РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка

Кузнецова Светлана Павловна

Важным фактором полноценной деятельности человека является его речь, с помощью которой он взаимодействует с другими людьми, обменивается информацией, выражает свою позицию. Однако, существуют специфические нарушения речевой деятельности, которые проявляются еще в детском возрасте и крайне важно вовремя начать коррекционную работу с такими детьми. Процесс коррекционно-развивающей деятельности в отношении детей с речевыми нарушениями имеет комплексный характер и предполагает сотрудничество специалистов с семьей ребенка, с его родителями. 

Полученные родителями во время занятий с логопедом и воспитателями знания позволяют закрепить их в процессе прогулок, экскурсий, во время ухода за растениями, животными.

Мы предполагаем, что огромное влияние на коррекционную деятельность ребенка с речевыми отклонениями в семье оказывают ее состав, характер сложившихся в ней эмоциональных отношений, стиль воспитания, психологические особенности и педагогические возможности родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева Ж.В.

учитель-логопед МБДОУ д/с №12

 Татаренцева Е.В.

учитель-логопед   МБДОУ д/с №12

Кузнецова С.П.

воспитатель МБДОУ д/с №12  

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Важным фактором полноценной деятельности человека является его речь, с помощью которой он взаимодействует с другими людьми, обменивается информацией, выражает свою позицию. Однако, существуют специфические нарушения речевой деятельности, которые проявляются еще в детском возрасте и крайне важно вовремя начать коррекционную работу с такими детьми. Процесс коррекционно-развивающей деятельности в отношении детей с речевыми нарушениями имеет комплексный характер и предполагает сотрудничество специалистов с семьей ребенка, с его родителями.  

Полученные родителями во время занятий с логопедом и воспитателями знания позволяют закрепить их в процессе прогулок, экскурсий, во время ухода за растениями, животными.

Мы предполагаем, что огромное влияние на коррекционную деятельность ребенка с речевыми отклонениями в семье оказывают ее состав, характер сложившихся в ней эмоциональных отношений, стиль воспитания, психологические особенности и педагогические возможности родителей.

Следует отметить, что эмоциональная стабильность родителей напрямую связана с речевыми нарушениями детей, в связи с чем, психологическая неустойчивость родителей создает большую вероятность нервных срывов у детей. По данным некоторых исследований, для детей с отклонениями, в том числе и с речевыми, в развитии в системе межличностных отношений наиболее эмоционально значимыми являются отношения с матерью.

По мнению некоторых исследователей, благоприятной основой для коррекции детей с речевыми отклонениями является гармонизация жизнедеятельности ребенка, предполагающее безоценочное, демократическое взаимодействие с детьми, высокий уровень доверия родителей к детям, развитие позитивной самооценки у родителей и детей; формирование позитивного, сплоченного образа семьи у детей [2].

Очень важно привлекать родителей к активному участию и сотрудничеству с помощью коллективной, индивидуальной, наглядно-информационной работы. Необходимо в течение года проводить от трех до пяти родительских собраний по речевой тематике, в процессе которых важно разъяснить им необходимость систематической логопедической работы, рассказать о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы. Необходимо продемонстрировать записи дефектной и исправленной речи.

При работе с семьями детей с отклонениями в развитии благоприятным является создание атмосферы сообщества, в котором родители чувствуют себя принятыми и имеют возможность обращения в любое удобное для них время. Группы могут иметь открытый характер. Также возможен вариант клубной работы.

Работа с родителями может проводиться с использованием методов активного социально-педагогического обучения в группах. В ходе работы родительских групп им сообщаются сведения об особенностях воспитания и развития их детей, обсуждаются различные педагогические ситуации, как из литературных источников, так и из их личного опыта, предлагаются методические рекомендации для совершенствования процесса семейного воспитания.  

Помимо собраний важным видом сотрудничества логопеда и родителей являются консультации, затрагивающие такие актуальные темы, как: звуковой анализ в домашних условиях; рассказывание как форма коррекции речевых нарушений, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, сказка как вид коррекции речевых нарушений: семейные речевые игры.

Коррекционная деятельность в семье заключается в создании благоприятных домашних условий для систематической работы по общему, речевому развитию детей, при этом родителям крайне важно повышать психолого-педагогическую компетентность. Отметим, что формирование речи детей во многом основывается на примере родителей, так как ребенок подражает близким людям, иногда точно копируя не только речь, но и даже интонацию, в связи с чем родителям нужно следить за правильностью своей речи.

Достаточно эффективными методами сотрудничества родителей и воспитателей помимо групповых собраний, индивидуальных бесед и консультаций являются анкетирование, наглядная агитация, открытые занятия с детьми.

Следует отметить, что помощь детям будет эффективной в случае предъявления к их речи единых требований.

Таким образом, эффективность коррекционной деятельности речевых нарушений дошкольников зависит от характера сотрудничества педагогического коллектива и родителей. Тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей, повышает речевую культуру дошкольников и коррекционно-педагогическую компетентность самих родителей и способствует устранению причин речевых трудностей.

Список литературы

  1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.И. Селиверстова. М., 2013.
  2. Пастухова, Л. А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта : дис. . канд. псих, наук : 19.00.07 / Л. А. Пастухова. Ярославль, 2006. – 216с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника.

Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника....

Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей

Специфика работы логопедической группы ДОУ и  роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей...

Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей

Данная памятка раскрывает работу группы компенсирующей направленности в ДОУ. ...

Роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье описывается когда необходимо обратиться к специалисту, если заметили у малыша стойкое нарушение речи....

РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Важным фактором полноценной деятельности человека является его речь, с помощью которой он взаимодействует с другими людьми, обменивается информацией, выражает свою позицию. Однако, существуют сп...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в коррекции речевых нарушений»

Цель: Познакомить родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старш...