дырочку и не даёт воздуху выходить наружу.
- Ребята, а какие ещё с воздушным шариком можно провести эксперименты?
(ответы детей).
- Уважаемые Знайки, вы любите купаться? А для того, чтобы не утонуть, вы что делаете? (ответы родителей и детей).
- Вот сейчас мы с вами проведём эксперимент с яйцом «Ловкий пловец».
- А ловким пловцом у нас окажется: обыкновенное сырое куриное яйцо. 
Задание № 3 «Ловкий пловец».
- Возьмите и погрузите яйцо в одну из банок. 
- Что произошло?
(яйцо опустилось на дно). 
- А в другую банку добавьте 3 ст. ложки соли, хорошо размешайте, а затем вновь опустите яйцо в воду
(участники проделывают).
- Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой - поднимается на поверхность?
Вывод: вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Плотной она стала из-за соли. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода. 
- Ну, что не устали? Тогда переходим к следующему заданию. 
- Ребята, мы уже узнаем, что обыкновенная вода удивительное вещество. 
- Какой вода может быть?
(ответы детей: бесцветной, прозрачной, сладкая, солёная, горячая, холодная, безвкусная).

- А цветной может быть? (ответы детей).
- Правильно, может, если в ней растворить красители. Но сегодня мы проведём с вами опыт, который покажет нам, что краски в воде могут и не смешиваться.
Опыт «Светофор в стакане».
Для этого понадобится: 3 пластиковых стакана, каждый стакан заполнен водой на 1/3 часть, сахарный песок, шприц или столовая ложка.
Ход опыта. В пронумерованные стаканы (1, 2, 3) добавим сахарный песок: в стакан под № 1 - 3 столовые ложки, в стакан под № 2 - 4 столовые ложки, в стакан под № 3 - 5 столовых ложек. 
- Поставьте все стаканы по порядку. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Хорошенько, чтобы весь сахар разошёлся: перемешайте. Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2 стакан, зелёную краску в 3 стакан, и снова всё перемешайте.
- Теперь родители возьмите шприц, и аккуратно, вливайте окрашенную воду в стакан. 1 слой будет зелёным, 2 - жёлтый и 3 - красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
- Уважаемые научные сотрудники, в чем же секрет?
(высказывают предположения, выводы).
Вывод: концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
- А сейчас мы с вами выполним последнее наше задание.
Задание № 4. Опыт «Цветочная поляна».
- Сегодня мы будем распускать бумажные цветы.
Для этого нам потребуются: цветная бумага; ножницы; миска с водой.
Ход опыта. Для начала вырежем из бумаги цветы и согнем лепестки так. Теперь опустим эти цветы в воду и будем наблюдать за тем, как они «распускаются». 
Участники выполняют опыт. Профессор проходит и контролирует их работу.
- Почему же так происходит? 
- Ну что ж, работа закончена. А теперь давайте сделаем вывод
(участники выдвигают свои версии, предположения).
Вывод: бумага начинает намокать в местах сгиба и распрямляется.
- Молодцы, уважаемые исследователи, вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь, пришло время отдохнуть и поиграть. Я приглашаю всех Знаек и родителей  выйти на середину и встать в круг. 
Игра «Волшебная коробочка»
Ход игры. Дети и взрослые встают в круг и передают друг другу коробочку, в это время играет весёлая музыка. Когда музыка прекратилась, тот, у кого в руках волшебная коробочка, раскрывает одну из них - первую, игра продолжается до тех пор, пока все коробочки откроются. Игрок, которому повезло, он раскрыл последнюю коробочку с призом (вместе с призом лежит план схема маршрута до клада). Дети двигаются по заданному маршруту и находят клад (конфеты) в группе на столе или каждый в своём шкафчике (сопровождает их второй воспитатель).

- Спасибо Знайкам, без них родители бы не справились с заданиями.(дети уходят).
Воспитатель продолжает собрание.

- Уважаемые родители, вам понравилось участвовать в проведении опытов? 
- Кто-то раньше проводил данные эксперименты?

- Как, по-вашему, что испытывали дети, когда участвовали в совместном проведении опытов? (ответы детей).
- Совершенно верно, дети испытывали удовольствие от опыта, его результата, а главное у них была радость от совместной работы с самыми дорогими и близкими ему людьми, родителями. 
- Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
- Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
- Для вас, уважаемые родители, мы подготовили буклеты, которые вы можете взять домой и, хорошенько изучив их, применять на практике.
Рефлексия
- Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
- В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
- Наша встреча на этом заканчивается. Желаем успехов в познании мира вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мастер-класса с родителями подготовительной группы на тему «Развитие воли у детей дошкольного возраста» в рамках знакомства с ФГОС (конспект, презентация, памятка).

Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, ...

Мастер-класс для родителей совместно с детьми Тема: Открытка «С любовью» (С использованием нетрадиционной техники рисования «Рисование кулёчком»)

В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно - приобретает актуальное значение. Поэтому на соврем...

Мастер – класс для родителей (совместно с детьми) «Салют Великой Победы»

Используется нетрадиционная техника в рисования для детей раннего возраста...

Мастер-класс для родителей совместно с детьми "Ромашка добра"

Мастер-класс по изготовлению «Ромашки добра» для родителей совместно с детьми в рамках реализуемого в группе проекта «Дорогою добра».1.Из прямоугольников белой бумаги 6х10см вы...

Мастер-класс для родителей совместно с детьми "Тигр - символ года" в средней группе

Мастер-класс для родителей совместно с детьми по изготовлению елочной игрушки «Тигр – символ Нового года» в средней группе.Приближается новогодний праздник, многие уже украсили елку ...

Мастер-класс для родителей совместно с детьми «Наряд для мамы»

Цель: развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видЗадачи:закрепить знания детей об одежде,обучение детей обследованию перед зеркалом своего лица, и приемам выражения ...