Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа)

Андрусик Татьяна Александровна

Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развития внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие умения принимать настроения других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «КОЛОКОЛЬЧИК»

 

Конспект

развивающего занятия

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Тема: «В мире эмоций»

(Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста)

Автор: Андрусик Т.А.

г. Советск

2020

Цель: Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развития внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие умения принимать настроения других людей.

Задачи:

  • Создать обстановку психологического комфорта.
  • Учить детей умению расслабляться, простейшим приемам само регуляции, релаксации, снятие психического напряжения
  • Развивать способность определять эмоции по схематическому изображению – пиктограмме, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции и их оттенки
  • Развивать эмоциональность, коммуникативность, воображение, память, внимание, умение проявлять положительные эмоции во время игр и упражнений.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, сплоченность группы, чувство эмпатии, уверенность в себе.
  • Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике

Оборудование и материалы.

  • лист обоев длиной 1,5 м.;
  • набор мелков, цветных карандашей;
  • иллюстрации к сказкам;
  • карточки с изображением эмоций
  • пиктограммы
  •  магнитофон, аудиозапись с веселой и релаксационной музыкой

Предварительная работа:

  1. Знакомство с эмоциями на занятиях.
  2. Изотерапия. Рисование эмоций.
  3. Чтение художественных произведений, где герои испытывают разные чувства.  Сказки: «Жихарка», «Царевна лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  4. Работа с УМК.

Количество участников: 6-8 человек.

Возраст детей: 5-6 лет

Методические приемы:

Словесный - беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.

Наглядный: слайды, корректурные таблицы

Стимулирования - создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.

Игровой: игра с препятствиями.

Ход занятия:

Педагог:

В детском саду - новый день,

Всем мы скажем: «Добрый день».

Добрый день тебе и мне,

Всем мы скажем на Земле.

- Ребята, а какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

 Очень хорошо, что настроение у вас радостное, давайте поделимся друг с другом частичкой хорошего настроения.

Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и почувствуйте тепло рук друзей.

  - Я хочу вам кое-что предложить. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться.

Тот, кому он в руки попадет

Доброе слово своему соседу назовет.

   Упражнение «Волшебный клубочек»

   Цель: формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

       (Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.)

Педагог:

Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов.

А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас?

Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек руках –он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Дети, добрый клубочек мне подсказывает, что сегодня у нас с вами необычное занятие, а интересная игра. А называется она «Путешествие по стране эмоций».  Страна эта большая, нужно будет делать остановки и выполнять задания. Вы готовы отправиться в путь? Тогда вставайте на ковер самолет и отправляемся в полет. Закройте глаза и представьте, что мы летим над полями и лесами (звучит музыка).

Первая остановка «Настроение»

Педагог:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей,

Влияет без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится!

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Ребята, посмотрите внимательно, какое необычное дерево на этой остановке. Давайте подойдем поближе и определим настроение яблок на этом дереве.

Игра «Яблочное настроение»

- Какое настроение у этого яблока? (веселое, радостное)

- Какое чувство оно переживает? (веселье, радость, счастье)

- Какое настроение у этого яблока? (грустное, печальное)

- Какое чувство оно переживает? (грусти, печали)

- Какое настроение у этого яблока? (испуганное)

- Какое чувство оно переживает? (испуг, страх)

- Какое настроение у этого яблока? (злое, сердитое)

- Какое чувство оно переживает? (злости, гнева)

- Какое настроение у этого яблока? (удивленное)

- Какое чувство оно переживает? (удивления)

Когда дети отвечают, прошу других детей добавлять – а ты, как думаешь? Кто еще хочет сказать, что-то добавить?

- Молодцы! Давайте отправимся дальше.

Дети садятся на воображаемый ковер самолет и отправляются дальше.

Вторая остановка «Угадайка»

Игра «Третий лишний»

- Здесь, девочки и мальчики, есть пиктограмма и три картинки с эмоциями. Посоветуйтесь все вместе и уберите лишнюю картинку, которая не подходит к данной пиктограмме.

1. Пиктограмма «Веселый»

  • Мальчик радуется снегу
  • Сказочный персонаж
  • Мальчик удивляется

2. Пиктограмма «Удивленный»

  • Девочка в заснеженном лесу 
  • Девочка упала
  • Сказочный персонаж с мимикой удивления.

3. Пиктограмма «Испуганный»

  • Дети с выражением радости
  • Девочка (мимика испуга)
  • Мальчик поскользнулся

Молодцы! Мы с вами дружно выполнили задания на этой остановке. Давайте отправимся на следующую.

Дети садятся на воображаемый ковер самолет и отправляются дальше.

Третья остановка «Сказочная»

- Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

- Когда вы их слушаете или смотрите, у вас всегда меняется настроение. То вы смеетесь, то переживаете, то злитесь. И все это зависит от сюжета и, в каком эмоциональном состоянии находится герой сказки. Присаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте.

Сейчас я буду читать литературные отрывки, а вы будете показывать, какое настроение они вызывают. Если радостное - хлопайте в ладоши, если грустное – топайте ногами.

Литературные отрывки.

  • «Приехала Василиса Премудрая, домой, хватилась – нет лягушечьей кожи. Бросилась она искать ее. Искала. Искала – не нашла, и говорит Ивану-царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще 3 дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в тридевятом государстве, у Кощея Бессмертного». («Царевна лягушка»)

  • Вдруг по лесенке — тук-тук-тук.

Жихарка бежит, громким голосом кричит:

— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать!

И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.( Жихарка)

  • «Иванушка говорит:

- Сестричка Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца.

- Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком. Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.

Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет…»   («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  • «… собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Педагог: Молодцы! Мы с вами дружно выполнили задания на этой остановке. Давайте отправимся на следующую.

Дети садятся на воображаемый ковер самолет и отправляются дальше.

Четвертая остановка «Город Радости»

Ребята сейчас мы с вами находимся в городе Радости.

Скажите, а как вы думаете, как должны выглядеть жители этого города? (радостными, веселыми)

Какие блюда едят в этом городе? (сладости)

А давайте мы с вами нарисуем жителя этого города – радость, такого же роста, как кто-то из вас. Рисовать будем на полу. Пока я раскатываю бумагу, подумайте, кто хочет, чтобы житель похож на него? Чтобы это получилось, нужно будет лечь на лист и обвести контур тела от головы до пяток. (прорисовываем контур ребенка на лист и переносим лист на стол)

Давайте сделаем его радостным. Все готовы?

Начнем с лица. Первое, на что мы обращаем внимание, глядя на радостного человека- это … Правильно, улыбка. (предлагается одному из детей нарисовать улыбку)

Что еще есть на лице? (дети называют и рисуют рот, нос, глаза …)

А теперь посмотрим, что еще нужно нарисовать на голове? Волосы, уши. Отлично! (Фигура крепится на доску и рассматривается)

- Веселый получился у нас человечек, но нам пора отправляться назад в детский сад. Давайте  сядем на наш ковер- самолет, закром глаза и на счет 3 окажемся в детском саду.

Рефлексия

- Вот и закончилась наше путешествие. Что было трудно вам выполнить? А что больше всего запомнилось?  Вам понравилось путешествие?

 - Коля, какое у тебя настроение?

- Что понравилось тебе?

- Какая игра понравилась больше всего? И т.д. отвечает каждый ребенок.

Педагог: Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Было очень интересно узнать о вашем путешествии по стране эмоций. Я хочу пожелать, чтобы вы всегда были дружными, уважали друг друга, любили друг друга, чтобы у вас всегда было веселое, радостное настроение».

До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Давайте жить дружно!"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно!»Цель: формирование навыков успешного социального взаимодействия.Задачи:...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЧИМСЯ ДУМАТЬ»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Развитие психологической  готовности ...

Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему « Причуды Студёной зимы»

Познавательное развитие детей и формирования мотивационных готовности к обучению в школе....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У».

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Звук и буква У»....

Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна «Вообразилия»

Развивающее занятие  для детей старшего дошкольного возраста«Волшебная  страна Вообразилия» Цель: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.Зада...

Авторская разработка Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Кармашек полный поцелуев»

Новизна представленной методической разработки заключается в том, что, во-первых, работа педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта интегрируется в содержание художественного текста для ...